Лукаш Д.Т. "Особые случаи в деятельности разведывательных кораблей Тихоокеанского флота"

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первый командир 19 ОМРТО (1966-1969 г.г.)
и первый командир 38 бригады разведывательных кораблей ТОФ  (1969-1978 г.г.)Д.Т. Лукаш

       

        Начиная с конца 50-х годов, и особенно с началом агрессии США против Демократической республики Вьетнам, резко активизировалась разведывательная деятельность ВМС стран Тихоокеанского бассейна.
        23 января 1968 года северокорейские корабли в своих территориальных водах захватили американский разведывательный корабль (рзк) «Пуэбло». Захват американского рзк «Пуэбло» явился, как бы, прелюдией к дальнейшим провокационным действиям, но уже по отношению к разведывательным кораблям СССР, хотя первая провокация по отношению к нашему разведывательному кораблю была совершена значительно раньше.
        Несмотря на общую активизацию разведывательной деятельности вооруженных сил стран Тихоокеанского бассейна, все же наиболее активно ее вели советские разведывательные корабли.

        Первая вооруженная провокация против нашего разведывательного корабля «ГС-34» («Унго», командир корабля капитан-лейтенант КОЗЬМИН Александр Борисович) была совершена ночью 28 декабря 1959 года в Японском море у восточного побережья Кореи, в Восточно-Корейском заливе.
        А дело было так. «ГС-34» выполнял обычный разведывательный поход. Штормило, малая видимость. Однако в девятнадцатом часу погода несколько улучшилась. Штурман Эдуард Михайлович ЩУКИН по приказанию командира корабля участил периодичность определения места корабля. Корабль находился в районе с координатами – широта -39˚07΄ сев., долгота 128˚35΄ вост. До северокорейского берега было 30 миль, а до побережья Южной Кореи – и того больше (ширина территориальных вод КНДР равна 12 миль, Южной Кореи – 3 мили).
      Густели сумерки, море затягивал вечерний туман. Берег, который еще недавно можно было если не угадать, то хотя бы смутно предположить на юго-западе, вовсе исчез за туманом. На корабле усилили визуальное наблюдение, на постах радио- и радиотехнической разведки неслась вахта. С целью обеспечения скрытности ведения разведки активная радиолокационная станция не включалась. В это время матрос Виктор КАЗАНЦЕВ заметил по правому борту ракету на фоне темного неба и доложил об этом командиру. Вдруг в районе «ГС-34» почти в то же мгновение огненная очередь трассирующих снарядов прочертила небо, устремляясь к кораблю. Командир корабля капитан-лейтенант КОЗЬМИН А.Б. был твердо уверен в месте своего корабля и в том, что корабль не нарушил территориальные воды иностранного государства, а, следовательно, этот залп не мог носить даже предупредительный характер. Рзк «ГС-34», не имея на борту ни пушек, ни пулеметов, вынужден был отвернуть на 90 градусов и начать отходить еще мористее. На корабле включили один из прожекторов и сигнальщик матрос Григорий КОПАНЕВ, пользуясь международным сводом сигналов, начал непрерывно подавать сигнал в сторону берега: «Чем вызван обстрел?».
        Прошло несколько томительных, напряженных минут, как вдруг наши моряки увидели силуэты трех кораблей без ходовых огней и каких-либо других опознавательных знаков. Корабли быстро приближались к разведывательному кораблю «ГС-34». Один из них, без флага, не отвечая на запросы, прямо шел на сближение с «ГС-34» и через несколько минут был опознан как малый противолодочный корабль – «большой охотник».
       Командир рзк «ГС-34» приказал направить один из прожекторов на гидрографический флаг ВМФ СССР, развивавшийся над разведывательным кораблем (под этим флагом с 3 августа 1959 года ходили разведывательные корабли), а вторым прожектором – освещать приближающийся к нему иностранный корабль. Почти у самого борта «Унго» он развернулся и лег на обратный курс. 

  Командир мрзк ГС-34 капитан-лейтенант Козьмин А.Б., матрос Кажаев А.С.

        В 20 часов 40 минут 28 декабря «большой охотник» вновь приблизился к рзк «ГС-34» на дистанцию 4,5-5 кабельтовых и без каких-либо предупреждений дал по безоружному «ГС-34» четыре очереди из 40-миллиметровых автоматических установок. Дистанция между нападающим кораблем и «ГС-34» была настолько мала, что не разглядеть на «ГС-34» гидрографический флаг было бы невозможно. После этого «большой охотник» отвернул и ушел в темноту.
        В ходовую рубку, на ГКП корабля стали поступать доклады о полученных от обстрела повреждениях: был разбит компас, повреждена радиоантенна, расщеплена шлюпка и разбит контейнер спасательного плота; один из снарядов попал в носовой кубрик, была повреждена фальш-труба и корпус корабля.
        «ГС-34» уменьшил ход и лег в дрейф, а «большой охотник» вновь приближался к разведывательному кораблю. С пиратского корабля раздавались разбойничьи крики и угрозы.
         Это уже был расстрел. Снаряды рвались на палубе «ГС-34». Один из снарядов попал в ходовую рубку. Взрывной волной отбросило в сторону командира корабля, а помощник командира корабля капитан-лейтенант НОВОМОДНЫЙ Александр Павлович и сигнальщик Юрий ФЕДОРОВ, набиравшие флаги для сигнала, требующего прекратить обстрел, были ранены одновременно.
        В момент взрыва снаряда в рубке рулевой матрос Александр Сергеевич КАЖАЕВ, стоявший вахту на руле, успел броситься в ту сторону, где находился командир корабля и заслонил его своим телом. При этом сам А.С.КАЖАЕВ был убит наповал, получив прямое попадание снаряда в живот.
       Тяжелые ранения получили сигнальщик Виктор КАЗАНЦЕВ и рулевой Анатолий БЕЛКИН, но ни тот, ни другой не покинули свои посты, продолжая выполнять приказания командира корабля.
        Еще на разведывательном корабле «ГС-34» устраняли повреждения, причиненные снарядами, еще моряки помогали своим раненным товарищам, а раненый сигнальщик Григорий КОПАНЕВ продолжал освещать флаг своего корабля, когда пиратский корабль вновь приблизился к «ГС-34». Он стоял так близко, что наши моряки успели достаточно внимательно рассмотреть его. На его борту стоял номер «205» и корейский литер. Видны были лица экипажа корейского корабля.
       Подержав луч прожектора на советском флаге, «большой охотник» неторопливо ушел в сторону и скрылся в темноте. Ушли во тьму и два других корабля, лежавших поодаль в дрейфе.
        В эти трагические минуты все моряки показали исключительное мужество и отвагу. На рзк «ГС-34» не нашлось ни одного человека, кто бы струсил в эти страшные минуты. Рулевые, а также сигнальщик Александр ШЕСТЕРНИН, заменивший раненного товарища, не покинули своих постов. Радист Юрий ШАДРИН поддерживал непрерывную связь с Владивостоком, а мичман Николай Иванович БАЛАНДИН и его подчиненные в машинном отделении, где в это время было особенно тяжело нести вахту, не зная, что же происходит наверху, и что угрожает кораблю, обеспечивали кораблю заданный ход. Ни один из мотористов ни на минуту не покинул своего поста.
         В район инцидента по тревоге из военно-морской базы «Стрелок» был послан дежурный эскадренный миноносец «Веский» (командир корабля капитан 3 ранга Зайцев Виктор Алексеевич – будущий первый начальник штаба бригады разведывательных кораблей, бывший однокашник А.Б. Козьмина по военно-морскому училищу), который принял на борт тела раненный моряков (в условиях штормовой погоды) для доставки их в военно-морской госпиталь. В район инцидента вылетали самолеты ИЛ-28 авиации флота. Разведывательный корабль «ГС-34» («Унго») своим ходом, имея на борту тело погибшего матроса КАЖАЕВА А.С., дошел до базы.
        По случаю этого инцидента была направлена нота протеста МИД СССР правительству Южной Кореи. Позже, по уточненным данным, было установлено, что кораблем-пиратом был северокорейский малый противолодочный корабль № 205 типа «БО-1», полученный от СССР в начале 50-х годов.
        Так в журнале «Морской сборник» № 2 за 1960 год был описан приморским писателем Григорием ХАЛИЛЕЦКИМ, побывавшим на «ГС-34» сразу же по прибытия корабля в базу, этот инцидент.
        Об этом инциденте рассказывала и газета «Советский флот» в номере от 31 декабря 1959 года в статье подполковника Е. КАМЕНИЦКОГО «Подлая провокация южнокорейских пиратов».
         Так представляли обстановку в районе инцидента, по докладам командира корабля, и мы, офицеры Разведывательного управления штаба ТОФ, находившиеся в то позднее время на командном пункте Разведки флота.
        Погибший матрос КАЖАЕВ Александр Сергеевич был похоронен на морском кладбище во Владивостоке. Отремонтированный разведывательный корабль «ГС-34» еще в течение 13 лет нес боевую службу в западной части Тихого океана, успешно решая разведывательные задачи, в том числе и в районе боевых действий ВМС США у берегов Вьетнама, вплоть до вывода его в 1972 году из боевого состава флота и списания. Всего корабль нес боевую службу в течение 17 лет. Командир этого корабля, впоследствии капитан 1 ранга КОЗЬМИН Александр Борисович, после «ГС-34» командовал разведывательными кораблями «Измеритель», служил старшим офицером в Разведывательном управлении штаба ТОФ, затем командиром брзк «Забайкалье» и закончил службу в должности заместителя начальника школы техников ВМФ в г. Киеве. В звании капитана 1 ранга уволился в запас, жил в г. Киеве, где и умер в 2001 году.
        Справка: разведывательный корабль «ГС-34» (шхуна на базе логгера) построен в 1954 г. в ГДР. 9 мая 1955 г. на судне был поднят Государственный флаг СССР. В 1955 г. Северным морским путем судно перешло на ТОФ. Длина – 36 м, ширина – 6,8 м, осадка – 3,2 м, один двигатель 330 л.с., скорость хода – 9 уз., дальность плавания – 6900 миль. Первым командиром был Лазаренко Аким Наумович, в 1958 г. командиром был назначен Козьмин Александр Борисович.

       Второй провокационный случай по отношению к нашему разведывательному кораблю «Керби» (командир корабля капитан-лейтенант КОНСТАНТИНОВСКИЙ Евгений Петрович) произошел 4 июня 1966 года в Южно-Китайском море. Американский разведывательный корабль «Беннер» пошел на прямое столкновение с нашим рзк «Керби», однако, оба корабля серьезных повреждений не получили (на рзк «Керби» был погнут фальшборт в районе полубака).

          Справка: разведывательный корабль «Керби» построен как посыльное судно в июле 1953 года на СРЗ г. Хабаровска. 28 июля 1953 года на судне был поднят Государственный флаг СССР, а 20 ноября 1953 г. «Керби» вошел в состав 525 МРТД. Водоизмещение – 600 т, длинна ~ 40 м, ширина – 6,0 м, осадка – 3,0 м, один двигатель, скорость хода – 9 уз, дальность плавания – 5000 миль, автономность – 20 суток, мореходность – до 6 баллов. Первым командиром корабля был назначен капитан-лейтенант Плюта Юрий Кузьмич, которого сменил капитан-лейтенант Константиновский Евгений Петрович. В 1967 г. судно было выведено из боевого состава флота и в октябре 1967 г. передано в ДОСААФ. 

        Третий провокационный случай был совершен по отношению к нашему разведывательному кораблю «Измеритель» (командир корабля капитан 3 ранга КОНСТАНТИНОВКИЙ Е.П.). В сентябре1968 года тот же разведывательный корабль ВМС США «Беннер», вытесняя наш разведывательный корабль «Днепр» из района ведения разведки (вскрытие деятельности американских кораблей в Южно-Китайском море), целенаправленно совершил навал на наш корабль. Оба корабля серьезных повреждений корпуса не получили.

       Справка: разведывательный корабль «Измеритель» типа «Тунцелов» японской постройки, получен СССР от Японии по репарации по итогам Второй мировой войны. Государственный флаг СССР поднят 28 января 1958 года, гидрографический флаг – 3 августа 1959 г. Первым командиром корабля был капитан 3 ранга Плюта Юрий Кузьмич.       

            Четвертый провокационный случай, но уже с южновьетнамской стороны, был совершен 19 октября 1969 года против разведывательного корабля «Гидрофон» (командир корабля  капитан 3 ранга ПЛОТКИН Владимир Семенович (1960-1964 гг.),  которого в 1964 сменил   капитан 3 ранга ПЛОТНИКОВ Андрей Александрович, находившегося на разведке у побережья Южного Вьетнама в районе Дананга.
         В этот день корабль был обстрелян южновьетнамским патрульным катеров с бортовым номером 601. Обстрел был произведен в полдень, во время смены вахты. На ходовом мостике и в ходовой рубке находились рулевые-сигнальщики старшина 1 статьи ШИПУНОВ, старший матрос ФОМИНИЧЕВ, матросы ОЛЕННИКОВ, ДМИТРИЕВ, КОБЕЛЕВ, ПИРОЖКОВ. На руле вахту нес матрос ДМИТРИЕВ, а сигнальную – старший матрос ФОМИНИЧЕВ, который первым обнаружил приближающийся патрульный катер и доложил командиру корабля, который вызвал к себе специалиста СПС старшину 1 статьи Чуклина Николая Иосифовича. Патрульный катер пытался занять позицию мористее разведывательного корабля с целью принудить его следовать в сторону вьетнамского берега. Разведывательный корабль начал маневрирование по уклонению от патрульного корабля, открывшего огонь по рзк «Гидрофон» из крупнокалиберного пулемета и из 20 мм автоматов. Стрельба велась  по курсу движения рзк, над кораблем так и по самому кораблю. По кораблю была сделана всего одна очередь из крупнокалиберного пулемета и несколько очередей из 20 мм автоматов.
        В результате обстрела в ходовой рубке рзк «Гидрофон» возник пожар, была разбита часть аппаратуры, перебит кабель линии волновода радиопеленгатора «Визир». В районе форпика, в котором хранилась краска и шкиперское имущество, в борту возникло четыре пробоины. Одна из пуль попала в бидон с краской, стоявший на полубаке корабля, отчего краска загорелась и корабль был окутан черным дымом. Только по чистой случайности в форпике не произошел пожар, последствия которого могли бы быть непредсказуемы. Среди личного состава убитых и раненых не было.
      По воспоминаниям Н.И. Чуклина, преследование продолжалось около восьми часов, однако корабль сумел уклониться от преследования.
      Образец мужества и героизма в этой сложной обстановке проявил весь экипаж корабля, за что наиболее отличившиеся старшины 2 статьи БАЖУТОВ В.И. и СУРЖИКОВ П.К. были награждены медалью «За боевые заслуги».
         После возвращения рзк «Гидрофон» в базу, этот случай стал предметом тщательного расследования и разбора с командирами кораблей бригады.
        Об этом инциденте 19 октября 1969 года со ссылкой на сайгонские власти, сообщила и американская русскоязычная газета «Новое русское слово».
       Данный материал дополнен информацией участника данного похода, бывшим специалистом СПС, а ныне капитаном милиции в отставке Чуклиным Николаем Иосифовичем, а также данными,  изложенными в книге А. Окорокова "Секретные войны СССР" Москва, 2014 г.
       О провокации против нашего разведывательного корабля «Гидрофон» начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Н.Д. Сергеев телеграммой от 27 октября 1969 года информировал все флоты СССР.

          Справка: малый разведывательный корабль «Гидрофон» типа «сртм» проекта «Океан» построен в 1960 г. в ГДР. Водоизмещение – 870т, длина 51,0 м, ширина – 9,0 м, осадка 3,7 м, двигатель мощностью 540 л.с., скорость хода – 11,5 уз, дальность плавания – 7900 миль, автономность – 30 суток, мореходность – не ограниченная, экипаж 65 человек.
           Военно-морской флаг поднят 28 августа 1960 г., первый командир корабля – капитан 3 ранга Плоткин Владимир Семенович (1960-1964, в дальнейшем кораблем командовал капитан 3 ранга плотников Андрей Александрович (1964 - 1968 гг.).    
 

      Пятый провокационный случай был совершен в декабре 1969 года против разведывательного корабля «Протрактор» (командир корабля капитан 3 ранга АБРОСИМОВ Юрий Иванович). Корабль решал задачи боевой службы вблизи территориальных вод Вьетнама в Тонкинском заливе и был обстрелян вьетнамским патрульным кораблем из 40-мм автомата.
       В результате обстрела был ранен в левую ногу моторист матрос ЛЕБЕДЕВ Александр Николаевич. Корабль получил 16 пулевых пробоин в борту выше ватерлинии, отошел мористее от берега и продолжал выполнять задание.

         Справка: малый разведывательный корабль «Протрактор» типа «Тунцелов» японской постройки, получен СССР от Японии по репарации по итогам Второй мировой войны. Государственный флаг СССР поднят 28 февраля 1959 года, гидрографический флаг – 3 августа 1959 г. Первым командиром корабля был капитан-лейтенант Фадеев Николай Петрович. В 1969 – 1970 гг. кораблем командовал капитан 3 ранга Абросимов Юрий Иванович. За время службы в составе соединения корабль совершил более 30 походов на боевую службу, из них 13 походов – в район боевых действий во Вьетнаме. 

      Шестой случай провокации против нашего разведывательного корабля "Пеленг" (командир корабля капитан-лейтенант ГУЛЯЕВ Александр Вениаминович) был совершен 22 апреля 1970 года. На этот раз американскими ВМС. Корабля находился на боевой службе в Южно-Китайском море в районе Вьетнама и вел слежение за авианосной ударной группой (АУГ). Пытаясь выдворить разведывательный корабль из района деятельности американской АУГ и из района разведки, с авианосца был поднят самолет палубной авиации "Скайхок", который произвел бомбометание по курсу движения разведывательного корабля. сбрасывая бомбы по носу и по корме на удалении 1-2 кабельтовых от корабля. Прямых попаданий и повреждений разведывательный корабль не имел.

      Справка: средний разведывательный корабль "Пеленг" был построен на шведских вервях в 1959 году, как спасатель типа "Памир". Военно-морской флаг на корабле был поднят 28 ноября 1959 года. Корабль перешел из Североморска на ТОФ. В 1968 году командиром корабля был назначен капитан-лейтенант Гуляев Александр Вениаминович.

 Очередная, седьмая, провокация американских ВМС против разведывательного корабля бригады была совершена в апреле 1973 года, в период проведения операции по разведке траления морских мин американскими ВМС в Тонкинском заливе. Один из американских океанских буксиров имитировал таран разведывательного корабля «Анероид» (командир корабля капитан-лейтенант АРХИПОВ Петр Архипович, старший на борту командир оперативного отряда ТОФ капитан первого ранга ЛУКАШ Дмитрий Тимофеевич), стоявшего на якоре, на фарватере минного поля с включенными якорными огнями. В период между 21-22 часами с ярко включенными огнями на верхней палубе, буксир прошел на большой скорости в нескольких метрах по носу нашего корабля, задевая лопастями своего винта якорь-цепь разведывательного корабля. Вся команда американского буксира вышла на верхнюю палубу и со свистом и улюлюканьем грозила кулаками в сторону нашего корабля.
       В последующем таких инцидентов было много.

       Справка: малый разведывательный корабль «Анероид», построен в 1966 г. на Ярославском СРЗ как средний рыболовный траулер - морозильщик (СРТМ) проекта 502. Водоизмещение – 840 т., длинна 54,3 м, ширина 9,3 м, осадка – 3,6 м, одновинтовой. 26 марта 1966 г. на корабле был поднят военно-морской флаг, а 27 января 1967 г. корабль прибыл во Владивосток. В 1972-1973 гг. кораблем командовал капитан-лейтенант Архипов Петр Архипович. За время пребывания в составе соединения корабль совершил более 18 походов на боевую службу, из них три – в район боевых действий во Вьетнаме.

        Не лучшим образом воспринимало деятельность наших разведывательных кораблей у побережья Китая и командование ВМС Китая. Во многих местах у побережья Китая осуществляется лов рыбы китайскими сейнерами, джонками и другими маломерными судами. Среди этих судов всегда находится несколько судов, вооруженных крупнокалиберными пулеметами и осуществляющих охрану своих рыболовных судов. При приближении к ним наших малых разведывательных кораблей, на этих вооруженных судах играется «Боевая тревога», расчехляется оружие, расчеты занимают места по боевому расписанию и направляют орудия в сторону нашего разведывательного корабля, однако, случаев применения оружия не отмечалось.
       Во всех вышеизложенных инцидентах, при их анализе, действия командиров разведывательных кораблей были признаны правильными.
         На переходе в район боевой службы и в районе разведки наши корабли многократно облетывались самолетами американской палубной и базовой авиации, а также японскими самолетами на предельно малых высотах и расстоянии. В это время на наших кораблях вводился режим радиомолчания, активные РЛС не использовались, а "зеваки" убирались с верхней палубы.

    2004 г. 

создание интернет сайта - Студия Триас