Лукаш Д.Т. "Вьетнам в огне" - Морская блокада побережья ДРВ. "Огненные рейсы" - Минная блокада портов ДРВ

      Американское командование, видя, что боевая техника и вооружение продолжают доставляться во Вьетнам не только «тропой Хошимина» (через Лаос), но и морским путем, хотя и в ограниченном количестве, приняло решение о минировании портов и внутренних вод ДРВ.

    Предварительно, в апреле 1972 года у берегов США прошли учения, на которых отрабатывалась операция по массированному минированию водных путей.

   В учениях в районе Сан-Диего приняли участие 34 военных корабля и 100 самолетов. Они ставили морские донные боевые мины, но без взрывателей. 13 апреля были также испытаны новейшие вертолеты-тральщики.

    В это время в портах ДРВ, даже в условиях ожесточенных налетов, производилась разгрузка судов. Порты по несколько раз в сутки подвергались массированным бомбардировкам авиацией США. Многие суда также были подвергнуты обстрелам и бомбардировкам (теплоходы: «Переславль-Залесский», «Михаил Фрунзе», «Симферополь», «Борис Лавренев», «Александр Грин», танкер «Певек», польский теплоход «Джозеф Конрад»). Среди экипажей судов были убитые и раненые.

 
Карта Тонкинского залива

    Днем 8 мая 1972 года по американскому радио и телевидению выступил президент США Никсон, который заявил, что теперь военные корабли США не будут останавливать и досматривать грузы иностранных судов, прибывающих в порты ДРВ, не употребив в своей речи слово «минная блокада» или другое равнозначное по смыслу слово. Кроме этого, он заявил, что попытки разгрузки судов на пляжах ДРВ, вне портов, будут пресекаться самолетами и судами американского и южновьетнамского флотов.

    Но уже в ночь с 8-го на 9-ое мая 1972 года началась операция по минированию порта Хайфон. В то время, когда экипажи судов в Хайфоне готовились торжественно отмечать 27-ую годовщину Победы советского народа в Великой Отечественной войне, на них полетели американские мины. Первый налет 9 мая совершили девять самолетов с авианосца «Корал Си» - три штурмовика «Интрудер» и шесть «Корсар», которые в порту Хайфон выставили первые 36 мин Мк-52 (1000-фунтовые). Так началась американская минная блокада суверенного государства ДРВ. Минированию подверглись порты Камфа, Хонгтай, Хайфон, Винь, Донгхой, Тханьхоа, ряд порто-пунктов в устьях рек и внутренние воды. Целью минирования портов было – исключить поставки грузов в ДРВ морским путем из СССР и других стран.

    Выставлялись, как позже стало известно, донные магнитные и акустические мины Мк-36, Мк-50, Мк-52, Мк-53 и авиационные мины-бомбы Мк-81 (82).

    В это время в районе южной части Тонкинского залива (район «Янки Стейшн») маневрировали авианосцы – носители минного оружия 7-го флота США «Китти Хок», «Корал Си», «Мидуэй», «Констелейшн», авиация которых производила минирование портов, находившихся на удалении 80-100 миль от авианосцев. Разведку этого 77-го АУС с 15 марта по 12 июня 1972 года в районе «Янки Стейшин» вел рзк «Курсограф» (командир корабля капитан 3 ранга О.Д. Тульчинский с группой ОСНАЗ на борту).

    В первый же день минирования было заблокировано в порту Хайфон и на рейде 36 судов, в том числе 16 советских, пять китайских, четыре британских и 11 судов Польши, Болгарии и других стран. Некоторые суда стояли у причалов, остальные – на рейде.

   Среди заблокированных в Хайфоне и на его внешнем рейде оказались советские суда: Дальневосточного морского пароходства – шесть («Марат Казей», «Тавричанка», «Переславль-Залесский», «Зея», «Алейск», «Гриша Акопян»); Приморского морского пароходства – три («Комсомолец Приморья», «Певек» и «Абакан»); Черноморского морского пароходства – семь («Бабушкин», «Балашиха», «Дивногорск», «Муром», «Мичурин», «Симферополь», «Сочи»).

    9 мая танкер «Певек» полностью забункерованный был прицельно обстрелян американским самолетом из крупнокалиберных пулеметов и на судно были сброшены шариковые бомбы. Пять человек членов экипажа были ранены. Пожара на судне не было.

    В 11 часов утра 9 мая во Владивостоке было получено сообщение о начале американцами минно-заградительной операции. Об этом было доложено командованию ВМФ и ТОФ, а также штабом флота оповещены Дальневосточное и Приморское морские пароходства.

    В сложном положении оказались теплоходы «Айон» (ДВМП) и «Маршанск» (ЧМП), следовавшие в Хайфон и находившиеся у входа в Тонкинский залив.

    С начала минирования вьетнамское командование закрыло все опасные для плавания кораблей и судов районы и фарватеры. Все прибывающие транспортные суда разгружались на внешних рейдах, за пределами минных заграждений. Грузы передавались на малоразмерные плавсредства, как правило, немагнитные, и доставлялись на берег.

    10 мая обстановка еще более осложнилась, а налеты американской авиации продолжались.

    В этот день в угольный порт Камфа из Хайфона, где он выгружал муку и, якобы, танки, прибыл теплоход «Гриша Акопян» (ДВМП) для погрузки угля и доставки его в Японию. Погода была безоблачная. На судне поднят государственный флаг СССР, на крышке трюма и крыше ходовой рубки нарисован флаг СССР, на дымовой трубе – серп и молот. С утра были открыты люки трюмов, шла погрузка угля. Выход был назначен на 6.00 11 мая. Днем на порты Хайфон и Камфа было совершено три массированных налета палубной авиации. В налете на Камфа участвовали 34 самолета «Скайхок». Налет на теплоход «Гриша Акопян», по-видимому, был совершен целенаправленно. Было сброшено несколько фугасных и термитных бомб. Одна фугасная бомба (250 кг) попала в ботдек, остальные – возле правого борта судна (судно было пришвартовано левым бортом к причалу). Два контейнера с бомбами (по 260 шт) попали в открытые трюмы. Произошел взрыв всех сброшенных бомб одновременно.

    Осколком снаряда в голову был убит боцман Ю.С. Золотов. Ранен в обе ноги капитан судна Н.В. Пухов и три, из семи, вьетнамских пограничника (из них один тяжело), находившихся на борту судна, а также несколько членов экипажа. Налеты, бомбежки и обстрелы судна продолжались, а экипаж судна самоотверженно боролся с повреждениями и пожаром за жизнь судна. Вышли из строя все водоотливные и противопожарные средства, погас свет, судно замерло. Спасти судно, после двух с половиной часовой борьбы за его жизнь, не удалось.

    Вьетнамское правительство наградило всех членов экипажа теплохода «Гриша Акопян» «Орденом Труда» 1 степени.

    В борьбе с пожаром на этом судне погиб и водолаз спасательного судна «Аргус» Ю.В. Терехов.

    Агрессор предложил всем иностранным судам и кораблям, находящимся в портах Северного Вьетнама в течении трех часов светлого времени уйти из портов ДРВ, в первую очередь из Хайфона, в противном случае мины будут приведены в боевую готовность.

    Советское Правительство сделало заявление ТАСС, в котором подчеркивалась недопустимость минирования входов в порты ДРВ, так как это ограничивало свободу судоходства и затрагивало интересы других стран.

    Одновременно Министерство морского флота СССР дало распоряжение судам, находящимся в ДРВ не выполнять требование американцев и продолжать работы по разгрузке судов. Ни одно советское судно не покинуло Хайфон. К ним присоединились и суда других стран.

    Окончательный срок начала приведения мин в боевую готовность был установлен на 16.00 15 мая 1972 года.

    К этому времени полностью закончили разгрузку и убыли из Хайфона три судна ДВМП (теплоходы «Переславль-Залесский», «Зея» и «Алейск»). Суда выходили самым малым ходом и «Алейск» визуально наблюдал лежащую на грунте 500-килограмовую мину.

    Остальные суда продолжали оставаться заблокированными минами в портах и на внешнем рейде.

    Действия США во Вьетнаме вызвали ответную реакцию командования ВМФ СССР. Уже 10 мая в Южно-Китайское море из Приморья вышли пять атомных подводных лодок, а из Индийского океана в район Вьетнама подошли дизельная ракетная подводная лодка и отряд боевых кораблей в составе крейсера «Дмитрий Пожарский», большого противолодочного корабля и эсминца, возвращавшихся во Владивосток. В районе боевых действий находился и вел разведку пяти авианосцев 7-го флота ВМС США разведывательный корабль «Курсограф».

    Через несколько дней в Москве Л.И. Брежнев встретился с президентом США Р. Никсоном и им удалось несколько сгладить остроту ситуации.

    После двух недель пребывания в районе Вьетнама корабли ТОФ начали возвращаться в базу.

    Американская палубная авиация по-прежнему продолжала минировать порты и наносить по ним бомбовые удары.

    Самое массированное минирование портов Северного Вьетнама и многочисленных порто-пунктов в устьях рек было произведено в августе 1972 года, когда американская палубная авиация с шести авианосцев скрытно осуществляла минные постановки новых образцов гидроакустических и магнитных мин на подходах к Хайфону и на самом фарватере.

    Эта операция ВМС США по минированию подходов к портам Северного Вьетнама была своевременно вскрыта нашим малым разведывательным кораблем «Дефлектор» (командир корабля капитан 3 ранга О.Л. Кучин, командир группы ОСНАЗ капитан-лейтенант К.П. Чудин), находившимся на разведке в Тонкинском заливе с 25 июля по 18 октября 1972 года. Об этом было немедленно доложено командованию ВМФ и ТОФ. Штаб флота информировал Дальневосточное и Приморское морские пароходства, что позволило избежать подрыва на минах наших судов, находившихся на подходах к портам ДРВ и Тонкинскому заливу, а также гибели их экипажей.

    Всего с мая по декабрь 1972 года с шести авианосцев ВМС США скрытно было выставлено свыше 11000 донных гидроакустических и магнитных мин. Были заминированы не только фарватеры, ведущие к портам и порто-пунктам, но и значительная часть акватории мелководного Тонкинского залива.

    В связи с тем, что с мая 1972 года вьетнамским командованием были закрыты опасные для плавания судов районы и разгрузка судов производилась на внешних рейдах, за пределами минных заграждений и доставка грузов на берег производилась вьетнамскими плавсредствами через заминированные поля, потери составили свыше 30 небольших судов, подорвавшихся на минах. Сами же американцы потеряли эсминец «Уоррингтон», подорвавшийся на двух минах Мк-36.

    В декабре в Париже начались переговоры между правительствами США и ДРВ о прекращении бомбардировок и обстрелов территории ДРВ. Переговоры шли сложно на фоне больших потерь американских войск. В ДРВ поступили новые образцы советских зенитно-ракетных комплексов, позволяющих сбивать самолеты на больших и малых высотах. Возросли потери и самолетов Б-52 стратегической авиации. Мировые СМИ показывают сбитые американские самолеты и пленных летчиков. Представители США на переговорах стараются добиться для себя более выгодных условий вывода своих войск из Вьетнама. Переговоры прерываются. США делают ставку на устрашение ДРВ.

    С 18 по 29 декабря 1972 года американское командование провело заранее тщательно спланированную наступательную воздушную операцию, самую широкомасштабную за весь период войны против городов ДРВ, под условным наименованием «Лайнбеккер-2», кульминация которой пришлась на Рождество 25 декабря, т.е. делалась ставка на внезапность. К операции была привлечена вся имеющаяся у США в Юго-Восточной Азии авиация, а это около 800 самолетов, в том числе 83 бомбардировщика Б-52. 

    Только в этот день палубная авиация со всех семи авианосцев совершила более 1500 вылетов. Однако советское и вьетнамское руководство были своевременно оповещены о подготовке и массовом взлете самолетов палубной авиации. Данные были добыты рзк «Курсограф» (командир корабля капитан 3 ранга О.Д. Тульчинский, командиры групп ОСНАЗ капитан-лейтенант В.Г. Козлов и старший лейтенант В.А. Карев), находившийся на разведке с 14 декабря 1972 года по 18 марта 1973 года. Корабль занимал позицию в центре боевого порядка 77-го оперативного соединения. Это позволило своевременно привести в боевую готовность всю систему ПВО ДРВ.

    За 12 дней, в течении которых продолжалась эта воздушная операция, только фронтовая и стратегическая авиация нанесла 34 массированных налета по Ханою, Хайфону и военным базам ДРВ. Всего было сброшено свыше 100 тысяч бомб.

    В ходе операции за эти 12 дней было совершено 2814 самолетовылетов, из них 1910 самолетовылетов в ночное время суток, 80 самолетов, в том числе 23 стратегических бомбардировщика Б-52 были сбиты силами ПВО ДРВ.

    Авианосная авиация 77-го АУС в период с 1964 по 1973 годы совершила около 500 тысяч самолетовылетов на удары по ДРВ.

    Все время за деятельностью 77-го АУС в Южно-Китайском море и Тонкинском заливе наблюдали 17 разведывательных кораблей 38 бригады разведки Тихоокеанского флота, совершивших 95 (данные уточнены) боевых службы, продолжительностью по три месяца каждая.

    Примечание – общее количество боевых служб в район Южно-Китайского моря и Тонкинского залива уточнено. Не был учтен поход мрзк «Измеритель» с 17.12.1967 по 01.03.1968 г. (особый случай) Этот же поход не вошел и в приложение к директиве ГШ ВМФ от 19.09.2005 г. (Д.Т.Л.).

    Средняя продолжительность нахождения разведывательных кораблей в районе Вьетнама составляла от 57 до 109 суток, при норме 75-81 сутки для каждого корабля, в зависимости от его типа.
    Интенсивность использования разведывательных кораблей разведки ТОФ в районе Южно-Китайского моря и в Тонкинском заливе в период с 1963 по 1976 годы показана на графике.

 

График интенсивности несения боевой службы разведывательными кораблями ТОФ в районе Южно-Китайского моря и Тонкинского залива в период 1963 – 1976 годов

    Американское руководство, не достигнув ни военных, ни политических целей, было вынуждено возобновить переговоры о прекращении войны. С 9 по 13 января 1973 года в Париже проходили переговоры противоборствующих сторон.

    Под давлением общественности и в следствии серьезных поражений в войне, правительство США все же было вынуждено 27 января 1973 года подписать в Париже Соглашение о прекращении войны и полном выводе американских войск из Вьетнама.

     После завершения войны против ДРВ командование США перенесло боевые действия в район Южного Вьетнама, туда были направлены и авианосцы, наблюдение за которыми кораблями разведки флота продолжалось.

Содержание              Дальше

создание интернет сайта - Студия Триас