Тяжелый ракетный крейсер проекта 1144 «ОРЛАН»


      История формирования технического облика надводного носителя «Гранита» -тяжелого атомного ракетного крейсера пр. 1144 «Орлан» (главный конструктор – Б.И. Купенский) – носит сложный и противоречивый характер. После нереализованных проектов конца 1950-х гг. работы по атомным надводным ракетоносцам продолжались и в следующие десятилетия (пр. 61Б и др.).
      Исследования начатые в 1964 году по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетикой водоизмещением 8000 тонн. Главным конструктором был назначен Б. Купенский, до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных ВПК типа «Комсомолец Украины». От Военно-Морского Флота главным, наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту, стал капитан 2 ранга А. Савин.
      Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем главнокомандующего ВМФ С. Горшкова. Тем не менее, проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать все новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей ее части. В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ). При этом главком потребовал размещения резервной ЭУ на органическом топливе. Его опасения можно понять: отечественный опыт эксплуатации атомоходов был сравнительно небольшим, а боевой корабль – это даже не ледокол, да и обеспечение его стоянки при нашей системе базирования всегда было болевой точкой флота.
        Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость. Было учтено также то, что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противокорабельными ракетами.
       Проектировавшийся с 1965 г. атомный ракетный крейсер пр. 1165 «Фугас», первоначально рассчитанный на вооружение комплексом «Базальт», а на более поздней стадии работ – 32-48 ракетами «Гранит», к 1971 г. «слился» с атомным «сторожевым кораблем» пр. 1144, ранее прорабатывавшимся исходя из оснащения ракетами «Малахит».
       В результате получился корабль, по водоизмещению (24100 т) и размерам (длина 251 м, ширина 28,5 м) превзошедший линкоры царской постройки, оснащенный богатейшей коллекцией наиболее мощных радиолокационных и гидроакустических комплексов (включая мощнейший ГАК «Полином»), противокорабельного, противолодочного и зенитного ракетного и артиллерийского оружия, а также парой вертолетов.
       Таким образом, облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность, и он получил окончательное наименование – атомный ракетный крейсер.
       При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей ее глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. д.
        В 1973 г. его проектирование было завершено, а весной следующего года состоялась закладка.
       Назначение: Уничтожение противника. придание боевой устойчивости силам ВМФ, действующим в удаленных районах морей и океанов. Обеспечение конвоев и десантных отрядов на переходах морем и в районах высадки.
       26 марта 1973 года на Балтийском Заводе было начато строительство первого головного корабля проекта 1144 — тяжёлого атомного ракетного крейсера (ТАРК) «Киров» (с 1992 года — «Адмирал Ушаков»). Спуск на воду состоялся 27 декабря 1977 года, а 30 декабря 1980 года крейсер был передан флоту.

Сроки и время проектирования
ТТЗ: 1968 г.
Эскизный проект: 1969 г.
Технический проект: 1971 г.
Рабочий проект: 1977 г.
Сдача головного корабля: 1980 г.
      На корабле около 1600 помещений, среди которых 140 одно- и двухместных кают для офицеров и мичманов, 30 кубриков для матросов и старшин (на 6-30 человек в каждом), 220 тамбуров, 49 коридоров общей длиной почти в 20 километров, 15 душевых, две бани, одна сауна с бассейном 6×2,5 м, двухъярусный медицинский блок, где есть лазареты-изоляторы, аптека, рентген-кабинет, амбулатория, зубоврачебный кабинет и операционная. Энергетическая установка крейсера проекта 1144 могла бы обеспечивать электричеством и теплом город с населением в 100—150 тыс. жителей.

Атомная энергоустановка с реакторами КН-3 (активная зона типа ВМ-16), хотя и создана на базе ледокольных реакторов типа ОК-900, имеет существенные отличия. Самое главное — в топливных сборках (изготовитель — машиностроительный завод в г. Электросталь) размещается уран с высокой степенью обогащения (около 70 %). Срок работы такой зоны до следующей перезарядки 10-11 лет. Реакторы двухконтурные, водо-водяные, на тепловых нейтронах, в качестве замедлителя и теплоносителя применяется вода высокой чистоты (бидистиллят), которая под большим давлением (около 200 атмосфер) циркулирует через активную зону реакторов, обеспечивая кипение второго контура, который и идет в турбины в виде пара.

Ракетный крейсер «АДМИРАЛ УШАКОВ» («КИРОВ»).
    «Киров» – заложен 27 марта 1974, спущен на воду 27 декабря 1977, вступил в строй 30 декабря 1980 года, переименован в «Адмирал Ушаков» 22 апреля 1992 года. (Северный флот).
       Первый длительный поход (боевая служба в Средиземном море) в 1984 г. Потом дважды выходил для оказания помощи терпящим бедствие подводным лодкам.
       Во втором дальнем походе (1.12.89 – 17.02.90) на корабле вышел из строя носовой реактор. После аварии переведен в резерв.
19 09.99г поставлен в док ремзавода для утилизации.

Ракетный крейсер «АДМИРАЛ ЛАЗАРЕВ».
     «Фрунзе» – заложен 27 июля 1978, спущен на воду 26 мая 1981, вступил в строй 31 октября 1984 года. Переименован в «Адмирал Лазарев» 22 апреля 1992 года. (Тихоокеанский флот).
        Был небоеспособен (выведен из боевого состава в состояние длительной консервации, стоял на приколе в бухте Абрек). На июль 1999г. готовился к утилизации в связи с отсутствием средств на ремонт. На июнь 2000 г. изысканы средства (порядка десятков миллионов руб., надо от 2 до 7 млрд.) на ремонт крейсера на региональных судоремонтных предприятиях.
       06.12.02 на законсервированном крейсере, стоящем на базе ВМФ (залив Стрелок, район поселка Шкотово) возник пожар.Загорелся один из нежилых кубриков. Спустя четыре часа огонь был локализован и потушен.

Ракетный крейсер «АДМИРАЛ НАХИМОВ».
«Калинин» – заложен 17 мая 1983, спущен на воду 25 апреля 1986, вступил в строй 30 декабря 1988 года. Переименован в «Адмирал Нахимов» 22 апреля 1992 года. (Северный флот) .
14 08.99 г. поставлен на ремонт и модернизацию. Последнее плавание до ремонта – июль 1997 г.
На 02.2001 ремонт не начат. На 02.2003 начаты работы по выгрузке отработавшего ядерного топлива из реакторов и их перезарядке.

Ракетный крейсер «ПЕТР ВЕЛИКИЙ».
«Юрий Андропов» – заложен 25 апреля 1986, спущен на воду 25 апреля 1989, вступил в строй в марте 1998 года. Переименован в «Петр Великий» 22 апреля 1992 года. (Северный флот).
  Центробежные процессы распада СССР, отсутствие стабильного финансирования растянули строительство корабля на период более 10 лет. Общая стоимость крейсера составила около 1 млрд. долл.США
В ноябре 1996 года крейсер пришел в Северодвинск для проведения второго этапа испытаний корабля на месте постоянной дислокации и последующего вводом в боевой состав СФ, которые из-за отсутствия финансирования растянулись на два года..
В период войны в Югославии находился в составе сил Северного флота проводящих весной 1999 г.сбор-поход 30 боевых кораблей, в т.ч ТАРК «Адмирал Кузнецов», 12 атомных подводных лодок..
В августе 2001 г. принял участие в крупных тактических учениях трех флотов, в ходе которых погибла АПРК проекта 949, 949А «Курск».
В 2002 г. ТАРКР – флагман СФ возглавил недельный сбор-поход сил флота в акватории Баренцева моря, в июне 2003 г. – совместные учения Северного и Балтийских флотов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ
Водоизмещение
Стандартное: 22 750 т
Полное:          23 980 т

Размеры
Длина наибольшая:  250,1 м
Ширина наибольшая:          28,5 м
Осадка при полном водоизмещении:       10,32 м

Характеристики
Скорость полного хода:      ок. 32,1 уз
Дальность плавания:           неограниченная
Автономность по запасам провизии:        80 суток
Комплектация:         758 человек

Силовые установки
Главная энергетическая установка:          Атомная суммарной мощностью 140 000 л.с.
Главные турбозубчатые агрегаты ГТЗА 653 (2х70000 л.с.)
Паропроизводящая установка КН -3.
Электроэнергетическая установка:           Суммарной мощностью 18 000 кВт.
(турбогенераторы ОК-ЗК – 4х3000 кВт.,
газотурбогенераторы ГТГ-1500 – 4х1500 кВт.).

Вооружение
Ударное ракетное:    Универсальный комплекс УРО «Гранит» в составе
20 ПУ СМ-233 (20 крылатых ракет)
КАСУ «Гранит».

Зенитное ракетное:  2 универсальных ракетных комплекса С-300Ф,
каждый в составе ПУ Б-203А (по 48 ракет)
и системы управления ЗЦ-41 (»Форт»);
Два зенитно-ракетных комплекса «Оса-МА»,
каждый в составе ПУ ЗИФ-122 (по 20 ракет)
и системы управления 4Р-33А.

Артиллерийское:      Универсальный артиллерийский комплекс 100 мм калибра в составе
двух одноорудийных АУ АК-100 (2000 снарядов)
с системой управления МР-114.
Четыре артиллерийских комплекса 30 мм калибра,
каждый в составе двух АУ АК-630М
(12000 снарядов) с системой управления МР-123.

Противолодочное и противоторпедное:  Ракетный комплекс «Метель-1144″
в составе спаренной ПУ МС-82 (10 крылатых ракет)
и системы управления «Муссон-У»;
2 торпедных аппарата ПТА-53-1144, РБУ-6000 и две РБУ-1000;
Комплекс управления противолодочным и противоторпедным оружием «Пурга-1144″;

Радиотехническое:   Радиолокационная система обнаружения
воздушных и надводных целей МР-800 (»Флаг»);
2 навигационные РЛС МР-230;
Морской навигационный посадочный комплекс МНПК-9 (»Привод-В);
Комплекс РЭБ: «Кольцо», 2 МП-152, 2 МП-264;
Автоматизированный гидроакустический комплекс «Полином»;
Комплекс для создания пассивных помех ПК-2
в составе двух ПУ ЗИФ-121 (200 снарядов) и СУ «Терция».

Авиационное:           2 вертолета Ка-252 (2 вертолета в резерве).

 

Источник

создание интернет сайта - Студия Триас