Лукаш Д.Т. "Вьетнам в огне" - Морская блокада побережья ДРВ. "Огненные рейсы" - Морская, воздушная блокада

     Седьмого и восьмого февраля 1965 года палубная авиация с авианосцев 77-го авианосно-ударного соединения США «Корал Си», «Хэнкок» и «Рэнджер» нанесла первые массированные воздушные удары по местам базирования патрульных катеров ДРВ Донг Хон и Ханг Хоа. В налетах участвовали 83 и 99 самолетов, соответственно.

    В январе и феврале 1965 года было зафиксировано более 200 случаев нарушения вооруженными силами США свободы мореплавания в Южно-Китайском море, а также в других районах мирового океана.

    С началом агрессии США против Вьетнама советские суда, следующие с грузами в порты ДРВ, стали подвергаться систематическим провокациям со стороны американских военных самолетов и кораблей. Особенно они участились, когда американская авиация приступила к массированным воздушным налетам на Вьетнам.

    Примером такой провокации может служить донесение капитана теплохода «Ижма», в 1965 году находившегося на переходе в Южно-Китайском море: «19 февраля, 9 час. 30 мин. по московскому времени, 15°44’ с.ш., 110° 29’ в.д. с 2 час. 45 мин нахожусь под непосредственным облетом военных реактивных и винтовых самолетов, а также вертолетов США. В течении 35 минут над судном кружат несколько реактивных самолетов, которые все время ложатся на боевые курсы, имитируя атаки. По курсу 315° появился авианосец США в сопровождении 8 кораблей. Эскадра идет на сближение».

    И подобных донесений было много.

    Противостоять Вьетнаму в неравной борьбе с американскими агрессорами помогли экономическое сотрудничество и помощь СССР и других, особенно социалистических, стран.

    Основные направления советско-вьетнамского сотрудничества в новых условиях были определены в конце февраля 1965 года, во время визита Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина в Ханой, проходившего под «аккомпанемент» налетов американской авиации.
    Вьетнамской стороне была обещана помощь «по всем направлениям». Ситуация начала коренным образом меняться. Тогда же, во время визита А.Н. Косыгина, вьетнамское руководство выразило чрезвычайную благодарность СССР за своевременно и регулярно поступающие из Москвы предупреждения о предстоящих налетах американской авиации, что позволяло вьетнамской стороне заранее подготовиться к отражению налетов авиации США, существенно снизить свои потери и наносить ощутимые потери авиации противника (в это время на разведке в районе Вьетнама находился рзк «Гидрофон»).

    На обратном пути из Ханоя во Владивосток А.Н. Косыгин сделал остановку в Пекине для встречи с руководством Китая.

    По прибытии во Владивосток, Председатель СМ СССР А.Н. Косыгин заслушал командира рзк «Гидрофон» капитан-лейтенанта А.А. Плотникова, возвратившегося в базу 28 февраля из разведывательного похода. По результатам заслушивания А.Н. Косыгин 10 марта 1965 года подписал Постановление Правительства об обеспечении моряков-разведчиков продовольствием и вещевым имуществом по нормам подводников.

    В марте 1965 года американское командование приняло решение силами флота организовать морскую блокаду побережья Вьетнама. Правительство США официально объявило зону боевых действий, в которую запрещалось входить боевым кораблям и судам нейтральных стран.

    В апреле 1965 года в Москве побывала правительственная делегация ДРВ. Состоялись переговоры о поставках в ДРВ из СССР, в том числе и военных, о строительстве объектов оборонного значения, направлении во Вьетнам советских военных специалистов ракетно-зенитных войск и истребительной авиации. В июле 1965 года договоренность была оформлена Постановлением Совета Министров СССР.

    Вскоре морским путем, а также, по согласованию с КНР через ее территорию, по железной дороге в ДРВ пошли военно-стратегические грузы, военная техника и вооружение.

    Морем, в основном, направлялись народнохозяйственные грузы через порты Хайфон, Камфа, Винь, Хангай и другие. Одновременно с грузами в ДРВ стали прибывать советские специалисты и военные советники.

    Разведка Тихоокеанского флота еще больше активизировала свою деятельность на театре, особенно в Южно-Китайском море и в Тонкинском заливе.

    В декабре 1964 года были установлены постоянные маневренные позиции в Южно-Китайском море и в Тонкинском заливе, а также у о. Гуам, где базируются американские атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими ракетами (вмб Апра) и самолеты стратегической авиации В-52 (аб Андерсен).

    Основными задачами ведения разведки разведывательными кораблями ТОФ в районе Вьетнама являлись:
- выявление состава группировки ВМС США, ведущей боевые действия против ДРВ;
- непосредственное слежение за авианосными ударными и противолодочными силами ВМС США, выявление районов их маневрирования;
- своевременное предупреждение командования ВМФ СССР и ТОФ о готовящихся к вылету, а также вылетевших на удары по ДРВ самолетах палубной авиации и о всех других видах боевой деятельности;
- использование сил авианосных поисково-ударных групп при поиске подводных лодок.

    Разведывательный корабль, находившийся на маневренной позиции в 3 – 5 милях от о. Гуам, кроме решения своих специальных задач, выявлял вылеты с аб Андерсен на удары по береговым объектам Вьетнама самолетов стратегической авиации В-52.
    Первым разведывательным кораблем 169 отдельного дивизиона ОСНАЗ Разведки флота на постоянную маневренную позицию в Южно-Китайском море вышел гису (рзк) «Гидрофон» (командир корабля капитан-лейтенант А.А. Плотников, командир группы ОСНАЗ старший лейтенант В.И. Данилов).

    Морская блокада вначале носила импровизированный характер, а с 25 апреля 1965 года была введена в действие специальная инструкция кораблям 7 флота США по организации морской блокады, которой устанавливались, так называемые, оборонительные районы. Созданием этих районов американское командование рассчитывало на полную изоляцию Вьетнама со стороны моря на всем 1100-мильном протяжении побережья Южного Вьетнама. Кроме этого, корабли 7-го флота вели также наблюдение за побережьем ДРВ севернее 17-й параллели, однако подробности этого не разглашались.

    Блокада побережья Вьетнама наложила серьезный отпечаток на деятельность нашего торгового и транспортного флота и, частично, на деятельность разведывательных кораблей флота.

    Основным портом на севере Вьетнама был Хайфон, через который шел основной поток грузов, поступающих в ДРВ из СССР, стран социалистического лагеря и др.

    Хайфон – это крупный город-порт, который принимал колоссальную помощь от братских стран в период всей американо-вьетнамской войны. Он расположен на правом берегу реки Красная. Сам порт небольшой, всего шесть причалов, три из которых считались глубоководными, способными принимать океанские суда с осадкой 7,5 – 8,0 м. Краны на причале отсутствовали, как и другие средства механизации. Разгрузка судов производилась грузоподъемными средствами самих судов и вручную. Сильное влияние приливно-отливных течений, амплитуда которых достигала 3,5 – 4,0 м у причалов и в устье реки. Складское хозяйство порта небольшое, а территория крайне мала, поэтому прибывшие грузы сразу же на машинах и другими средствами вывозилась за территорию порта.

    Все эти условия влияли на темпы разгрузки судов.

    У причалов Хайфона одновременно разгружалось не менее пяти судов, в основном СССР, Польши, Китая, Румынии, Кубы, а прибывало ежедневно по 10-13 судов, часть из которых разгружалась прямо на рейде на маломерные суда, плашкоуты, баржи. СССР поставлял в ДРВ баржи водоизмещением до 100-250 тонн, а также резинотканевые емкости для жидких грузов (топливо, ГСМ), т.к. топливные баки на берегу постоянно подвергались бомбежке, горели.

    Порт Камфа имел всего два причала и один кран и, в основном, обеспечивал погрузку на суда угля и других грузов, направляемых из ДРВ на экспорт.

    22 декабря 1965 года в 10.00 американская авиация впервые подвергла бомбардировке порт Хайфон. Разбомбили теплоэлектростанцию.

    Разведывательные корабли ТОФ в период ведения разведки в Южно-Китайском море и в Тонкинском заливе не только решали свои специальные задачи, но и своими действиями активно способствовали подразделениям советских Вооруженных сил на территории ДРВ, особенно подразделениям ПВО, в решении ими боевых задач, а также серьезно затрудняли действия американских авианосцев, что снижало эффективность их использования против ДРВ и стало предметом дипломатических протестов.

    Так, в январе 1966 года заместитель помощника госсекретаря США А. Джонсон заявил протест советскому послу А. Добрынину по поводу действий советского траулера «Гидрофон», неоднократно пытавшегося сорвать взлет палубной авиации с авианосцев «Энтерпрайз» и «Китти Хок», а также в начале февраля рзк «Гидрофон» вел разведку авианосно-ударной группы аву «Рэнджер» в Тонкинском заливе.
    P.S. В 1964-1965 г.г. рзк «Гидрофон» вел разведку в районе боевых действий: с 1.12.64 г. по 23.02.65 г. и с 10.11.65 г. по 13.03.66 г.
 
    19 апреля 1966 года американская авиация впервые нанесла бомбовые удары по угольному порту Камфа. Были большие человеческие жертвы.

    29 июня около 30 самолетов палубной авиации США совершили очередной налет на Хайфон, бомбили нефтебазу, возникли большие пожары. Разгрузка судов в порту была крайне затруднена.

    Третьего октября 1966 года приказом Главнокомандующего ВМФ СССР я с должности заместителя начальника Разведки Камчатской военной флотилии был назначен командиром 19-го отдельного морского радиотехнического отряда (19-го ОМРТО), в состав которого входил и 169 отдельный дивизион разведывательных кораблей (15 кораблей), а также береговые подразделения и подвижные морские разведывательные группы (ПМРГ). В последние дни октября я прибыл с Камчатки во Владивосток и сразу же вступил в командование отрядом.

    В это время один корабль (мрзк «Амперметр») находился на разведке в Южно-Китайском море и начал движение в базу. На смену ему к походу на 88 суток (с 3.11.66 г. по 29.01.67 г.) был подготовлен мрзк «Барограф».

    Обо всем нижеописываемом, о деятельности разведывательных кораблей и в последующие годы, вплоть до 20 октября 1978 года, т.е. в течении 12 лет я был свидетелем, участником событий или участником послепоходовых заслушиваний командиров кораблей и разборов походов.

    Всего в 1967 году, только за 9 месяцев и 10 дней, разведывательные корабли ТОФ пробыли на разведке 1698 судо-суток, из них непосредственно в районе разведки 1593 судо-суток, прошли 142301 милю и передали в базу 47100 донесений.

    В 1967 году мне, совместно с командованием дивизиона и штабом отряда пришлось заниматься подготовкой разведывательных кораблей к более чем 30 боевым службам, в том числе восемь кораблей, совершивших 13 выходов в район Вьетнама и четыре корабля, совершивших восемь походов в район о. Гуам.

    Эскалация агрессии США во Вьетнаме только набирала обороты. С февраля 1967 г. США приступили к обстрелу побережья ДРВ. Первоначально удары наносились только по портам и береговой инфраструктуре Хайфона. Нанесение ударов по судам сдерживало американцев наличие в Хайфоне большого количества судов СССР, ПНР, КНР, Болгарии и других стран, но это продолжалось не долго.

    Американские самолеты палубной авиации почти ежедневно парами, а иногда и по 2-3 раза за сутки, преимущественно в темное время, наносили бомбовые удары по портам, портовым сооружениям, складам, объектам жизнеобеспечения и на первых порах избегали нанесения ударов по советским судам.

    Советское Правительство, опираясь на достоверные данные разведки классифицировало эти действия США как прямую агрессию.
    15 февраля 1967 года на порт Камфа было сброшено две бомбы. У причалов в это время стояли два советских судна. К счастью попаданий в суда не было.

    2 июня 1967 года в 15 часов 40 минут советский теплоход «Туркестан» Дальневосточного морского пароходства, стоявший на рейде порта Камфа под разгрузкой, был атакован двумя американскими палубными штурмовиками. Были сброшены бомбы, судно обстреляно из крупнокалиберных пулеметов, а также мелкокалиберных авиационных пушек. Был убит электромеханик Николай Николаевич Рыбачук, тяжело ранен матрос И.А. Земцов и еще пять человек легко ранены. Судно получило 67 пробоин выше ватерлинии.

    Посол СССР в США И.С. Щербаков немедленно заявил американскому правительству протест по случаю нападения американских самолетов на советский теплоход «Туркестан». 4 июня США отклонили протест, заявив, что судно было обстреляно береговыми зенитными ракетами. Назревал крупный международный скандал.

    В это время на разведке в районе Тонкинского залива находился наш мрзк «Барограф» (командир корабля
капитан-лейтенант А.В. Гуляев, командир группы ОСНАЗ капитан-лейтенант Б.М. Мозжухин).

    Кораблем были представлены в штаб ТОФ неопровержимые данные: радиоперехват радиопереговоров американских штурмовиков с авианосцем и представлены неопровержимые сведения о номерах самолетов эскадрильи с борта авианосца «Китти Хок», времени и месте атаки.

    На основании этих неопровержимых улик 5 июня правительству США в Москве была направлена новая нота советского Правительства за подписью министра иностранных дел СССР А.А. Громыко, в которой СССР категорически отверг содержание ответной ноты правительства США от 4 июня и попытку уйти от ответственности за нападение на советское судно «Туркестан».

    Американская сторона была вынуждена принести извинения за инцидент.
    Командир подвижной морской разведывательной группы Борис Михайлович Мозжухин был награжден орденом «Красной звезды».

    Имел место и случай, когда теплоход «Ванино», того же пароходства, был атакован самолетами американской палубной авиации. Самолеты сбрасывали бомбы или обстреливали судно. Снаряды рвались то с одного борта, то с другого. Судно брали в «вилку». Запугивали.
    На теплоход «Фрунзе» сбрасывали шариковые бомбы.

    В этих условиях на судах, следующих из портов СССР во Вьетнам, занялись подготовкой не только самого судна, но и его экипажа. На судах стали проводить учения по отработке действий по укрытию экипажа в защищенных помещениях, в случае обстрела и бомбометания по судну, а также при получении ранения, контузии. При этом, экипаж надевал армейские каски, противогазы, респираторы, спасательные жилеты, расчехлялись и готовились к спуску спасательные средства.

    На самих судах торгового флота СССР с целью безопасности и минимизации возможных провокаций со стороны американских кораблей и самолетов, с применением ими своего оружия. В 1965 году, по распоряжению Министерства морского флота и руководства пароходств, было принято и реализовано решение, в дополнение к наименованию судна, нанесенному на бортах, а также серпу и молоту, нанесенному на дымовой трубе, нанести еще на бортах судна в районе мидель-шпангоута изображение красного флага СССР в крупном размере. Тоже было сделано и на верхней палубе на крышках люков больших трюмов, а также на крыше ходовой рубки, чтобы при облетах летчики самолетов видели государственную принадлежность судна. Экипажам судов, при нахождении их в портах ДРВ, было запрещено выходить на верхнюю палубу без каски. На Хайфон было приписано специализированное аварийно-спасательное судно «Аргус», которое проработало там 2,5 года. Позже к нему присоединилось спасательное судно «Гелеос».

     Рзк «Гидрофон» (командир корабля А.А. Плотников) и в 1967 году продолжал успешно решать задачи по разведке деятельности кораблей 77-го АУС в районе «Янки Стейшн». Так, 5 августа, по американским данным, «Гидрофон» вел слежение за авианосцами в Южно-Китайском море и сделал четыре преднамеренных попытки пересечь курс американских авианосцев, которые осуществляли подъем авиации для действий против Северного Вьетнама. А 12 августа рзк «Гидрофон» трижды пытался проникнуть через охранение эсминцев к авианосцу «Кирсардж».

    В 1967 году за поддержание высокой боевой готовности корабля, успешное решение специальных задач и высокие показатели в боевой подготовке командир рзк «Гидрофон» Андрей Александрович Плотников был награжден орденом боевого «Красного Знамени».

    В сентябре 1967 года американский разведывательный корабль «Бэннер» в Южно-Китайском море с целью воспрепятствования нашему кораблю в ведении разведки кораблей 77-го АУС совершил преднамеренный навал на наш рзк «Анемометр» («Керби»), совершавший свой последний плановый поход на боевую службу (в октябре планировалось списание корабля и передача его в ДОСААФ). В результате оба корабля серьезных повреждений не получили. На «Керби» был погнут фальшборт в районе полубака.

    Разведывательные корабли Тихоокеанского флота не только решали свои специальные задачи и осуществляли боевое (разведывательное) обеспечение боевых действий подразделений советских Вооруженных Сил на территории Вьетнама, но и своим присутствием оказывали моральную и психологическую поддержку экипажам судов советского торгового флота.

    Вот что пишет в своей статье «Дорога жизни во Вьетнам», опубликованной в книге «Приморье-Вьетнам: мост дружбы» бывший капитан теплохода «Ванино» Дальневосточного морского пароходства Юрий Александрович Пудовкин, ходивший в годы американо-вьетнамского вооруженного конфликта в порты воюющего Вьетнама и в Тонкинский залив, где он неоднократно встречался с разведывательными кораблями Тихоокеанского флота: «…В СЛУЧАЕ ПОДОЗРЕНИЙ НА ВОЕННЫЕ ГРУЗЫ ОНИ (американские корабли – Д.Т.Л) МОГЛИ ОСМОТРЕТЬ И ЗАДЕРЖАТЬ. ПРАВДА РЯДОМ С АМЕРИКАНСКИМИ КОРАБЛЯМИ ОБЯЗАТЕЛЬНО НАХОДИЛСЯ НЕБОЛЬШОЙ СОВЕТСКИЙ «КОРАБЛЬ НАУКИ») ТОГДА НАШИ КОРАБЛИ ХОДИЛИ ПОД ГИДРОГРАФИЧЕСКИМ ФЛАГОМ ВМФ СССР – Д.Т.Л.) С ОГРОМНЫМИ РАДИОАНТЕННАМИ. РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ КОРАБЛИ ТОФ ВСЕГДА РЯДИЛИСЬ ПОД КОРАБЛИ НАУКИ. ЭТО НЕСКОЛЬКО УСПОКАИВАЛО».

    10 января 1968 года в порту Хайфон на теплоход «Переславль-Залесский» была сброшена с самолета бомба замедленного действия.
В 1968 году северокорейцы в своих территориальных водах захватили американский разведывательный корабль «Пуэбло», что несколько осложнило деятельность наших разведывательных кораблей в Южно-Китайском море и потребовало дополнительных мер предосторожности, ограничив приближение к побережью Вьетнама 30-35 милями. Потребовалось и боевое прикрытие наших разведывательных кораблей.


Карта нанесения воздушных ударов по ДРВ

    Правильность принятия мер предосторожности подтвердили и последующие провокационные действия по отношению к нашим разведывательным кораблям. Так, зимой 1968 года в Южно-Китайском море произошел уже второй случай провокации против нашего разведывательного корабля. Тот же разведывательный корабль ВМС США «Беннер», что и в первом случае в сентябре 1967 года, совершил целенаправленный навал на рзк «Измеритель» (командир корабля капитан 3 ранга Е.П. Константиновский), с целью вытеснения нашего разведчика из района ведения разведки и воспрепятствования решению им специальных задач. И в этом случае корабли серьезных повреждений корпуса не получили.

    Наиболее серьезный провокационный случай произошел 19 октября 1969 года по отношению к нашему разведывательному кораблю «Гидрофон» (командир – капитан 3 ранга Плотников А.А.), решавшему задачи разведки в районе Дананга у побережья Южного Вьетнама.

    В этот день корабль был обстрелян южновьетнамским катером береговой охраны «Тиен Мои» (бортовой номер 601). Обстрел начался в полдень, когда на корабле производилась смена вахты, и продолжался в течении восьми часов. Патрульный катер постоянно пытался занять позицию мористее нашего разведывательного корабля с целью принудить его следовать в сторону вьетнамского берега, к Данангу. Разведывательный корабль постоянно маневрировал, пытаясь уклониться от патрульного корабля, открывшего огонь по рзк «Гидрофон» из крупнокалиберного пулемета и 20-мм автоматов. Стрельба велась как по курсу движения рзк, над кораблем, так и по самому кораблю. По кораблю была сделана всего одна очередь из крупнокалиберного пулемета и несколько очередей из 20-мм автоматов.

 
Малый разведывательный корабль «Гидрофон»

 Основные ТТД - тип «сртм» проекта «Океан» построен в 1960 г. в ГДР. Водоизмещение – 870 т, длина – 51,0 м, ширина – 9,0 м, осадка – 3,7 м, двигатель мощностью 540 л.с, скорость хода – 11,5 уз, дальность плавания – 7900 миль, автономность – 30 суток, мореходность – не ограниченная, экипаж – 65 человек: офицеров – 9, мичманов – 8, старшин и матросов - 48.
 Военно-морской флаг поднят 28 августа 1960 г.


    В результате обстрела в ходовой рубке рзк возник пожар, была разбита часть аппаратуры, перебит кабель волновода радиопеленгатора «Визир». В районе форпика, в котором хранилась краска и шкиперское имущество, в борту возникло четыре пробоины. Одна из пуль попала в бидон с краской, стоявший на полубаке корабля, отчего краска загорелась и корабль был окутан пеленой черного дыма. После этого обстрел прекратился. Только по чистой случайности в форпике не произошел пожар, последствия которого могли быть непредсказуемы. Наконец-то кораблю удалось уклониться от преследования и уйти мористее от берега. Экипаж корабля облегченно вздохнул.

    В этой тяжелой ситуации образец мужества, стойкости и героизма проявил весь личный состав корабля, за что наиболее отличившиеся старшины 2 статьи Бажутов В.И. и Суржиков П.К. были награждены медалью «За боевые заслуги».

    О провокации против нашего разведывательного корабля «Гидрофон» начальник Главного штаба ВМФ адмирал флота Н.Д. Сергеев телеграммой от 27 октября 1969 года проинформировал все флоты СССР.

    На этом провокации у берегов Вьетнама не прекратились.

    В декабре 1969 года была совершена очередная провокация против нашего малого разведывательного корабля «Протрактор» (командир корабля капитан 3 ранга Ю.И. Абросимов), решавшего задачи боевой службы в Тонкинском заливе вблизи территориальных вод Вьетнама.
    Корабль был обстрелян южновьетнамским патрульным кораблем из 40-мм автомата. В результате обстрела был ранен в левую ногу моторист матрос Лебедев Александр Николаевич. Корабль получил 16 пулевых пробоин в корпусе выше ватерлинии, отошел мористее от берега и продолжал выполнять задание.

    В качестве еще одного примера провокаций против разведывательных кораблей моего соединения приведу случай со средним разведывательным кораблем «Пеленг» (командир корабля капитан-лейтенант А.В. Гуляев).

    22 апреля 1970 года корабль находился на боевой службе в Южно-Китайском море у берегов Вьетнама и вел слежение за авианосно-ударной группой ВМС США. Пытаясь выдворить разведывательный корабль из района разведки, с авианосца был поднят самолет палубной авиации «Скайхок», который произвел бомбометание по курсу движения разведывательного корабля, сбрасывая бомбы по носу и по корме на удалении 1-2 кабельтовых от корабля.

    Прямых попаданий и повреждений корабль не имел.

    Вот в условиях такого противостояния разведывательные корабли 38-ой бригады ОСНАЗ продолжали решать разведывательные задачи в районе американо-вьетнамского вооруженного конфликта в Южно-Китайском море.
 

Содержание                  Дальше

создание интернет сайта - Студия Триас