Д.Т. Лукаш "Тыловое обеспечение базирования разведывательных кораблей Тихоокеанского флота в период 1953 -1978гг."

    Решение больших, сложных и ответственных задач боевой службы разведывательными кораблями флота было бы невозможно без четкой, хорошо отлаженной работы органа материально-технического обеспечения соединения.
      В 1952 году, при создании 525 отдельного морского радиотехнического дивизиона (впоследствии 19 отдельного морского радиотехнического отряда), одновременно был создан и Тыл дивизиона (отряда), выполнявший функции материально-технического обеспечения береговых подразделений части и частично функции по обеспечению кораблей 169 одк. В числе первых начальников Тыла были подполковники ГУСЕВ Николай Александрович (до 1967 года) и ДРЕЙЧУК Борис Дмитриевич (в 1967 – 1969 годах).
       Существенную роль в поддержании боевой готовности кораблей и частей Разведки в своевременной и качественной подготовке их на боевую службу сыграл выход в свет директивы Начальника Генерального штаба «О развитии тылового обеспечения частей и кораблей ОСНАЗ».
       Этой директивой предусматривалось:
- обеспечение разведывательных кораблей и частей топливом и горюче-смазочными материалами по потребности;
- денежными средствами на содержание личного состава и командировочными расходами в полном объеме;
- предоставление права отбора офицеров, мичманов и матросов для службы на кораблях и в частях Разведки;
- обеспечение частей Разведки автомобильным транспортом в соответствии с табелем снабжения;
- освобождение личного состава разведывательных кораблей и частей от гарнизонных работ и нарядов и т.д.
        В связи с тем, что в то время на разведывательных кораблях «хозяйственный аппарат» был представлен, как правило, только одним человеком-баталером продовольственным, поэтому снабжение кораблей всеми видами довольствия, кроме продовольствия, осуществлялось через Тыл дивизиона (отряда), а затем через береговую базу. Это влекло за собой большой объем и интенсивность перевозок между Тылом, довольствующими органами флота и разведывательными кораблями.
       С поступлением в состав бригады больших разведывательных кораблей, имевших в своем штате должности помощника командира корабля по снабжению и баталеров соответствующих служб, снабжение этих кораблей осуществлялось непосредственно довольствующими органами флота.

 

1969 г. Проводы в запас начальника Тыла 19 ОМРТО подполковника Б.Д. Дрейчука. 

Воспользовавшись директивой Начальника Генерального штаба, я, во время одного из посещений в 1969 году 19 ОМРТО Командующим флотом адмиралом АМЕЛЬКО Николаем Николаевичем, обратился к нему с просьбой помочь нам разрешить транспортную проблему. Существовавший в отряде транспорт был малочисленным, изношенным и не обеспечивал возросший объем перевозок, вызванный интенсивным в то время, несением боевой службы разведывательными кораблями. Командующий флотом приказал начальнику автотранспортной службы (так она называлась в то время) генерал-майору ЛЕМЕШКУ Василию Гавриловичу выделить дополнительно для 19 ОМРТО новые две автомашины «Урал-375», две автомашины «ГАЗ-66», автобус на 24 места, санитарную автомашину, по одной машине «ГАЗ-69» и «УАЗ-469». Кроме этого, мы сами восстановили одну старую автомашину и оборудовали ее под водовозку.
       Для сообщения с кораблями, возвратившимися с боевой службы и поставленными для послепоходового отдыха экипажа в бухту Новик, а также для связи с разведывательными кораблями, стоявшими на рейде в проливе Босфор Восточный или в других точках якорных стоянок, нам был выделен пассажирский самоходный катер (ПСК) со штатом порядка 20 человек. Впоследствии мне удалось заменить его на новый разъездной катер «РК-1044» со штатом команды три человека (мичман и два матроса) – старшина катера мичман В. Пузиков.
  

 

1970 г. Разъездной катер «РК-1044». 

Таким образом, все это позволило нам полностью снять транспортную проблему.
      Для создания Тыла части, способного взять на себя функции обеспечения и снабжения береговых подразделений и кораблей всеми видами довольствия, необходимо было создать базу Тыла, т.е. построить жилье для личного состава, склады, гараж и т.д. Создание всего этого требовало средств, которых ни флот, ни Разведка ВМФ нам не выделяли, несмотря на наличие вышеуказанной директивы Генштаба. Например, на 1968 год 19 ОМРТО бюджетным финансированием было выделено всего 2079 рублей, из них: на хозяйственные нужды – 203 рубля, на строительство склада – 700 рублей, на восстановление ограждения части – 300 рублей, на текущий ремонт зданий – 520 рублей, на ремонт мебели – 120 рублей. Кроме того,  для награждения военнослужащих – 33 рубля и для премирования служащих – 203 рубля. При таком, с позволения сказать, финансировании, нам, командованию отряда, а затем и бригады, ничего не оставалось, как все строить хозяйственным способом, порою идя на прямое нарушение существующих директив и приказов.
      Так, командиры 525 ОМРТД капитаны 3 ранга ФИНОГЕНОВ Н.И. и КОРНЕЙЧЕВ Г.И., силами личного состава хозяйственным способом в 1953-1958 годах построили на 6 км во Владивостоке для офицеров и сверхсрочнослужащих два восьмиквартирных двухэтажных дома, столовую, гараж и клуб для личного состава.
       В 1969 году, одновременно с созданием 38 отдельной бригады кораблей ОСНАЗ, в ее составе, на базе Тыла 19 МРТО, был открыт штат 2003 береговой базы (войсковая часть 36091) со значительно расширенными (относительно Тыла) функциями и большей численностью личного состава (82 человека, в т.ч.: офицеров – 6, старшин сверхсрочной и срочной служб – 29, матросов – 43, служащих – 4 человека).



         Организация 2003 береговой базы 38 отдельной бригады кораблей ОСНАЗ Разведки ТОФ.

   Командир 2003 береговой базы  А.М. Мисник .  

Первым командиром 2003 береговой базы – заместителем командира 38 обрзк по МТО приказом Командующего ТОФ № 371 от 15.10.1969 г. был назначен подполковник Мисник Анатолий Михайлович, его заместителем по радиотехнической разведке – капитан 3 ранга Левчук Вадим Григорьевич. Штатные должностные категории командира береговой базы и его заместителя – «капитан 2 ранга» и «капитан 3 ранга», соответственно.
Впоследствии должность командира 2003 береговой базы исполняли – В.Г. Левчук, В.Н. Чепурин, А.И. Андрюшин, А.П. Грудьев и др.
Радиотехническую службу, продовольственную, вещевую, финансовую части возглавляли офицеры со штатными категориями «капитан-лейтенант», «капитан», остальные подразделения – старшины сверхсрочной службы, мичманы.
Еще в 1967-1970 годах мною, совместно с начальником Тыла подполковником ДРЕЙЧУКОМ Б.Д., а затем с командирами 2003 береговой базы подполковником МИСНИКОМ А.М и капитаном 2 ранга ЛЕВЧУКОМ В.Г. было организовано и осуществлено строительство казармы для личного состава 19 ОМРТО (19 МРРТО) и казармы для личного состава Тыла (береговой базы).
Здания, построенные хозяйственным способом силами личного состава 19 МРРТО и 2003 береговой базы:
 
 

 

Здание бани.  

 

Пристройка к зданию казармы центра РР 19 МРРТО. Казарма для личного состава береговой базы, построена в 1972 – 1973 гг. 

 

  Двухэтажное служебное здание, построено в 1969 – 1970 гг. Первый этаж – телефонная станция, комнаты дежурного по части и его помощника, проходная (справа). Второй этаж (вход слева) – комнаты врача, медицинской сестры, лазарет.

         Были построены: баня (до 1970 года личный состав береговых частей ходил мыться в соседнюю часть), склад радиотехнического имущества, два больших продовольственных склада, склады химического имущества, стрелкового оружия и боеприпасов.
         Кроме того были построены - большой полузакрытый гараж для стоянки и хранения боевых автомашин специального назначения, котельная. Все это было построено хозяйственным способом силами личного состава Тыла (береговой базы) 19 ОМРТО (19 МРРТО), а также личным составом, оставленным на берегу с кораблей, убывших на боевую службу (это были матросы, подлежащие увольнению в запас, а также недисциплинированные, непригодные для службы на кораблях по состоянию здоровья и т.д.). Строительные материалы зарабатывали на заводах стройиндустрии города Владивостока, выделяя туда матросов, а также разбирая и очищая кирпичи со сносимых зданий, которые затем использовали для строительства своих складов, казарм и других объектов. После окончания строительства тех или иных сооружений они брались Морской инженерной службой на баланс флота, а нам частично возмещали затраты.
 

 

Командир береговой базы А.М. Мисник,  его заместитель В.Г. Левчук с личным составом части.

       Построенные здания позволили существенно улучшить условия для проведения боевой подготовки (иметь учебные классы и кабинеты), улучшить бытовые условия для личного состава, а также частично и для офицеров, сверхсрочнослужащих, мичманов, как отряда, так и самого Тыла (береговой базы). Это дало нам возможность иметь необходимое количество неприкосновенных запасов («НЗ») всех видов снабжения и обеспечить Отряд и корабли всеми видами боевого и материально-технического довольствия (оружием, боеприпасом, продовольствием, вещевым имуществом, радиотехнической аппаратурой, ее ремонт и т.п.).
        Для улучшения тактической и боевой подготовки на 37 причале хозяйственным способом построили здание, в котором был оборудован класс для тактической подготовки командиров кораблей и офицеров штаба. В этом же классе были оборудованы стенды и установлена аппаратура для специальной подготовки радиотелеграфистов и радиометристов ОСНАЗ. Здесь же проводилось заслушивание офицеров корабля, возвратившихся с боевой службы, а также подведение итогов боевой и политической подготовки с командирами кораблей, частей и их заместителями по политической части, читка приказов и т.п.
        В названном здании были оборудованы помещения: для оперативного дежурного по соединению, для кадрового органа (канцелярия), для секретной части штаба бригады, для хранения аппаратуры специальной связи (СПС), для приема посетителей командиром соединения, его заместителем по политической части, а также новая проходная. В проходной были оборудованы три небольшие комнаты, в которых разместились: дежурный по соединению, стоматологический кабинет и одна комната для посетителей. В строительство этого здания много сил и энергии вложили командир береговой базы – заместитель комбрига по МТО подполковник МИСНИК А.М. и сменивший его в этой должности капитан 2 ранга ЛЕВЧУК В. Г.

 

 

  Здание служебных помещений. 

Благодаря усилиям заместителя командира бригады по электромеханической части капитана 2 ранга ЛИСОВСКОГО Павла Андреевича, его помощника капитана 3 ранга КЛИМЧУКА Анатолия Александровича и командира береговой базы капитана 2 ранга ЛЕВЧУКА В.Г. была произведена реконструкция причальной стенки причала № 37 во Владивостоке. Полностью заменена система подачи электроэнергии на причал, установлены новые распределительные электрощиты и к ним подано питание, сделаны разводки подачи электроэнергии и пара на каждый корабль.
        В короткие сроки был проложен многожильный кабель связи на причал и установлены дополнительно 15 телефонных точек. Всего причал был оборудован 18 телефонными линиями связи, т.е. не только у командования и дежурной службы соединения, но и на большинстве кораблей, стоявших у причальной стенки, были установлены телефоны городской телефонной сети. Было установлено несколько аппаратов засекреченной связи, что обеспечило нам закрытую связь не только со штабом флота и его органами, но и с Разведкой ВМФ и 131 Центром РЭР Разведки ВМФ. Была организована телефонная связь между командованием, дежурной службой и кораблями внутри соединения.

        По всей длине причальной стенки был заменен привальный брус на резиновые кранцы-отбойники, закрепленные на цепях.
 

 

  Обход и осмотр командиром соединения причального фронта. 

В связи с прибытием в июне 1970 года на Тихий океан и вступлением в состав 38 обрзк большого разведывательного корабля «Приморье» еще больше обострилась обстановка с базированием разведывательных кораблей у 37 причала. Причальная стенка протяженностью 110 метров (70 метров бетонных и 40 метров необорудованных) не обеспечивала базирование кораблей бригады, а также условия для их дозаправки у стенки водой (в случае ее отсутствия в городских сетях) и топливом с танкеров. 

 

 

37 причал бухты Золотой Рог.  

Наши обращения к командованию флота о выделении для бригады дополнительной причальной стенки долгое время не находили положительного решения. Предлагаемые места базирования кораблей в бухтах Улисс (у мыса Артур) и Парис (на острове Русский) не могли удовлетворить нас в силу ряда причин: отсутствие системы отопления, проблемы подачи воды, отсутствие условий для размещения личного состава 19 МРРТО и складских помещений для береговой базы, а также жилья для офицеров и мичманов, отдаленность от ремонтных предприятий, неудовлетворительное сообщение с городом и т.д. К тому же ожидалось прибытие в состав бригады еще одного большого разведывательного корабля. Тогда, в 1971 году, для бригады был выделен и установлен у необорудованной части 37 причала новый плавучий пирс длиною 40 метров, что позволило швартовать к нему часть малых разведывательных кораблей и чуть-чуть улучшить условия базирования кораблей соединения.
       Были улучшены условия для охраны стоянки кораблей, базировавшихся у 37 причала. Мы полностью заменили ограждение и освещение территории причала. Вся территория причала была заасфальтирована.

Разведывательные корабли «Забайкалье», «Гидрограф», «Гидролог», «Пеленг», «Приморье» у причала № 37 порта Владивосток.

1972 г. Разведывательные корабли у причала № 37 порта Владивосток .

Разведывательные корабли бригады у причала № 44 порта Владивосток.

        Одновременно командиры отряда и береговой базы отработали план и организацию обороны береговых частей бригады. Общее руководство организацией обороны частей осуществлял командир береговой базы с привлечением и личного состава 19 МРРТО. Были вырыты окопы и огневые ячейки с наиболее угрожаемых направлений, составлен план укрытия личного состава, отработаны все мероприятия по светомаскировке частей и жилых домов офицерского состава, мичманов и сверхсрочнослужащих. Военнослужащие были обучены стрельбе из личного оружия и бросанию гранат. Проводились учения и тренировки по отработке действий личного состава по отражению нападения на объекты части.

 

1968 г. В строю личный состав береговых подразделений отряда. Инструктаж подразделений перед отработкой задач защиты и обороны части. Перед строем стоят: заместитель командира отряда по политической части капитан 2 ранга И.И. Иванников, командир отряда капитан 1 ранга Д.Т. Лукаш и начальник штаба отряда капитан 2 ранга Н.П. Фадеев.

Личный состав боевого взвода после проведенного учения.  

 Вступив в командование 19 ОМРТО, а затем 38 обрзк, мне удалось изменить место Тыла отряда, а затем и береговой базы в системе подготовки кораблей к выходу в море. Были специально разработаны функциональные обязанности офицеров береговой базы по подготовке кораблей на боевую службу. На береговой базе разрабатывался индивидуальный линейный график подготовки корабля к выходу  на боевую службу. Если раньше, особенно до создания бригады, офицеры корабля вместе с матросами сами приезжали в Тыл отряда (а это несколько километров от места базирования кораблей) выписывать и получать предметы снабжения, технические средства ведения разведки, возили их в ремонт и из ремонта по ухабистой дороге и т.д., на что уходила масса времени, то с созданием бригады я добился такого положения, когда офицеры и мичманы соответствующих служб береговой базы, с началом подготовки корабля к выходу в море, сами приезжали на корабль, изучали потребности корабля, подбирали необходимые виды снабжения, и сами же привозили все заявленное на корабль. Особенно большое внимание материально-технической стороне подготовки кораблей к выходу в море, дозаправке их продовольствием в море (в случае продления сроков плавания) уделяли командиры береговой базы подполковник МИСНИК А.М. и капитан 2 ранга ЛЕВЧУК В.Г. На кораблях они всегда были желанными, помогали корабельным офицерам и мичманам-баталерам. За это люди им всегда были благодарны.
         С поступлением заявки с моря, с корабля, находившегося на боевой службе, командир береговой базы обеспечивал доставку на этот корабль заявленного продовольствия или других видов снабжения, а при возвращении корабля в базу заказывал в довольствующих органах необходимые виды снабжения, которые следовало подать на корабль к моменту его прибытия.
        Накануне каждого Нового года с береговой базы в районы края с порубочными билетами мы отправляли две автомашины, которые привозили елки для всех кораблей и подразделений береговых частей, а также по заявкам и для офицеров, мичманов и служащих бригады и 128 Центра РЭР Разведки ТОФ. При возможности такие елки передавались и на корабли, находящиеся в море на боевой службе.
         Создание береговой базы позволило нам своевременно, по заявкам кораблей, обеспечивать их не только всеми видами довольствия, положенными по табелям и нормам снабжения, но также, в необходимых случаях, обеспечивать корабли по заявкам автотранспортом.
        Существовавшая при Тыле отряда, а затем в составе береговой базы радиотехническая мастерская силами своего личного состава (семь человек) частично обеспечивала несложный ремонт корабельных радиоэлектронных средств разведки, что позволяло более оперативно восстанавливать боевую и техническую готовность разведывательных кораблей.
         В марте 1965 года, во время пребывания на флоте Председателя Совета Министров СССР Николая Алексеевича Косыгина, им был заслушан доклад командира мрзк «Гидрофон» капитан-лейтенанта А.А. Плотникова, прибывшего 28 февраля 1965 г. из района боевых действий в районе Вьетнама. После заслушивания доклада командира, Председатель Совета Министров поинтересовался условиями, в которых моряки - разведчики решают поставленные перед ними задачи боевой службы на таких малых разведывательных кораблях, а также условиями службы и жизни офицеров и матросов во время дальних морских походов. Здесь же, на флоте, было подготовлено и подписано Постановление Совета Министров СССР №443рр от 10 марта 1965 года о введении для личного состава разведывательных кораблей, на период их нахождения в море, автономного пайка (по нормам подводников). Это позволило значительно улучшить питание экипажей кораблей, уменьшить заболеваемость и благоприятно сказалось на моральном состоянии личного состава кораблей и подвижных морских разведывательных групп.
       Нормы морского продовольственного пайка при нахождении корабля в базе, а также нормы морского автономного продовольственного пайка для личного состава кораблей ОСНАЗ, в 1973 - 1974 годах приведены в Приложении.
       С момента сформирования Тыла части было создано небольшое подсобное хозяйство, которое в 70-е годы насчитывало уже более 70 голов свиней и одну корову, что явилось дополнительным источником улучшения питания личного состава береговых частей, а также для забоя поросят и вручения их затем экипажам кораблей, возвратившихся с боевой службы. Первым экипажем корабля, которому 4 июня 1970 года преподнесли жареного поросенка, был экипаж брзк «Приморье», прибывший в состав бригады после постройки в г. Николаеве. С этой даты вручение жареного поросенка экипажу корабля, прибывшего с дальнего разведывательного похода, стало хорошей традицией 38 бррзк.

 

4.06.1970 г. Встреча брзк «Приморье» после межфлотского перехода.Слева направо: кап. 1 ранга В.А. Домысловский, контр-адмирал Ярыгин ВРИО начальника штаба ТОФ, кап.2 ранга П.А. Сурженко нач. политотдела цента РЭР Разведки флота, кап1 рага Д.Т. Лукаш и офицеры политуправления.

   В течении года, было до 30 таких вручений. Подсобное хозяйство содержалось, в основном, за счет пищевых отходов с корабельных камбузов и столовой личного состава береговых частей.
            Ежегодно, особенно в 70-е годы, по приказанию командования флотом, с береговых частей и кораблей бригады, в первую очередь стоящих в ремонте, посылалась часть личного состава во главе с офицером для работы по уборке урожая на полях военных совхозов флота, что позволяло нам одновременно обеспечивать корабли и береговые части свежими овощами.
       В продовольственных складах береговой базы хранилось в отличных условиях такое количество овощей, которое позволяло обеспечивать в зимний период весь личный состав береговых частей свежими овощами. Одного только картофеля в контейнерах на зиму заготавливалось по 35-50 тонн; капусты засаливали до пяти тонн.
        Корабли получали продовольствие, в том числе и овощи, получали самостоятельно, непосредственно со складов продовольственного отделения тыла Главной базы флота. Экипажи кораблей продовольствием обеспечивались по нормам морского пайка, а с 1965 года, с выходом корабля в море на срок не менее 4-х часов, – по нормам пайка подводников.
       Офицеры, мичманы и военнослужащие срочной службы 19 ОМРТО (19 МРРТО) при выходе в море на боевую службу в составе ПМРГ питались по тем же нормам, что и штатный личный состав корабля. Также они обеспечивались и денежным довольствием.
       По докладу командования бригады Командующий флотом отдал приказание начальнику Управления торговли флота об установке на 37 причале и на территории 2003 береговой базы промышленных и продовольственных киосков.
        В самый кратчайший срок был установлен киоск для торговли промышленными товарами на 37 причале. Киоск торговал предметами флотской формы одежды и фурнитурой, предметами личной гигиены, а также различными дефицитными мужскими и женскими товарами, которые предварительно можно было заказывать.
        На территории 2003 береговой базы и 19 МРРТО было построено сборно-щитовое здание магазина с отделами промышленных и продовольственных товаров, а также кафе, где матросы, старшины, мичманы и офицеры могли купить себе все необходимое. Здесь же можно было выпить чашечку кофе, стакан чая, молока, кефира, соков и полакомиться сладостями, а офицеры и мичманы, в случае необходимости, и пообедать.
         Услугами магазина на территории береговой базы пользовались и семьи офицеров, мичманов, сверхсрочнослужащих и служащих береговой базы и отряда, проживающих в двух восьмиквартирных домах, расположенных рядом с частью.
         Каждый раз для встречи корабля, возвращающегося с боевой службы, на 37 причал прибывал командир береговой базы вместе с начальником финансового довольствия. По установленному мною порядку они привозили на причал запеченного поросенка, который затем вручался экипажу прибывающего корабля, а также часть денежного довольствия военнослужащим (в виде аванса) для того, чтобы люди могли приобрести сигареты и все крайне необходимое, а убывающие на берег к семье офицеры и мичманы могли бы купить женам и детям подарки. Одновременно командир береговой базы проверял все ли заявленное кораблем с моря подано на причал к моменту прибытия корабля.
       В связи с тем, что более чем за 10 предыдущих лет сменились многие должностные лица на флотах и в округах, а некоторыми должностными лицами эта директива начальника Генерального штаба «О развитии тылового обеспечения частей и кораблей ОСНАЗ» была основательно забыта, по ходатайству начальников Разведки флотов и Разведки ВМФ вышеназванная директива 25 февраля 1977 года была переиздана.
         Несмотря на повышенную требовательность к командованию береговой базы и ее службам, они успешно справлялись с поставленными перед ними задачами по материально-техническому обеспечению кораблей и 19 МРРТО бригады.
         Проводимые Тылом и финансовым отделом флота проверки и ревизии служб береговой базы в период с 1967 года по 1978 год никогда серьезных и крупных недостач не обнаруживали.

        За высокие показатели в поддержании боевой готовности части, успешное решение задач по материально-техническому обеспечению кораблей соединения, несущих боевую службу, заместитель командира 2003 береговой базы капитан 3 ранга Левчук Вадим Григорьевич был награжден орденом «Знак почета». Кроме этого, в 1970 г. несколько десятков военнослужащих береговой базы были награждены юбилейной медалью «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина». 

1973 г. Вручение начальником Разведки ТОФ капитаном 1 ранга В.А. Домысловским и командиром бригады капитаном 1 ранга Д.Т. Лукашом государственных наград военнослужащим соединения. Вручение ордена «Знак почета» заместителю командира береговой базы капитану 3 ранга В.Г. Левчуку.

 Командир береговой базы и его заместитель с группой офицеров, сверхсрочнослужащих и мичманов части.  

В подразделениях тыла 19 ОМРТО, а затем 2003 береговой базы службу в разное время проходили:
- офицеры – О.И. Савушкин, А.В. Волков, А.П. Рыжков, А.В. Ялунин, В.Я. Струков, А.И. Андрюшин, В.Н. Ширяев, А.Д. Орлов, Ю. Могутов, А. Кравцов, В.Н. Чепурин, А.П. Грудьев, В.Н. Бадер, Дьячек, Навродский, Рыжов, В.И Терёхин, С.В. Иванов, Д.И. Ваулин и др.;
- сверхсрочнослужащие и мичманы - А. Антоненко, М.К. Арефьев, Афанасьев, Л. Баксичев, Н.И. Верхомий, Володин, П.Т. Ганжа, Гайдуков, А. Горлачев, Н.В. Голованов, Ю.Н. Гринин, Гнездов, Горбенко, Ершов, Журавлев, П.И. Зайцев, Ивашкин, Какишев, Колобков, Г.Г. Кабанец, Кривонос, Косьяненко, Кругликов, Кузнецов, Кощенко, Кухаренко, Матущак, С.В. Маркин, В.И. Медведев, Осипов, Ю.С. Петрашин, Перепелицын, Пиголь, А. Половицын, К.П. Прохоренко, Плешков, Г.Г. Покатило, М.И. Пыжьянов, В. Пузиков, Савенков, В.А. Севастьянов, Столярик, Сулоев, В.П. Титов, В.Н. Терентьев, Фадеев, Чайчук, Ю.А. Черновол, Ходаковский, Худаков, Н.И. Худич, С.М. Ястреб и др.;
- служащие – О.И. Графова, Р.А. Земницкая, О.Т. Корнеева. 

P.S. В мае 1976 года я получил приказание начальника Разведка ТОФ срочно пройти медицинское обследование на предмет пребывания в командировке в стране с неблагоприятным жарким климатом, оформить выездное дело, получить допуск для работы на судах заграничного плавания и заграничный паспорт. Команда в соответствующие инстанции пошла и я через несколько дней получил необходимые справки, разрешения и загранпаспорт.
В том же месяце, на одном из судов Гидрографической службы флота, я, в составе небольшой группы офицеров управлений и отделов флота, убыл в порт Находка, откуда, после пограничного и таможенного контроля, группа направилась во Вьетнам для выбора и осмотра возможного пункта маневренного базирования кораблей и судов флота на территории Вьетнама. Однако, при подходе к побережью Вьетнама, была получена телеграмма из Штаба ТОФ с приказанием судну возвратиться во Владивосток. После захода судна в порт Находка и прохождения соответствующего контроля, судно возвратилось во Владивосток. По-видимому, какие-то вопросы по линии высшего руководства окончательно еще небыли решены и наша миссия была преждевременной.

      
Так как Тихоокеанский флот продолжал наращивать силы боевой службы в Тихом и Индийском океанах, Филиппинском и Южно-Китайском морях, осваивать новые районы, через несколько лет вновь стал вопрос о создании промежуточного пункта базирования кораблей боевой службы флота.
       Наконец-то было достигнуто соглашение между правительствами СССР и ДРВ и с 1982 года флот начал освоение арендованного у Вьетнама пункта базирования в бухте Камрань.
        Корабли, в том числе и разведывательные, несущие боевую службу в вышеупомянутых районах, получили возможность использовать этот пункт для периодических заходов и временной стоянки, пополнения всех видов запасов, проведения планово-предупредительного ремонта, получения квалифицированной медицинской помощи и отдыха личного состава.
        Однако, с развалом СССР и отсутствием средств для оплаты арендованного пункта базирования в бухте Камрань, в 1991 году от его использования Россия отказалась.
       Ельцинская перестройка в России набирала обороны, в ходе которой списывались не только корабли, но и расформировывались береговые части. В 1997 году, в соответствии с директивой ГШ ВМФ, в их число попала и 2003 береговая база 38 бригады кораблей ОСНАЗ, просуществовавшая 28 лет и оставившая заметный след в истории Разведки Тихоокеанского флота.
  

Приложения.  Нормы морского продовольственного пайка (1973 – 1974 гг.)

1. Нормы морского продовольственного пайка для личного состава кораблей ОСНАЗ при нахождении их в базе.

2. Нормы морского автономного пайка для личного состава кораблей ОСНАЗ  при выходе разведывательного корабля в море. 


Примечания:
1. Стоимость суточного пайка в ценах того времени составляла 2руб.31коп. – 2руб. 80 коп.

2. Экипаж разведывательного корабля переходил на питание по нормам морского автономного пайка при выходе в море, на срок более чем на 4 часа.
 

Командир 19 МРТО ОСНАЗ (1966-1969гг.),
первый командир 38 отдельной бригады разведывательных кораблей Разведки ТОФ (1969 - 1978 гг.)
капитан 1 ранга в отставке   Д.Т. Лукаш 
июль 2004 г.

создание интернет сайта - Студия Триас