Семен Фридлянд. Крейсер "Калинин", Владивосток, 1955 год (фоторепортаж).

 Из коллекции цветных фотографий СССР 1950-х авторства Семена Фридлянда (в то время зав. фотоотдела "Огонька").

Крейсер «Калинин» заложен 12 июня 1938 года в доке завода № 199 в Комсомольске-на-Амуре. Спущен на воду 8 мая 1942 года, акт о приемке подписан 31 декабря 1942 года. Флаг поднят 2 февраля 1943 года.
В начале 1943 года, после вступления «Калинина» в строй, его решили перевести на север, поскольку Северный флот по численности крупных надводных кораблей значительно уступал противнику. Были проработаны два варианта перехода: по Северному морскому пути – 6750 миль (70 суток) и через Панамский канал – 16 500 миль (113 суток). Командование ВМФ выбрало первый маршрут, по которому шла экспедиция ЭОН-18.
На заводе № 199 изготовили ледовые якоря и два ледовых (стальных) винта диаметром 3,5 м со съемными лопастями. По расчетам крейсер с этими винтами мог развить скорость до 27 узлов. Для их смены и устранения возможных повреждений после прохождения наиболее тяжелого ледового участка трассы Севморпути (по опыту ЭОН-18) в Луковой протоке Енисея создавался ремонтный пункт, для которого в Игарке строился кормовой кессон. В мае крейсер встал в ремонт на заводе № 202. На нем произвели подкрепление оконечностей корпуса, а в доке начали установку «ледовой шубы». Работы по подготовке к переходу были совмещены с текущим ремонтом и монтажом нового зенитного вооружения (орудий 90-К и 37-мм автоматов).
Подготовка корабля шла полным ходом, «шуба» на крейсере была установлена на 80%, но 1 июня нарком ВМФ подписал приказ об отмене перехода. Крейсер вывели из дока и почти год он проплавал с «шубой» – ее сняли только в мае 1944-го.
Следующим летом, накануне войны с Японией, «Калинин» стоял в гарантийном ремонте на заводе № 202. Оперативные планы не предусматривали его боевое использование.

В 1946-м по итогам года «Калинин» занял 1-е место на Тихоокеанском флоте, завоевав 4 флотских приза. С17 января 1947 по 23 мая 1953 года он находился в составе 5-го ВМФ, затем – в составе ТОФ. В 1951-м выходил в море на стрельбы. В октябре 1954 года крейсер выходил в море с правительственной комиссией (Н.С.Хрущев, А.И.Микоян, Н.А.Булганин, Р.Я.Малиновский, Н.Г.Кузнецов), посетившей ТОФ, и выполнил показательную стрельбу главным калибром по щиту.
7 мая 1956 года корабль вывели из боевого состава, законсервировали и поставили во Владивостоке на отстой, но 1 декабря 1957-го расконсервировали и опять ввели в строй. После 6 февраля 1960 года «Калинин» был разоружен и переклассифицирован в ПКЗ, а 12 апреля 1963-го исключен из состава флота.

Водоизмещение стандартное 8400 т., полное 10040 т.
Размерения 191.2x17.7x6.5 м
Воружение на 1945 год: 9(3х3) - 180/57, 8 - 85 мм 90К, 15 - 37мм 70К,
4х2 - 25 мм и 12 пулеметов ДШК. 2х3 НТА 530 мм, 150/96 мин заграждения, 2 бомбомета БМБ-1
Бронирование: пояс 70 мм, палуба 50 мм, траверз 70 мм, рубка 150/100 мм, башни главного калибра 70/50 мм
Механизмы 2 паротурбинные установки 109500 л.с, 2 винта
Скорость 33.2 узла
Дальность плавания 3100 миль.
Экипаж - 56 офицеров и 756 матросов

источник

создание интернет сайта - Студия Триас