Дулебенец В.Н. "Коротко о незабытом, из службы Отечеству на борту легендарного МРЗК «Усач»".

           На подфоруме «Владивосток, шестая верста» (форума «Морской») сайта «Авиабазы» я трижды «отмечался», но за общением ветеранов на форуме и за материалами на сайте «38-ая бригада кораблей ОСНАЗ ТОФ» слежу постоянно. Мой вывод о работе этих ресурсов: ветераны бригады занимаются необходимым и нужным делом, как для восстановления правдивой истории о морской разведке, так и для сохранения памяти о соединении корабельной разведки Тихоокеанского флота.

Пользуясь настоящей дозволенностью высказывать мысли вслух, мы (ветераны) обязаны рассказывать и рассказать молодежи, а они слушать, усвоить, знать, помнить и брать в пример героическое прошлое старших поколений, равняться на дедов и прадедов, и знать, чем занимались, как и в каких условиях служили они Отечеству. А служили мы по ДОЛГУ, ЧЕСТИ и СОВЕСТИ. Отечество осталось не в обиде на нас.

Конечно же, с годами в нашем сознании стираются «острые углы», к сожалению, такова человеческая память. Годы наши идут, и мы активно  погружаемся в «болото склероза», а в нем даже, забываем, как звали последних  сослуживцев, теряем их адреса и невольно прекращаем общение с ними.

Для восстановления событий минувшего времени нам могли бы помочь записи прошлых лет. Но, как дисциплинированные и ответственные военные моряки-разведчики, на службе мы записей не вели и, естественно, многое за годы запаса успели забыть из того, что казалось тогда, будем помнить вечно.

Общение на форуме предоставляет всем ветеранам равную возможность воскресить память о нашем непростом (и без преувеличений!) героическом прошлом. Нам, ветеранам, надо воспользоваться его услугами для того, что бы в полемике воспоминаний воскресить полноту и истину того, что и как вершилось нами в годы холодной войны, а истина поможет будущим историкам и писателям в написании правдивых книг и такой же истории о морской разведке.

На 124 страницах форума участниками уже рассказано многое и о многом из растянутого временем коллективного подвига моряков-разведчиков ТОФ. Еще больше важных для истории сведений остаются забытыми и нетронутыми лежат в тайниках нашей уставшей от мирских забот памяти о ратном труде на благо Отечества. Можно сожалеть, что ограниченное число офицеров-разведчиков принимают участие в работе форума. А жаль, товарищи офицеры-разведчики! От нас многое зависит.

Основная доля воспоминаний форумчан по праву принадлежит быту и тяготам морской походной жизни, ратной службе в морях особенно при ведении разведки американских ВМС в Тонкинском заливе в годы Вьетнамской войны.

Однако никто еще не обмолвился и ничего не сказал, что нашим злым и не менее опасным из вероятных противников весь период холодной войны были «братья навеки» - Вооруженные силы КНР, которые в то тяжелое для нас время объявили Советский Союз своим врагом №1, а своим врагом №2 – считали США. Их агрессивность открыто проявлялась как на нашей границе с КНР (события на острове Даманский), так и особенно при каждой встрече разведывательных кораблей в районах боевой службы, как с боевыми кораблями ВМС КНР, так и с торговыми и промысловыми судами Китая.

Разведывательные походы в Желтое и Восточно-Китайское моря были не менее тяжелые, а может и более опасные, чем походы в районы Тонкинского залива. Но почему-то об этих походах пока нет воспоминаний у форумчан, принимавших участие в разведывательных походах ВМС КНР на малышах: «ГС-47», «Гидрологе», «Амперметре», «Измерителе» и др. Не знаю, может это и «модно» теперь не говорить плохо о вновь обретенных «братьях», однако история модной или не модной быть не может, она должна быть полной и правдивой.

Мне, из числа немногих моих живых годков-сослуживцев (призванных в разведку в 1960-м году), ветерану Отечественной и Вьетнамской войн, ветерану боевых действий по послевоенному боевому тралению, ветерану морской разведки, совершившему многие десятки разведывательных  походов в моря Мирового океана, в том числе и на разведку ВМС КНР в Восточно-Китайском и Желтом морях, есть что вспомнить, есть, что и с чем сравнить, есть что оценить, что бы сделать выводы. Необходимо рассказать внукам и правнукам, чем и как занимались их деды, защищая интересы Отечества в напряженнейшие периоды жизни нашего государства. И я работал над воспоминаниями последних 10 лет (вспоминал и писал книги), да и продолжаю заниматься этим!

Фактически 19 января мне исполнится 82 года. В последние годы я спешил сделать то, что обязан был сделать в жизни. И, как мне кажется, напрягая память, сделал многое, хотя и не все (на качество и полноту проделанной работы не претендую). Я писал, как умел и как мог, излагал в книгах и видеофильмах бытие службы и жизни военных моряков-разведчиков, правдиво рассказывал своим читателям суть нашей жизни и службы, обращал их взоры на «зри в корень». Теперь я с чистой совестью могу сказать ветеранам, а так же успешным и не очень успешным предпринимателям и бизнесменам от разведки, а так же обездоленным пенсионерам: читайте воспоминания в электронном виде, издавайте и читайте книги о жизни и службе военных моряков в самиздате, смотрите уже сделанные  видеофильмы, в них вы найдете много интересного и полезного для воспитания своих внуков достойными нас людьми. В основе своей, книги написаны для ВАС и наших преемников. Знаю, что их читают в доступных ипостасях и дают мне положительные отзывы из многих регионов бывшего Союза. Однако прошу извинения, что придать книгам нормальный облик для жизни, я не могу из-за располагаемых мною средств. Всем пока предлагаю довольствоваться тем, что есть и как есть.

Работу форума я приветствую! Своим рассказом из книги об МРЗК, о маленьком легендарном кораблике и его экипаже (по-другому назвать не могу) хочу просто ликвидировать одно из белых пятен в нашем героическом прошлом.

Мне приходилось ходить в моря 23 года (до 1983 года), почти на всех разведывательных кораблях нашего соединения, в должностях - старпома, командира и старшего офицера походов (наставника молодых командиров). Однако из числа всех кораблей и экипажей мне глубоко запал в душу легендарный «Усач» («ГС-47») и его экипаж, командиром которого мне посчастливилось быть 3 года.

Кораблик (о нем и в форуме незаслуженно умалчивается, да и из «Усача» на форуме никто не отметился) был злостно обижен корабелами 178-го СРЗ при переоборудовании из СРТ в МРЗК. С существенными заводскими неполадками, как подстреленная птица, «Усач» был принят от завода бывшим его командиром старшим лейтенантом Козичем, который, долго не задержался на борту «Усача» - был назначен командиром на СРЗК «Пеленг».

Меня же, как несговорчивого с начальством «рвача», без личного согласия, назначили командиром легендарного «Усача». А я и не отказывался от должности, так как на большее я и не рассчитывал...

О том, что корабль хронически больным вышел из завода, командование знало, однако (может и не от хорошей жизни) трезво и хладнокровно планировало ему походы и отправляло в моря, а меры к возвращению в завод на излечение недуга не принимало. «Усач» исправно и мужественно («...на одном крыле...») выходил в океан, результативно нес боевую службу и благополучно возвращался в базу. И это устраивало командование на берегу. Однако какой ценой достигались успешные результаты походов, знал только экипаж и его командир, к голосу которого командованию прислушиваться было недосуг, так как безотказно срабатывал русский «авось».

О не полностью боеготовом к выходу в моря на боевую службу «Усаче» знал и весь личный состав дивизиона. Все они (офицеры и матросы) старались «обходить «Усач» стороной», «по добру и по здорову» не ходить в походы на его борту, и называли его «школой мужества», а то и «дисбатом». В прозвищах, рожденных бытием «Усача» (бытовые условие там были доведенными до абсолютного минимума), была значительная доля правды. Офицеры в экипаже не задерживались, штат матросов, старшин и офицеров пополнялся из числа в чем-то провинившихся моряков при их службе на «элитных» кораблях соединения.

Верными патриотами, морскими романтиками  и старожилами экипажа, а так же опорой командира в его службе на «Усаче» оставались: помощник капитан-лейтенант Г. С. Лисин, начальник РТС старший лейтенант Кострицын и штурман лейтенант Ященко, а так же «старые морские волки», мичманы: Федоров, Казанцев и Хакимов. Перед самым выходом «Усача» на боевую службу экипаж срочно доукомплектовывали по принципу «с миру по нитке» и «на тебе боже, что нам негоже».

Моряки, придя в экипаж заметно преображались, проникаясь ответственностью за себя, за выполнение своих обязанностей, за решаемые задачи, за экипаж и корабль в целом. Они знали, что в море на «Усаче» может случиться всякое, если не держаться друг за друга и каждому не быть в ответе за судьбу корабля. С морем УСАЧЕВЦЫ говорили только на «ВЫ».

Своим отношением к службе и решению предстоящих на поход задач экипаж внушал мне (командиру корабля) полное доверие, а опасное недоверие к заводским проблемам экипаж компенсировал своей организованностью, исполнительностью, мастерством и мужеством, в экстремальных ситуациях делать все зависящее от каждого со знаком качества. И жизнь безапелляционно подтвердила делом мои слова. Моя вера в людей моего экипажа, не подводила. Я верил им, а они верили мне.

А суть хронического недуга «Усача» была простой: мощный дизель-генератор завод установил в кормовой надстройке на уровне верхней палубы, от вибрации которого у моряков стучали зубы и болели головы, а техника и механизмы корабля часто выходили из строя. Потери хода и связи на 12 (и более) часов из-за аварий главного двигателя происходили, как правило, в ненастную погоду и в опасной близости от берегов вероятного противника.

За три года моего командования «Усачем» по этим причинам он трижды лишался хода, и дважды волной и ветром его опасно несло к Японским островам, то со стороны океана, то со стороны Восточно-Китайского моря. Корабельные умельцы в тяжелейших погодных условиях делали невозможное (без полностью вышедшего из строя по состоянию здоровья командира БЧ-5 Логинова) успешно меняли подшипники линии вала, кустарно изготавливали то, что не предусматривалось иметь на борту в составе ЗИП.

«Усач», как настоящий боец-разведчик, сражался за жизнь свою и своего экипажа и не только в теплых водах, но и зимой в своих холодных, в Японском море и все по одной и той же причине.

А дело было так! При возвращении в базу, у видимости мыса Поворотного нас накрыл глубокий зимний циклон. Главный двигатель тут же начал «пыхтеть» и терять мощность: отказал цилиндр, да и другой – «на ладан задышал». Корабль перестал надежно удерживаться против волны, быстро обледеневать и, работая на передний ход, ледяной глыбой плыть назад. Экипаж был брошен для борьбы с обледенением, а БЧ-5 – обеспечивать хоть какой-то ход кораблю. Теперь даже опытный инженер-механик, капитан 3-го ранга В. Г. Соловей, прикомандированный на поход с «Приморья», как казалось мне, не верил в чудо спасения. Однако и на этот раз «Усач» выстоял и выжил.

И наконец-таки, один из самых тяжелых эпизодов из моей командирской практики. В одном из походов на боевую службу, так сложились обстоятельства, что я лично отдал приказание своему помощнику капитан-лейтенанту Геннадию Степановичу Лисину: «Находиться в машинном отделении и быть готовым по личному моему приказанию топить  «Усача». Описываемые события происходили в марте 1969-го года, когда командование ВМС Китая, по образцу и подобию захвата ВМС КНДР американского морского разведчика «Пуэбло» пыталось пленить МРЗК «Усач» в районе Желтого моря, так была оценена возникшая ситуация, мною и офицерами корабля. Командование же ТОФ на мои доклады с моря не реагировало, никаких указаний мне не давало, оценок действиям командира и кораблей «группы захвата» и в базе не сделало.

И все же, я утверждаю: попытка реального пленения  «Усача» существовала. Объективно, не зря же три корабля ВМС КНР (1 – БТЩ и 2- МПК), с расстояний 3-5 кабельтовых, окружив (можно сказать безоружный «Усач») и удерживая направленными стволы своих орудий на  рубку корабля, сопровождали его по БГ №1 около двух суток.

Покинув район боевой службы, и, маневрируя переменными галсами как бы для промера глубин, «Усач вошел в территориальные воды Южной Кореи, с которой в то время открыто, враждовала КНР. Только здесь мы смогли оторваться от преследования китайских кораблей и попытка пленения «Усача» не состоялась.

Мужественный экипаж «Усача», двое суток находился на боевых постах по боевой тревоге, готовый силой боевого взвода из стрелкового оружия отражать попытки высадки на борт корабля групп захвата, выдержал и такую психическую атаку враждебно настроенных сил.

Да, уважаемые ветераны фортуна к мужественному экипажу «Усача», как впрочем, и к другим разведывательным кораблям, поворачивалась не только передом, но и задом. Однако всегда моряки-разведчики, оставаясь верными своему предназначению, мы выходили победителями в разных, в том числе и  экстремальных ситуациях. Честь нам и хвала!

Без задних мыслей скажу: подвиги моряков разведки ТОФ в море рождали настоящих героев, однако герои в большинстве своем оставались  незамеченными и неизвестными даже флотской общественности из-за порочной практики в работе тех, кто оставался на берегу и обязан был это делать. Я не могу назвать ни одного из «сухопутных моряков», кто не удостоен боевых наград «За освоение новой техники».

Экипаж МРЗК «Усач» награждение понимал по-своему - «не наказали, значит наградили». Так, за три года моего командования «Усачем» ни один член экипажа не был удостоен боевых Правительственных наград, хотя я после каждого похода ходатайствовал, но как сказал мне единожды один высокопоставленный начальник: «... места для ваших фамилий в списках для награждения не оказывалось». Теперь он говорил правду!

Своих офицеров я помню всех. Среди них был и молодой инженер-лейтенант Логинов, который при аварии двигателя, в штормовом море, подняться с кровати так и не смог. На мои требования заниматься ремонтом главного двигателя только сквозь зубы мог выдавить из себя: «Не могу, товарищ командир! Лучше застрелите меня!».

Помню хорошо старшего матроса Ваню Клочкова, москвича, танцора из корабельной самодеятельности, замечательного корабельного кока. Его я просто обожал, это был лучший кок дивизиона и большой патриот «Усача».

Всех участников названных мной походов на «Усаче» прошу отозваться, а всем ветеранам легендарного «Усача», в том числе его командиров: Семенова, Козича, Лисина, Митичкина, Хороших прошу принять активное участие в работе форума и своими воспоминаниями дополнить мой рассказ об экипаже и корабле

 

Экс Начальник штаба 38-ой бригады ОСНАЗ капитан 1-го ранга в отставке В. Н. Дулебенец

Владивосток. Декабрь м-ц, 2012 года.

создание интернет сайта - Студия Триас