Глава 4. В Тихоокеанском высшем военно-морском училище. Война с Японией. Коней Второй мировой войны.

          После окончания подготовительного училища все его выпускники убыли к новому месту учёбы. Я прибыл в распоряжение начальника ТОВВМУ.

К этому времени курсанты 4-го курса ТОВВМУ окончили училище и в июне 1945 года были выпущены из училища лейтенантами с направлениями на корабли и в части флота. Курсанты третьего и второго курсов ТОВВМУ в это время проходили летнюю практику на кораблях, в частях, а курсанты, окончившие первый курс - на учебной базе училища в бухте Миноносок, в южной части Амурского залива.

Нас, назначенных приказом начальника управления военно-морских учебных заведений (ВМУЗов) курсантов нового первого курса и прибывших в ТОВВМУ, начали привлекать к несению караульной и патрульной службы в городе Владивостоке (мыс Голдобин) и его окрестностях. Мы уже имели трехгодичную начальную военную подготовку и некоторый опыт в несении караульной и патрульной службы.

Привлекали нас и к бункеровке углем минных заградителей флота «Теодор Нетте» и «Ворошиловск» (в 1950 году «Ворошиловск» взорвался у мыса Шигина в бухте Новик, остров Русский при работе с минами).

На угольном причале военного порта Владивосток был только один транспортёр с короткой лентой, поэтому многотонные трюма высокобортных минных заградителей приходилось загружать с помощью мешков и курсантской рабочей силы.

Минные заградители забункерованные углём и с принятыми на борт минами уходили в море подновлять минные поля, ранее выставленные, на подходах к военно-морским базам Тихоокеанского флота.

Минные поля уплотнялись за счёт дополнительного количества выставленных мин и уменьшения ширины фарватеров на минном поле.

После ухода минных заградителей на выполнение поставленных задач нас, группу курсантов первого курса, в количестве десяти человек, направили на работы в арсенал, где мы готовили к отправке на боевые корабли флота боезапаса, а также участвовали в транспортировке его непосредственно на корабли.

На состоявшейся в феврале 1945 года Крымской (Ялтинской) конференции руководителей СССР, США и Великобритании было принято Отдельное соглашение предусматривающее вступление СССР в войну против Японии через два – три месяца после окончания военных действий в Европе.

Начиная с мая 1945 года, на Дальний Восток непрерывно шли воинские эшелоны с вооружением и войсками. Все тупиковые пути Дальневосточной и Приморской железных дорог были заставлены эшелонами с войсками, прибывшими из европейской части страны. 

Справка. К началу войны с Японией, всего вдоль границ Дальнего Востока было сосредоточено: советских войск – 1747465 чел.; орудий и минометов – 5250; боевых самолётов – 5171. Боевой состав ТОФ: подводных лодок – 78, надводных кораблей – 100, боевых катеров – 250, самолётов – 1548. Амурская флотилия имела 120 речных кораблей и катеров. Группировка ВС Японии имела: личного состава – 1200000 чел.; орудий и миномётов – 6640; танков и самоходных установок – 1215; боевых самолётов – 1907. 

 

 

8 августа 1945 года было опубликовано заявление Советского правительства правительству Японии о том, что СССР присоединяется к Потсдамской декларации США, Великобритании и Китая от 26 июля. Советский Союз принимает их предложение об участии в войне против японских агрессоров, и с 9 августа будет считать себя в состоянии войны с Японией.

С началом военных действий с Японией, в течение 9-10 августа ВВС ТОФ нанесли массированные удары по портам Северной Кореи.

В этот период нас, курсантов, привлекали к обеспечению организованной погрузки армейских подразделений непосредственно на суда флота, морская пехота флота погрузку на корабли и суда производила самостоятельно. 

Справка. С 11 по 21 августа морские десанты были высажены в порты: Юки (Унги) – 11 августа, около 1000 человек, Расин (Наджин) – 12 и 13 августа, рота, а затем батальон морской пехоты. В течение 13-17 августа шли бои за освобождение Сейсина (порт Чхонджин). 

Для освобождения порта было высажено три волны десанта: отдельный батальон морской пехоты (первый эшелон), бригада морской пехоты (второй эшелон) и стрелковая дивизия (третий эшелон). 

 

 

 

Высадку обеспечивали 40 боевых кораблей и катеров, 261 самолёт. В боях за Сейсин десантники потеряли свыше 200 чел., японцы – свыше 3000 чел. 

Были высажены десанты в порты Одецин (Косон), Гензан (Вонсон) и другие. 24 августа в Порт-Артур и Далянь с 17 гидросамолётов флота были высажены воздушные десанты, сформированные из экипажей кораблей и береговых частей, которые успешно выполнили поставленные задачи, благодаря фактору внезапности. 

 

К 25 августа был освобождён южный Сахалин, в плен попали более 18000 человек. С 17 по 31 августа была проведена Курильская десантная операция, было высажено шесть десантов. 

Общая численность войск противника на островах составляла свыше 80000 человек. Здесь находилось девять аэродромов, из них шесть на островах Шумшу и Парамушир. На этих двух островах было 34 дота и 24 дзота, более 310 огневых точек тяжелых и легких пулемётов, 100 орудий и миномётов, 60 танков. Гарнизон составлял до 23000 человек. В десантной операции на эти два острова приняли участие 8824 человека, 205 орудий и миномётов, 110 самолётов, 64 судна и корабля, что явно было недостаточно. 

Бои на острове Шумшу были самыми ожесточённы за всю войну с Японией. Только здесь потери советских войск превзошли потери японцев. На этом острове мы потеряли 1567 человек убитыми и ранеными против 1018 человек у японцев. Потери нашего флота - 200 человек убитыми и пропавшими без вести, ранеными 384 человека. 

При капитуляции гарнизона этих двух островов сдались в плен около 13000 солдат и офицеров, было захвачено 45 танков, 66 орудий и много другой техники. Наши войска принимали капитуляцию на всех Курильских островах до 5 сентября 1945 года. 

 

В ходе войны с Японией только один вражеский самолёт, смог долететь до Владивостока, но при выходе в атаку на объекты нефтебазы в центре города, в районе Первой Речки, был сбит артиллерийским расчётом судна «Таганрог», стоявшего у пирса нефтебазы. Если бы атака удалась, то её последствия для города были бы очень тяжелыми.

В период войны с Японией курсанты первого курса ТОВВМУ, не прошедшие трехлетнего обучения в спецшколе и в подготовительном училище, выполняли в основном хозяйственные работы в училище и на других объектах флота, привлекались к несению патрульной службы и к выполнению задач МПВО.

 

Наблюдатели всех стран-союзников собрались на палубе военного корабля США Миссури (BB-63) на церемонию подписания акта о капитуляции Японии. 

 

 

2 сентября 1945 года в 9-04, на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе, состоялось подписание Акта о капитуляции Японии, означавшее окончание Второй мировой войны. От СССР Акт подписал генерал-лейтенант К.Н. Деревянко – представитель Главного командования советских войск на Дальнем Востоке при штабе американского генерала Д. Макартура, таким образом, для СССР война с Японией продолжалась 25 дней.  

 

В результате Победы над Японией, в соответствии с Ялтинским соглашением Советскому Союзу была возвращена южная часть острова Сахалин и все прилегающие к ней острова, а также переданы Курильские острова, интернационализирован торговый порт Дальний (Дайрен), восстановлена аренда на Порт-Артур, как на военно-морскую базу СССР.

 

Генерал армии Дуглас Макартур, Верховный главнокомандующий сил Альянса читает свою речь на открытии церемонии подписания акта о капитуляции. 

 

 

Президиум верховного Совета СССР 30 сентября 1945 года принял Указ об объявлении 3 сентября праздником Победы над Японией и учредил медаль «За победу над Японией», которую впоследствии вручили и мне. 

 

Справка. 1 августа 1992 года была издана Директива Генерального штаба ВС РФ №ДГШ-1, согласно которой все войсковые части, находившиеся в годы Отечественной войны на удалении не более 100 километров от линии фронта или от уреза воды в районе действующего флота, относятся к составу действующей армии в период Великой Отечественной войны. 

 

На основании этой Директивы нам, курсантам ТОВВМУ, выполнявшим задачи по обеспечению боевых действий Тихоокеанского флота в войне с Японией, райвоенкоматами г. Владивосток был вручён орден «Отечественной войны» 2 степени. 

Позже, Директивой № ДГШ-31 от 7 мая 2005 года «О внесении изменений и дополнений в перечни войсковых частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы великой Отечественной войны 1941-1945 годов», за подписью начальника Генерального штаба Ю. Балуевского, в Перечень №20 (Директива 1960 года №170183) включено и Тихоокеанское высшее военно-морское училище имени С.О. Макарова в период с 9 августа 1945 года по 3 сентября 1945 года (пункт 138). 

С ноября 1993 года я получил статус и удостоверение участника Великой Отечественной войны. 

 

 

Корабли и суда флота после окончания войны возвращались в свои базы. На них возвращались в ТОВВМУ и курсанты 3-го и 2-го курсов. Нашу группу из десяти человек после окончания войны задержали на арсенале до 10 сентября, где мы восстанавливали упаковочные ящики и пеналы из-под снарядов, участвовали в приёме на склады арсенала неиспользованный сверхнормативный боезапас.

В августе 1945 года в училище стали прибывать новые абитуриенты, военнослужащие, участвовавшие в боевых действиях на фронтах и флотах.

Это были молодые офицеры, закончившие различные краткосрочные курсы и средние училища, а также старшины, сержанты, матросы и солдаты.

Таких офицеров – слушателей и курсантов прибыло человек сто, и набор их в училище продолжался до декабря 1945 года. Кроме этого, по индивидуальному набору на конкурсной основе, в училище на первый курс было принято несколько десятков выпускников средних образовательных школ.

В соответствие с приказом начальника управления военно-морских учебных заведений ВМФ, в ТОВВМУ прибыли несколько десятков выпускников Ленинградского, Горьковского и Бакинского военно-морских подготовительных училищ.

В училище в августе-сентябре творился невообразимый хаос. Одновременно с приёмом на первый курс училище оформляло и отправляло в Баку, курсантов ТОВВМУ, окончивших два курса училища, для доукомплектования Бакинского высшего военно-морского училища. В Баку курсанты должны были учиться на третьем курсе.

Нам выдали новую форму одежды, палаши, закрепили за нами личное оружие (винтовки). Невзирая на большие организационные сложности в комплектовании первого курса ТОВВМУ, учебный год начался в октябре месяце.

 

 1949 год. Здание ТОВВМУ. 

Несмотря на то, что училище уже существовало восемь лет (с 1937 г.) и произвело один выпуск, оно ещё не было достроено.  

 

 

В четырёхэтажном корпусе находились: администрация и командование училища, учебные и жилые помещения.

В двухэтажном здании находились камбуз и столовая. Попасть в двухэтажное здание из основного корпуса можно было через расширенный оконный проём, и по деревянному настилу.

Слева от столовой находилось одноэтажное здание – оружейный склад и караульное помещение, справа от административно - учебного корпуса располагалось здание санитарной части и лазарет.

Основное здание было построено из кирпича красного цвета, стены не были облицованы. Перед корпусом рыли котлованы под фундаменты будущих новых корпусов училища.

На первом этаже главного корпуса размещались учебные и тренажерные кабинеты, лаборатории и другие аудитории. Второй этаж занимало командование училища, его отделы, политотдел, кабинеты преподавательского состава, кубрики курсантов (в них же и «учебные классы»). На третьем этаже был клуб, спортивный зал и другие административные помещения.

Курсанты всех курсов жили и учились в одном здании. Каждая рота курсантов занимала одно-два смежных спальных помещений. В одном из углов помещения, отгороженных пирамидами с винтовками (с наружной стороны) и палашами (с внутренней стороны) находились наши «учебные классы», стояли столы на двух человек, табуретки, а на стене была закреплена классная доска.

Здесь и проходили наши теоретические занятия. В каждом из таких «классов» занимался взвод курсантов (25 чел.).

В баню мы ходили строем, в район Второй речки, несколько километров от училища. В 1930-х годах там находился пересыльный пункт для заключенных, а затем авиационная часть.

В конце ноября 1945 года, в одном из таких походов в баню я, незаметно для себя, сильно обморозил лицо и длительное время находился на лечении в училищном лазарете.

После этого обморожения у меня началось заболевание кожи лица, рук и т.д., которое рецидивировалось  в холодное время года и продолжалось целых 15 лет.

После окончания первого курса мы прошли учебную практику в бухте Миноноска залива Славянка. Программа практики предусматривала выполнение стрелковых упражнений из различных видов оружия, бросания гранат, походов на шести - и десяти весельных ялах, на вёслах и под парусом, занимались английским языком и выполняли хозяйственные работы.

Кроме перечисленных занятий, в период практики мы месяц находились на десантном корабле «ДС-34», где выполняли учебные стрельбы из реактивных установок типа «Катюша». Следующий месяц мы ходили на мониторе «Сун Ят Сен» Амурской флотилии, а также несколько дней на скр типа «Фрегат» «ЭК-29».

 

За выполнением штурманской прокладки. 

Будучи курсантом второго курса, я был назначен младшим командиром на младший курс. Через несколько месяцев мне было присвоено звание – старшина 2 статьи.  

 

 

После окончания второго курса мы несколько дней были на практике на гвардейском тральщике «ТЩ-285», а затем в июне 1947 года мы на учебном корабле флота «Тобол» (бывшее японское круизное судно «Хоккай мару») убыли на летнюю практику.

Это было первое наше заграничное плавание. Во Владивостоке приняли на борт судна большое количество бочек с горюче-смазочными материалами, в основном бензин, для советского ограниченного контингента войск в Японии (500 человек).

Корабль через Сангарский пролив направился в столицу Японии Токио. На протяжении всего перехода до Токио мы, небольшая группа курсантов, постоянно поливали водой из пожарных шлангов бочки с бензином, находившиеся на верхней палубе корабля под палящими лучами солнца.

Проходя по Токийскому заливу, мы внимательно рассматривали американские корабли и суда, стоявшие у причалов Йокосуки, Йокогамы и Токио.

 

 1947 год. Посольство СССР в Токио. 

Доставив в Токио груз, офицерский состав корабля и училища, а также небольшая группа курсантов, были приглашены на приём в Советское посольство в Японии.  

 

 

Приём был устроен прекрасно, это было время, когда в СССР еще существовала карточная система обеспечения.

На приёме мы встретились с членом Союзного совета для Японии от СССР генералом К.Н. Деревянко.

В течение двух недель нахождения в Токио мы на открытом автобусе, в сопровождении майора американской армии Корта (разведчика, выступавшего в роли нашего гида) совершили много поездок по историческим местам Токио.

Побывали в зале японского парламента (на балконе) во время его заседания, посетили музей японского военно-морского флота, особое внимание обратили, как на картинах изображен разгром российского флота в Жёлтом море и в Цусимском проливе (1904-1905гг.).

Были в японском метро и во многих других местах японской столицы. Посмотрели смену караулов оккупационных войск у здания, в котором жила семья японского императора.

При поездках по вечернему Токио на открытом автобусе, мы на правах победителей, во всё горло пели наши советские песни.

Встречались с американскими, английскими и австралийскими военнослужащими из состава оккупационных войск и совершенствовали свои практические знания в английском языке, и за эти две недели мы его освоили лучше, чем за десять лет изучения по учебникам.

Особенно тёплыми были встречи с советскими солдатами из состава небольшого контингента наших войск в Японии. Они выглядели прекрасно: отличная форма, брюки навыпуск, в полуботинках, рослые красивые парни.

После посещения Токио, наш «Тобол», обогнув Японию с юга, заходил в порты Кореи: Гензан, Сейсин, Расин, Юки. Мы ознакомились с городами и портами.

В конце августа 1947 года мы возвратились во Владивосток, получив хорошую штурманскую практику и массу впечатлений.

Успешно окончен и третий курс. И вновь практика, но уже полтора месяца на крейсере «Калинин», затем трехнедельная на подводной лодке «Л-14» и, наконец, еще три недели практики в бухте Миноноска, где мы учились управлять катером и сдавали зачёт на допуск к его управлению.

Последний курс, последний год учёбы. Ранней весной 1949 года началась подготовка к нашему выпуску: производились обмеры портными для пошива новой, уже офицерской формы. Работы у портных было много, ведь требовалось пошить много обмундирования: шинели, кители, тужурки, повседневные и парадные, брюки, фуражки и т.п.

1948 год. В городе Уссурийск. 

В июне 1949 года мы сдали государственные экзамены, но вместо выпуска нам присвоили звание «мичман», со сменой погон, и отправили на стажировку на корабли флота в различные базы ТОФ.  

 

 

Предвыпускная стажировка в военном флоте существовала и в довоенное время, но в связи с войной была отменена – фронту срочно нужны были офицеры.

Продолжительность стажировки была установлена в три месяца, но к её началу ещё не были подготовлены соответствующие программы и их содержание определяли командиры кораблей и боевых частей, где проходили стажировку выпускники училища по избранной каждым из нас специальности.

Я был определён на стажировку на сторожевые корабли (бывшие американские фрегаты, полученные по ленд-лизу от США) по штурманской специальности в Порт-Артур.

С товарищем по учебе в ТОВВМУ. 

Перед отправкой на стажировку в освобожденный от японцев в 1945 году Порт-Артур, мне 30 июня 1949 года разрешили на один день съездить в Уссурийск для регистрации брака с девушкой, с которой мы дружили и встречались в течении пяти с половиной лет. После регистрации брака я в тот же день возвратился во Владивосток. 

 

 

Наша небольшая команда стажеров на надводных кораблях, подводных лодках и торпедных катерах Порт-Артурской военно-морской базы, выехала поездом через Китай до порта Дайрен (Далянь), а оттуда пригородным поездом мы доехали до Порт-Артура.

Командир дивизиона сторожевых кораблей капитан 2 ранга Пивень направил меня на фрегат «ЭК-7», командир корабля капитан-лейтенант Власов Валентин Иванович.

Штатный штурман корабля (выпускник ТОВВМУ 1948 года) уже длительное время исполнял обязанности старшего помощника командира корабля, поэтому мне пришлось не дублировать обязанности штурмана, а самому исполнять их.

Наш корабль практически всё время был в море, нёс дозорную службу на подходах к Порт-Артуру. Обстановка и служба были очень сложными и тяжелыми.

На подходах к базе было большое количество мелких островов с маячками («мигалками»), множество рыболовных судёнышек, занимающихся круглосуточным промыслом, выставленных сетей с мигающими буйками и т.д.

Отдыхать удавалось по 2-3 часа в сутки и то под штурманским столом на картах. Опыт, приобретённый на корабле, был очень полезен, я самостоятельно исполнял обязанности штурмана на корабле 2 ранга.

В период нахождения в Порт-Артуре я посетил мемориал русским солдатам в войне 1904-1905 годов. Героизм русских солдат, проявленный ими при обороне города, настолько поразил японцев, что они решили воздать им должное – построить в их честь для увековечивания памяти воинский мемориал, у подножия горы Саперной. При этом было решено воздать почести в равной степени солдатам обеих сторон и кроме воинских кладбищ построить отдельные памятники-обелиски на вершинах тех сопок, где шли наиболее кровопролитные сражения. На горе Перепелиная, в память о своей победе, японцы установили 53 метровой бетонный памятник в виде артиллерийского снаряда.

 

1949 год. Порт-Артур. Башня Победы. 

Диаметр башни внизу примерно 15 метров, её венчает смотровая площадка с 7-ми метровым снарядом из нержавеющей стали. Внутри башни по стене по спирали вверх ведёт лестница к смотровой площадке.  

 

 

Башня имеет отверстия в виде окон, на которые исписаны нашими матросами и офицерами-десантниками, принимавшими участие в освобождении города. На одном из таких окон расписался и я.

Через неполные три месяца стажировки, сдав зачёты на дивизионе, я на своем «ЭК-7» участвовал в конвоировании одного из кораблей флота из Порт-Артура во Владивосток (на корабле была попытка к измене Родине).

Во Владивостоке в училище мне выдали комплект военно-морской формы, сшитой по меркам и даже небольшое «приданое» - одеяло, простыни, наволочки. На форменном обмундировании уже были пришиты лейтенантские погоны.

25 сентября 1949 года на общем построении нам вручили дипломы об окончании Тихоокеанского высшего военно-морского училища с присвоением квалификации: «офицер корабельной службы» по специальности «военно-морской». Командующий флотом и начальник училища вручили каждому выпускнику погоны со звёздочками лейтенанта и морской кортик, после чего три роты молодых лейтенантов (341 человек) парадным маршем прошли мимо командования и гостей.

Вечером в этот же день в помещении столовой состоялся праздничный ужин и танцы, на котором женатые выпускники были с супругами, а остальные с подругами. Моя жена из Уссурийска не приехала, сославшись на недомогание, что меня очень огорчило.

На следующий день нам вручили отпускные билеты, одно или двух месячное денежное содержание и предписание после отпуска явиться в отдел кадров Тихоокеанского флота для получения назначения.

В отпуск я поехал в Уссурийск, к своей молодой жене-красавице. 8 и 9 октября 1949 года мы сыграли свадьбу, которую не смогли сделать 30 июня.

Дальше 

Лукаш Д.Т. "Воспоминания о службе морской".

создание интернет сайта - Студия Триас