ВЛАДИВОСТОК. 3 октября. ВОСТОК-МЕДИА – Ударный
атомный авианосец ВМС США USS Enterprise (CVN-65) стал первым в мире атомным
авианосцем, и 8-м по счету кораблем по именем Enterprise в истории
военно-морского флота США.
Как и его
предшественник, знаменитый авианосец времен 2-й мировой войны, USS Enterprise,
новый авианосец быстро получил прозвище Big E – Большой Э. USS Enterprise
(CVN-65) был и остается самым длинным в мире военным кораблем, его длина
составляет 342 метра. Планировалось построить 6 авианосцев класса Enterprise,
однако был построен всего один, постройку остальных пришлось отменить из-за
слишком высокой стоимости. К настоящему времени USS Enterprise (CVN-65) стал
вторым по возрасту ветераном ВМС США, числящемся в строю, старше него только
парусный фрегат USS Constitution. USS Enterprise находился в строю 51 год,
больше, чем любой другой авианосец в мире. За это время службу на его борту
прошли более 100 тысяч моряков.
У Биг Э есть и другие
особенности, делающие его единственным в мире. Например, 8 атомных реакторов,
или 4 руля.
Но все-таки главные
достоинства Биг Э заключаются в его биографии. Авианосец стал символом
военно-морской мощи США и принимал участие практически во всех войнах и
конфликтах, в которые были втянуты США. Киль Энтерпрайз заложили в 1958 году на
верфи в Ньюпорте, в сентябре 1960 года он был спущен на воду, 25 ноября 1961
года он официально вступил в строй ВМФ США, а 12 января 1962 года вышел в свой
первый поход. Уже в октябре того же года Биг Э стал участником первого
конфликта в своей истории – Кубинского кризиса. С 1965 года и по 1973 год,
конец Вьетнамской войны, авианосец периодически принимал участие в боевых
действиях США во Вьетнаме, попутно поучаствовав в конфликте между КНДР и Южной
Кореей. В этот же период, 14 января 1969 года, произошла и знаменитая авария на
борту авианосца – сильный пожар, вызванный взрывом самолетной ракеты
воздух-воздух и воздух-земля Зуни, подвешенной к крылу Фантома, стоявшего на
взлетной палубе. Погибло 27 человек, 314 получили ранения, 15 самолетов были
уничтожены взрывами и огнем. Сильно досталось и авианосцу, он ушел на ремонт в
Перл-Харбор.
В апреле 1975 Биг Э
осуществил очень рискованную операцию по эвакуации из Сайгона американских
граждан и вьетнамцев, обреченных на уничтожение новой коммунистической властью.
Людей эвакуировали вертолетами с крыш американского посольства и командного
центра под огнем вьетконговской артиллерии, под воздушным прикрытием
истребителей.
Не обошли Биг Э
стороной войны в Персидском заливе и Югославский конфликт, уж не говоря про
присутствие авианосца, в качестве сдерживающей силы, в массе горячих точек,
грозивших перерасти в пожар большой войны.
Планировалось списать
Энтерпрайз где-то в 2014-15 годах, однако остановились на конце 2012 года. Биг
Э будет торжественно выведен из строя действующих кораблей ВМФ США 1 декабря
2012 года в Норфолке, Вирджиния. После церемонии списания ему предстоит пройти
деактивацию реакторов и выгрузку топлива - операция, которая займет почти
столько же времени, сколько его строительство. Планируется начать деактивацию в
середине 2013 года, и закончить где-то в 2015-м. В США давно уже идет активная
кампания по сохранению авианосца в качестве мемориала-музея, однако специалисты
скептически относятся к этой идее, поясняя, что после выгрузки топлива и
деактивации реакторов от внутренностей авианосца мало что останется, потому что
выемка топлива и реакторов потребует капитальной разборки конструкций корабля.
Скорее всего, часть Биг Э все-таки будет сохранена – его знаменитый «остров»,
надстройка, характерного кубообразного вида. Такой вид она получила не по
прихоти разработчиков проекта корабля, а в связи с установкой на Биг Э первой в
мире фазовой РЛС, то есть РЛС, использующей не вращающиеся, а стационарные
антенны.
Войтенко Михаил
Источник |