Розин А. Советские моряки в оказании интернациональной помощи Вьетнаму в обретении независимости и отражении американской агрессии.

 «…В марте 1965 г. американский флот начал блокаду берегов Вьетнама. Правительством США официально была объявлена зона военных действий, в которую запрещалось заходить боевым кораблям и судам нейтральных стран. Вначале блокада носила импровизированный характер, а с 25 апреля 1965 г. была введена в действие специальная инструкция кораблям 7-го флота США по организации морской блокады. В этой инструкции устанавливались так называемые морские оборонительные районы. При создании этих районов американское командование рассчитывало на полную изоляцию войск НФО со стороны моря на всем 1100 мильном побережье Южного Вьетнама. При этом, как писала газета «Нью-Йорк таймс», корабли 7-го флота вели также наблюдение за побережьем ДРВ севернее 17-й параллели, однако подробности этого держались в секрете. Впрочем, советские моряки на своем опыте знакомы с «подробностями». Вот только несколько мартовских случаев. В точке с  координатами 17º 37′ северной широты и 108º 28′ восточной долготы у берегов ДРВ черноморский пароход «Малахов курган» (капитан Оводовский) подвергся неоднократному облету американским самолётом типа «Орион» с бортовым номером 151365. Его сменили самолёты ВМС США типа «Треккер» № 148892 и № 151050. Облеты совершались на малой высоте и на очень близком расстоянии от судна. Там же, у вьетнамского побережья, теплоход «Синегорск» подвергся облету гидросамолётом США № 5525; над «Медногорском» проносились на небольшой высоте американские самолёты № 15169 и № 151376; двухмоторная летающая лодка № 5475 облетала на уровне надстроек теплоход «Посьет», а затем теплоход «Тобольск». Самолёты типа «Орион» пикировали на мачты «Ижмы». Многократные облеты танкера «Горький» проводил американский гидросамолёт, после чего, уже ночью, возле танкера длительное время маневрировал военный корабль. Он производил опрос судна, сопровождая «Горький» в опасной близости от него. Естественно, подобные провокационные действия не могли не привести к трагедии, в марте 1965 г. американские самолёты в открытом море у южновьетнамских берегов атаковали торговое судно «Сан Спиридон» шедшее под ливанским флагом из Хайфона в Европу. В результате судно получило значительные повреждения, многие члены экипажа, состоящего из греков, испанцев, арабов, англичан, были убиты. А в августе 1965 г. советский теплоход «Полоцк» также был атакован американским самолётом в открытом море. «7 августа в 0 часов 27 минут по московскому времени в точке с координатами 15º 02′ северной широты 109º 54′ восточной долготы американский самолёт с опознавательными знаками: хвостовой - № Т149881, носовой - 31, начал вновь производить облеты судна «Полоцк» на высоте 25-30 метров со всех курсовых углов, подавая сигнал «стоп». Затем самолёт с левого борта с высоты около 30 метров дал пулеметную очередь по капитанскому мостику судна. После этого продолжались облеты «Полоцка» военными самолётами США, и, кроме того, судно стал преследовать американский эсминец № 727.» В ноте по этому факту подчеркивалось: «…вооруженные силы США преднамеренно осуществляют провокации, направленные на дальнейшее обострение обстановки в районе Вьетнама и на ухудшение отношений между США и СССР. Такие действия вооруженных сил США могут привести к весьма серьезным последствиям.

Правительство Советского Союза требует от Правительства Соединенных Штатов Америки немедленного прекращения указанных провокационных действий вооруженных сил США, строгого наказания виновных и недопущения подобных акций в будущем

Капитан Юрий Пудовкин (в 1962-1965 гг. капитан теплохода «Ванино») вспоминал: «Американские самолёты специально суда не бомбили и не обстреливали - удары с воздуха наносились только по береговым объектам, но доставалось нам от пожаров в порту, обрушившихся в воду скал и камней - тоже не слабо. Да и нервотрепка адская - бомбили американцы порты круглосуточно, жестоко, массированно, и уверенности в том, что шальная бомба не упадет на судно у меня, капитана, не было... Обстановка была очень сложной. В нейтральных водах суда встречали американские военные корабли - все вокруг них было заминировано, проход во вьетнамские порты - строго по указанному американскими военными фарватеру. В случае подозрений на военные грузы могли судно осмотреть и задержать. Ну а рядом с американцами - обязательно небольшой советский "корабль науки" с огромными радиоантеннами - разведывательные корабли ТОФ всегда под корабли науки рядились. Тогда они были на постоянной связи с нашими подводными лодками, которые неподалеку американцев пасли, чтобы те нас не трогали. Те нас и не трогали - руссо матросо чаще с "китайскими товарищами" после пивка в портовых забегаловках дискуссии о партийной линии на кулачках проводили. Потом нас заставляли их на партсобраниях за несознательность драить с песочком». («Ежедневные новости» (Владивосток) 01.06.2001 г.)

В ходе войны во Вьетнаме советские траулеры настолько серьезно затрудняли действия авианосцев США, что это стало предметом дипломатических протестов. Так, в январе 1966 г. заместитель помощника госсекретаря США А. Джонсон заявил протест советскому послу А. Добрынину по поводу действий советского траулера «Гидрофон» (класса , по натовской классификации), неоднократно пытавшегося сорвать взлет палубной авиации с авианосцев «Enterprise» и «Kitty Hawk». Адмирал Дж. Холлуэй вспоминал, что, командуя в этот период атомным авианосцем «Энтерпрайз», имел обыкновение при первом же появлении поблизости советского AGI разворачивать в его сторону свой 90 000-тонный авианосец и давать самый полный ход: «И советский траулер убирался к черту с нашего курса!» Но это не останавливало наших моряков. В начале февраля 1966 г. советское разведывательное судно «Гидрофон» вело радиотехническую разведку, следя за АУГ во главе с авианосцем «Ranger» (CVA-61) в Тонкинском заливе. В августе того же года этот же корабль вел слежение за авианосцами в Южно-Китайском море, при этом он 5 августа, по американским данным, сделал четыре преднамеренные попытки пересечь курс американских авианосцев, которые осуществляли запуск самолётов для действий против Северного Вьетнама. А 12 августа «Гидрофон» трижды пытался проникнуть через эскорт эсминцев к авианосцу «Kearsarge» (CVS 33).

В мае-августе 1967 г. роль корабля-наблюдателя на "Станции Янки" выполняли разведывательные корабли «Дефлектор», «Барограф»  и «Гидрофон»…

… В апреле 1972 г. у берегов США прошли военно-морские маневры, на которых отрабатывалась операция по массированному минированию водных путей. В учениях у Сан-Диего приняли участие 34 военных корабля и 100 самолётов. Они ставили боевые морские мины, но без взрывателей. 13 апреля были также испытаны новейшие вертолеты-тральщики. Вскоре учебные задачи сменились боевыми заданиями.

9 мая девять самолётов с авианосца «Корал Си» - три штурмовика А-6 “Интрудер” и шесть А-7 “Корсар” - установили первые 36 1000-фунтовых мин «Марк-52-2» в порту Хайфон. Так началась американская операция по минированию входов в порты ДРВ Камфа, Хонггай, Хайфон, Винь, Донгхой, Тханьхоа и др. для того, чтобы лишить ДРВ поставок морским путем из СССР. Постановка мин производилась палубными штурмовиками А-6 “Интрудер” и А-7 “Корсар”, прикрываемыми истребителями F-4 “Фантом”. Авианосцы «Китти Хок», «Корал Си», «Мидуэй» и «Констеллейшн», с которых взлетали носители минного оружия, маневрировали на удалении 80 - 100 миль (в районе “Янки”) от районов минирования. Постановка мин самолётами осуществлялась в строю фронта или пеленга в период наступления малой воды. Высота полета составляла 150 - 300 м, скорость - 550 - 650 км/ч. Каждый из самолётов нес от двух до шести мин, сбрасываемых по сигналу ведущего. Мины, попавшие на сушу или в районы с глубинами менее 3 м, самоликвидировались. Применялись различные типы мин, в том числе акустические, магнитные (Mk 36, Mk 50, Mk 52 или Mk 53). На внутренних водных коммуникациях, где глубины не превышали 15 м, американцы выставляли новые авиационные мины-бомбы. Эти мины (“Дистрактор”) представляли собой бомбы Mk 81 или Mk 82, снабженные неконтактным (индукционным) малогабаритным взрывателем. По данным журнала «Ньюсуик» 9-10 мая у Хайфона было сброшено 350 мин типа «Марк-53» и «Марк-52» с зарядом взрывчатого вещества 500 и 1000 фунтов. В это время в Хайфоне находились 36 судов, в том числе 16 советских, пять китайских и четыре британских. Судовые радиостанции сообщали из Хайфона: «… американская авиация сбросила три мины на расстоянии одного кабельтова от судна. Их координаты… обстановка напряженная. Т/х "Двиногорск". Сальников»; «В Красную реку упало около двадцати предметов, похожих на мины. Все - вблизи судов, стоящих на якоре. Т/х "Бабушкин". Ободовский».

В труднейшее положение попали теплоходы «Певек», «Айон», «Моршанск», находившиеся на подходах к Хайфону в Тонкинском заливе. Ночью 9 мая там был обстрелян самолётом теплоход «Певек», следовавший в полном грузу. Капитан сообщал: «Возвращающийся из Хайфона самолёт прицельно обстрелял нас шариковыми бомбами и крупнокалиберными пулеметами. Ранены судовой медик, уборщица, дневальная, пекарь, кок. Пожара нет. Танкер  «Певек».  Устинников».

Во Владивосток известие о начале американской минозаградительной операции стало известно в 11.00, на плечи начальника Дальневосточного пароходства Валентина Петровича Бянкина и его заместителя по безопасности мореплавания Александра Александровича Кашура лег груз ответственности принимаемых решений. В Москве еще не рассвело, на ноги поднималось руководство, в том числе - министр морского флота СССР Гущенко Тимофей Борисович, но все равно вся ответственность оставалась на тихоокеанцах. А сообщения не успокаивали. Американские радиостанции передавали: «… Суда и корабли, которые находятся в Северном Вьетнаме, располагают тремя часами дневного времени для ухода из портов ДРВ, в первую очередь из Хайфона. В противном случае мины будут приведены в боевую готовность»…»

… 10 мая обстановка еще более осложнилась. Американские налёты не прекращались, северо-вьетнамская сторона всеми имеющимися силами встречала врага. Информацию о вылетающих с авианосцев самолётах они получали и от советского разведывательного траулера класса - «Курсографа» (Kursograf), который находился недалеко от американских авианосцев…

… Сразу после начала миннозаградительной операции в средствах массовой информации появились сообщения о направлении в район северо-вьетнамских портов советских кораблей. 11 мая должностные лица Пентагона выступили с опровержением постоянно идущих сообщений, что два советских минных тральщика приближаются к Хайфону после выхода из Советского Союза пять дней назад. Как заявил официальный представитель, ближайшие к Северному Вьетнаму советские тральщики находятся в Бангладеш, где они тралят мины, оставшиеся после индо-пакистанской войны, и нет никаких признаков их выхода оттуда.

Американцы не знали, как Советский Союз отреагирует на минирование. С одной стороны, СССР был заинтересован в улучшении отношений с США и надеялся на положительные результаты московского визита президента США Р.Никсона. С другой стороны, советские лидеры не могли не прореагировать на явное ущемление советских интересов и интересов союзников. Так что неопределенность оставалась. Советское правительство сделало заявление, в котором подчеркивалась недопустимость минирования входов в порты ДРВ, так как это ограничивает свободу судоходства и затрагивает интересы других стран:

«…Минирование подходов к портам ДРВ, попытки воспрепятствовать заходу иностранных судов в её территориальные и внутренние воды создают непосредственную угрозу судам и жизни моряков многих государств, перевозящим грузы для населения ДРВ. Никто не давал права США ограничивать кому бы то ни было свободу судоходства в открытом море. Предпринимаемые США меры являются грубейшим нарушением общепризнанного принципа свободы судоходства, хотя под Женевскими конвенциями 1958 г. по морскому праву, закрепляющими этот принцип, стоит наряду с другими и подпись Соединенных Штатов Америки.

В Советском Союзе рассматривают как недопустимые действия США, угрожающие свободе плавания и безопасности советских и других судов, осуществляющих судоходство у берегов Демократической Республики Вьетнам. Советский Союз будет делать из этого соответствующие выводы. Всю ответственность за возможные последствия своих незаконных акций будет нести правительство Соединенных Штатов.

…Советское правительство решительно настаивает на том, чтобы предпринятые Соединенными Штатами шаги по блокированию побережья и нарушению сухопутных коммуникаций Демократической Республики Вьетнам были незамедлительно отменены, чтобы прекратились акты агрессии США против ДРВ, чтобы уважалось право на свободу международного мореплавания и торговли.

…Советский народ, верный принципам социалистического интернационализма, солидарен с борьбой героического вьетнамского народа, он оказывал и будет оказывать ему необходимую поддержку.»

Но в этом заявлении, как и в апрельском «Заявлении ТАСС» отсутствовали обещания о принятии жестких ответных мер.

Тем не менее, уже во второй половине 9 мая 1972 г. ТОФ перевели на повышенную готовность. Начальник разведки 10-й оперативной эскадры В.А.Дукельский вспоминал: «Забегали оповестители, замелькали машины. Прибыв на штабной крейсер, я узнал, что повышен в должности: оставаясь начальником разведки эскадры, я теперь еще и начальник походного штаба. Выступаем через несколько часов. К пяти утра необходимо пополнить боезапас, запас продовольствия. Иметь в виду, что атомные многоцелевые подводные лодки тоже развертываются». 10 мая в Южно-Китайское море вышла группировка из 5 АПЛ: «Идёте в Южно-Китайское море поддерживать братский Вьетнам». 4 лодки были из 26 дивизии - ПЛАРК пр.675 «К-7», «К-57» (к-1р. Шиповников Ю.Ф.), «К-184» (к-2р. А.С.Берзин) и АПЛ пр.659 «К-45» (к-1р. Ганжа Ю.Н.), а также одна ПЛАРК пр.675 «К-189» (к-2р. А.Т.Толстиков) из 10-й дивизии. Виктор Илюхин, председатель комитета по безопасности Госдумы РФ, после окончания института два года служивший матросом на плавбазе подводных лодок ТОФ, вспоминал:  «Я помню май 1972 года, когда американцы начали минировать подходы к Вьетнаму. Тихоокеанский флот был приведен в состояние повышенной боевой готовности - подводные лодки бросили к Тонкинскому заливу. На нашей плавбазе было четыре экипажа подлодок. На собраниях личного состава командиры заявляли о готовности выполнить свой интернациональный долг. Я тоже заявил, что готов помочь вьетнамцам, а через минуту подумал: "А что же я умею делать?" Я ведал шкиперским хозяйством и за всю службу стрелял всего три раза. Но порыв был. Помню слезы на глазах у старого мичмана, который прошел войну. Все было достаточно серьезно...». Были задействованы все возможные корабли. Так, возвращавшаяся с боевой службы в Индийском океане дизельная ракетная подводная лодка проекта 651 «К-120» (к-1р. В.С.Любимов) неожиданно оказалась вовлечена в события вьетнамской войны. Участник того похода капитан 1 ранга в отставке А.П.Бычков вспоминает: «…Был уже май 1972 года, американцы… резко активизировали бомбёжки ДРВ. В Тонкинском заливе находилось пять авианосцев ВМС США. Мы получили боевой приказ: быть в готовности к применению оружия. Двое суток находились в напряжении, причем наша лодка шла в надводном положении»…

… В 1972 году отряд кораблей в составе крейсера «Дмитрий Пожарский», БПК «Одаренный», эсминца «Веский», пяти атомных подводных лодок и разведывательного корабля вели разведку сил 7 флота ВМС США в Индийском океане и в Южно-Китайском море в районе их боевых действий против Вьетнама. Эта задача выполнялась отрядом кораблей впервые. Начальник разведки 10-й оперативной эскадры В.А.Дукельский вспоминал: «Мы направились к банке Чжунша, что восточнее Вьетнама. При каждом появлении американских самолётов (а они летали часто) - боевая тревога. Иногда высоко в небе показывались группы бомбардировщиков "Б-52", но зону действия наших зенитных ракет они огибали. Жара, высокая влажность, бесконечное напряженное ожидание - и полнейшая неясность, чего ждать... Через несколько дней А. Н. Косыгин встретился с президентом США Р. Никсоном, и им удалось сгладить остроту момента. Полагаю, этому помогло и появление у берегов Вьетнама 10-й оперативной эскадры Тихоокеанского флота СССР».

Наши корабли оказывали помощь вьетнамцам, передавая информацию о приближении очередной волны бомбардировщиков. Г.Г.Майтаков (в ту пору штурман корабля специального назначения ТОФ) вспоминал: «В 1972 году я дважды принимал участие в походах в Южно-Китайское море. Всего провел там более двухсот суток. В это время шла война США против Республики Вьетнам. Вьетнамцы боролись за освобождение Южного Вьетнама, за объединение. Наши корабли привлекались в качестве передового рубежа в системе противовоздушной обороны Вьетнама. Мы наблюдали за авианосцами, в Тонкинском заливе было до 4-х авианосцев, на каждом - по 100 самолётов. Четверть из них были ударные самолёты, средние и легкие штурмовики. Кроме того, на острове Гуам, на авиабазе ВВС США Аганья базировались самолёты стратегической авиации В-52, несущие на своем борту огромное количество боеприпасов. Мы наблюдали за взлетом палубной авиации, и где-то к этому времени подходили и В-52. Мы давали соответствующие сигналы о массовом подъеме авиации и за час вьетнамская сторона приводила свою систему ПВО в боевую готовность. Кстати, по корабельному Уставу и по действующему законодательству корабль является частью СССР, сейчас России, так вот, все участники тех походов оказались незаслуженно забыты и в «Законе о ветеранах» о них никак не говорилось. Мною была инициирована поправка, и в новой версии «Закона о ветеранах» появился текст: «…личный состав экипажей кораблей особого назначения, которые в период войны во Вьетнаме выполняли задачи боевой службы в Южно-Китайском море»». Перечень разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, решавших задачи боевой службы в зоне боевых действий во Вьетнаме, Южно-Китайском море и осуществлявших боевое обеспечение боевой деятельности советских подразделений ПВО на территории Вьетнама, объявлен директивой Главного штаба ВМФ от 19.09.05 г. № 730/1/1845 …

… С мая до декабря 1972 г. в результате минной блокады крупные грузовые суда не посещали и не выходили из портов ДРВ. Попытки вьетнамцев использовать небольшие плавсредства для разгрузки судов, находящихся за зоной блокады в международных водах, пресекались американцами. Их корабли, самолёты и вертолеты флота, перехватывали и разрушили малотоннажные вьетнамские суда (сампаны, баржи). Так, 6 июня крейсер «Ньюпорт-Ньюс» у северо-вьетнамского побережья обнаружил китайское судно, с которого осуществлялась передача груза на 6 сампанов. Артиллерийским огнем вьетнамские сампаны были потоплены, но китайское судно не пострадало. 1 августа самолёты с авианосца «Саратога» разрушили судостроительные и судоремонтные верфи Хайфона, где строились и ремонтировались плоскодонные плавсредства. Они использовались вьетнамцами для разгрузки судов, ставших на якоря у портов в стороне от минных полей. Развернутый американский флот сократил и прибрежные перевозки…

Разминирование.

… 27 января 1973 года в Париже министры иностранных дел ДРВ, Республики Южный Вьетнам, сайгонской администрации и США подписали соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме. После этого корабли 7-го флота США приступили к уничтожению минных заграждений в территориальных водах ДРВ. Для решения этой задачи они сформировали 78-е оперативное соединение (состоявшее из 25 кораблей и судов), куда вошли 2 десантных вертолетоносца, 3 десантно-вертолетных корабля-дока, 7 морских тральщиков, 1 танкодесантный корабль, 2 спасательных судна, 2 океанских буксира, до 7 кораблей охранения и 48 вертолетов-тральщиков СН-53Д (“Си Стэльен”). Корабли были сведены в пять тактических групп. Флагманским кораблем командующего минно-тральными силами контр-адмирала Макколи служил десантный вертолетоносец “Нью-Орлеан”. На этом же корабле находился и штаб в составе 14 офицеров. Действия американского флота проводились под кодовым наименованием операция “Энд Свип”. Операцию планировалось проводить в три этапа.

- На первом этапе (с 1 ноября 1972 г. по январь 1973 г.) осуществлялось формирование 78-го оперативного соединения и в заливе Субик-Бей (Филиппинские острова) проводилась его боевая подготовка. В то же время командующий минно-тральными силами и офицеры штаба посетили Ханой и Хайфон для изучения обстановки на месте.

- На втором этапе, начавшемся 1 февраля 1973 г., шла подготовка мест якорной стоянки кораблей 78-го оперативного соединения. Тральщики «Ингейдж» (Engage MSO 433), «Импервиос» (Impervious MSO 449), «Фортифайн» (Fortify MSO 446) и «Форс» (Force MSO 445) протралили район, расположенный в 35 милях к юго-востоку от Хайфона. Тральщики сопровождались фрегатом УРО «Уорден» (Worden DLG 18) и эсминцем «Эпперсон» (Epperson DD 719). В период контрольного траления мест якорной стоянки еще 3 тральщика осуществляли переход с Гавайских островов в район Вьетнама. В районе Субик-Бей продолжали подготовку к тралению мин экипажи вертолетов СН-53Д из состава 462-й и 463-й эскадрилий. Через некоторое время к ним присоединились 164-я и 166-я эскадрильи вертолетов морской пехоты. На берегу развертывалась радионавигационная система “Рейдист”.

 - Третий этап операции “Энд Свип” начался 26 февраля 1973 г. В соответствии с замыслом главная роль в этой операции отводилась вертолетам-тральщикам, а корабли должны были обеспечивать их деятельность. Десантные суда «Новый Орлеан» (New Orleans 11), «Дюбук» (Dubuque 8), «Огден» ( 5), «Кливленд» (Cleveland 7), и «Инчхон» (Inchon 12) присоединились к целевой группе. На их борту были 31 вертолет-тральщик СН-53Д (“Си Стэльен”). В ходе траления вертолеты-тральщики использовали тралы Mk 104, Mk 105, Mk 106 и MOP. Вертолеты начали тралить главный фарватер к порту Хайфон 27 февраля. 28 февраля подготовительные работы были прерваны и корабли ВМС США покинули район Хайфона, а 4 марта корабли вернулись и продолжили работы. Фактически все установленные американцами мины ставились на самоликвидацию через определенное время и к моменту проведения минно-тральной операции опасность представляло незначительное число мин, по какой-то причине не ликвидировавшихся. В марте было всего четыре случая взрыва мин в ходе траления. 6 марта команда тральщика наблюдала взрыв мины около судоходного фарватера Хайфона, 9 марта у Хайфона вертолет затралил и взорвал мину. 17 марта мина взорвана у Cat Bi, а 18 марта команда вертолета наблюдала взрыв мины в гавани Хайфона …

… 17 марта началось разминирование американцами подходов к портам Хонгай и Камфа. В начале апреля списанное десантное судно «MSS 2», заполненное разным материалом для веса и с командой добровольцев на борту, выполнило восемь проходов по фарватеру в Хайфон, чтобы удостовериться, что никакие мины не оставались активными на водной дороге. Американский морской технический персонал также подготовил 50 северо-вьетнамских моряков для самостоятельного траления. 17 апреля операция была приостановлена из-за того, что по данным США, Ханой не выполнял своих обязательств по Парижскому соглашению. Траление возобновилась 18 июня, когда американские лидеры были убеждены, что Северный Вьетнам будет выполнять соглашение. Вскоре адмирал McCauley уведомил вьетнамцев, что порты Хайфон, Хонгай и Камфа свободны американских мин. Затем 78-е оперативное соединение сконцентрировалась на очистке прибрежных районов города Винь. 18 июля 1973 г. США объявили о выводе всех кораблей США, участвующих в разминировании территориальных вод ДРВ. К этому времени американская сторона завершила очистку от мин 10 фарватеров, ведущих с моря к портам Северного Вьетнама. В течение шести месяцев в операции траления участвовали 10 океанских минных тральщиков ( (-433), (-437), (-445), (-446), (-448), (-449), (-456), (-490) (-480) и (-438)), 9 десантных судов, 6 буксиров флота, 3 спасательных судна и 19 эсминцев различных типов. Американские вертолеты-тральщики протралили до 27 тыс. кв. миль. За время траления американцы потеряли 3 вертолета. Для уничтожения мин с гидродинамическими взрывателями американцы применяли прерыватели (баржи) длиной до 100 м, которые буксировались кораблями малого водоизмещения. Длина буксирного троса устанавливалась около 200 метров. Трал МОР применялся в мелководных районах и для поверхностного траления. Каждый день операции оценивался более чем 1,3 миллиона долларов.

Однако в акватории портов работали сами вьетнамцы. В Хайфоне действовал саперный отряд под командованием Чан Вьет Чана, в который входили работники порта - грузчики, крановщики, портовые механики. Ими за три месяца 1973 г. было извлечено из фарватера, ведущего из моря в порт, сотни мин и бомб различных видов. А спустя какое-то время советские водолазы провели работы по уничтожению оставшихся мин в районе порта Хайфон, в числе их был мичман В.Паламарчук (Черноморский флот), награжденный за это орденом Красной Звезды. Кроме того в 1973 году в Тонкинском заливе в зоне боевых действий на минном поле в районе порта Хайфон нес боевую службу оперативный отряд под командованием командира бригады разведывательных кораблей капитана 1 ранга Лукаша Д.Т. в составе двух тральщиков пр.264А «МТ-4», «МТ-5» в обеспечении танкера «Владимир Колечицкий» …»

Источник   Примечания - отрывки из статьи (автор сайта).

создание интернет сайта - Студия Триас