Маяк Аскольд.

         8 октября 1881 года опубликовано в газетах следующее извещение мореплавателям: «Гидрографический департамент объявляет по Морскому ведомству, что в заливе Петра Великого на острове Аскольд открыто освещение маяка с вертящимся белым огнём, производящим проблески через каждую минуту. Огонь освещает дугу горизонта с моря в 240° между направлениями от N0 65° через S до NW 55° и виден в ясную погоду на расстоянии приблизительно 25 миль. Осветительный аппарат преломляющий 1-го разряда».



         Сразу оговорюсь, тот маяк который построили в конце 19 века разрушился и на его месте в 1917 году построили  новый, на фото пониже и подальше, ныне не действует и тоже практически разрушен. Второй маяк, который поближе и повыше, появился в середине 30-х годов. К верхнему зданию технических служб пристроили бетонную пристройку и там разместился временный наблюдательный пункт артиллерийской батареи. Позже на крыше этого пункта установили новую башню нового маяка, а нижнее здание маяка вывели из эксплуатации. Именно этот маяк является действующим до сих пор.
           Начало строительства маяка Аскольд было предусмотрено в 1874 году. Однако пока выбирали место, вели проектные работы, был выстроен и начал действовать маяк на острове Скрыплёва прямо на самом входе в пролив Босфор Восточный. Этот маяк показался командованию порта настолько эффективным, что оно, экономя средства, сочло достаточным на острове Аскольд вместо запланированного капитального маяка установить небольшой фонарь на каменном фундаменте высотой 2 м.

 Старый маяк.

 

         Гидрографический департамент, предвидя, что у порта Владивосток большое будущее, не согласился с таким решением и распорядился продолжить подробную съёмку и нивелировку всего острова с целью поиска наиболее выгодного с навигационной точки зрения места для капитального маяка.

 Новый маяк.

 

        Самым подходящим местом была признана площадка на юго-западной оконечности острова на высоте 240 м от уровня моря...
        Однако генерал-адмирал великий князь Константин Николаевич выбранное место не утвердил...

 Речь идет про место в районе крайней левой возвышенности на дальнем плане.

 

  Во исполнение этого решения Гидрографический департамент назначил комиссию из офицеров, знакомых с условиями плавания   в заливе Петра Великого...
          Комиссия рекомендовала установить маяк на южном мысе острова, который на 90 м ниже юго-западного мыса...

 
 

Это предложение комиссии было утверждено, и в 1879 году приступили к строительству. Учитывая большое внимание к маяку со стороны Морского министерства, площадку для установки башни выбирал сам командир Владивостокского порта контр-адмирал Эрдман.

 
 

      Таким образом, требование генерал-адмирала, поставить маяк на юго-западном мысе, было выполнено, но высота его установки всё же оказалась существенно больше, чем он и комиссия Гидрографического департамента рекомендовали.
       Не выполнена была и рекомендация Строительного департамента по материалу для башни. Опытный строитель генерал-лейтенант Тилло на месте убедился, что для такого влажного климата, как на острове, башню надо строить не из железа, как предусмотрено проектом, а из камня.

 
 

      Строителем маяка подрядился владивостокский купец Линдгольм. Главным наблюдающим был назначен инженер-подполковник Гаккель. На всё строительство было отпущено 95 685 руб.
   ...строительные работы начали с возведения пристани, бараков для рабочих и прокладки «винтовой» дороги вокруг горы. Башню вы­сотой 8,4 м от основания построили из кирпича, служебные и жилые здания - из местного бутового камня. Светооптический аппарат был закуплен в Англии на заводе братьев Чане.

 
 

       Строительство было закончено осенью 1881 года. Командир портов Восточного океана контр-адмирал А.В. Фельдгаузен докладывал в Гидрографический департамент: «Маяк мною лично осмотрен и найден построенным хорошо и прочно, службы на маяке не оставляют желать ничего лучшего, аппарат действует исправно... Освещение начато с 29 сентября 1881 года. Башня красного цвета, огонь белый с проблесками через 1 минуту продолжительностью 8 секунд. При испытаниях дальность видимости составила 35 миль».

 
 

Для подачи туманных сигналов на оконечности мыса Клыкова установили колокол и пушку-единорог. Для связи с судами по флажному семафору возле маячной башни выстроили сигнальную мачту.

 Кстати Вопрос. Правильно ли я понял, что упомянутый выше мыс Клыкова и есть мыс Елагина на котором стоит маяк Аскольд?

 

      Строительство маяка обошлось казне в 162 824 руб., почти в два раза дороже, чем было предусмотрено планом. Вызвано это было, в первую очередь, дороговизной материалов и трудностями их доставки к месту строительства. Несмотря на то, что остров расположен всего в 30 милях от Владивостока, никакой связи маяка с берегом в первое время не было. Чтобы как-то облегчить положение маячников, командир портов Восточного океана сразу после открытия маяка издал приказ: «За неимением с островом Аскольд постоянного сообщения и ввиду полной невозможности для смотрителя маяка посылать в Гидрографическую часть донесения в случае надобности предлагаю командирам судов вверенной мне флотилии при проходе мимо острова Аскольд, если на Аскольдском маяке будет поднят флаг или шар, непременно посылать на маяк судовую шлюпку, а по невозможности сего тотчас же по приходе во Владивосток сообщать о том в Гидрографическую часть».
        Маяк освещался круглый год. Обслуживавший его персонал состоял из смотрителя и восьми матросов Сибирского флотского экипа­жа. Первым смотрителем был назначен по представлению Гидрографического департамента присланный с Балтики бывший смот­ритель Оденсхольмского маяка (ныне Осмуссаар) опытный специалист губернский секретарь Афанасьев.

 
 

        Из-за отсутствия свежих продуктов и очень сырого климата личный состав маяка часто болел, и командир портов Восточного океана принял решение половину команды менять осенью, а вторую половину весной, чтобы четыре человека постоянно оставались из числа опытных, хорошо знакомых с маячной аппаратурой служителей.
        В 1892 году во время капитального ремонта башни без дополнительного расхода средств из казны силами маячников была проложена новая дорога из бухты Наездник, куда доставлялись грузы, прямо на маяк. Она стала короче прежней почти в три раза - вместо одиннадцати вёрст всего четыре. В этом же году специально назначенная комиссия выбрала место для сирены. Её решили установить на мысе Шугайдуй, в двух километрах от маяка, где есть ключ пресной воды для парового котла.

  Мыс Шугайдуй называется ныне Пальчатый.

 

Неплохая могла бы быть дачка ...

 

       Несмотря на то, что башня маяка была кирпичной, она не простояла и 50 лет. Суровый климат сделал своё дело - уже в начале XX века стены башни стали трескаться и крошиться. Периодические капитальные ремонты мало помогали, и в 1917 году маяк был перестроен. Его внешний вид сохранился до настоящего времени.

 
 

        В годы Гражданской войны для маяка наступили трудные времена. Из-за плохого снабжения продовольствием опытные служители покидали маяк. Их заменяли в основном инвалиды Первой мировой войны, рекомендованные к работе на маяке Владивостокским комитетом инвалидов. Ответственности своей перед мореплавателями они не понимали, работали небрежно, и налаженный на маяке порядок стал нарушаться.
        К этим неприятностям прибавились посещения маяка вооружёнными людьми - белогвардейцами, красноармейцами, просто злоумышленниками. Как правило, такие набеги заканчивались обыкновенными грабежами. Доклады смотрителя в Дирекцию маяков полны жалоб на бесчинства: «Неизвестные вооружённые люди отобрали запасы солонины и сухарей»; «21 июля 1918 года вооружёнными людьми чехословацкого отряда реквизировано четыре ружья»; «27 апреля 1919 года на маяк прибыл вооружённый отряд красноармейцев. Забрали зрительную трубу, медные баки, пироксилин и бикфордов шнур». Тем не менее, маяк продолжал действовать и помогать всем, кто находился в это время в море в районе Аскольда.
         В 1920-1930-х годах техническое оснащение маяка совершенствовалось. В 1940 году приказом начальника гидрографической службы Тихоокеанского флота он был отнесён к маякам первого разряда.

 
 

      В настоящее время маяк Аскольд, оснащённый современной светооптической техникой и радиомаяком, продолжает обеспечивать безопасность мореплавания на подходах к Владивостоку Его белый проблесковый огонь, находящийся на высоте 113 м от уровня моря, освещает пространство от 84° до 306° на расстояние до 22 миль.

 
 

В некоторых источниках пишут что последние лет семь главный фонарь не работал.

 

А работал маленький дублер с дальностью 5 миль (источник) установленный на стопку аккумуляторов.

 

Сейчас же главный фонарь крутится, светится и работает.

 

Охраняется маяк вяло.

 

Так же как и за порядком там особо не следят.

 

Все течет все меняется и значимость маяков в наше время существенно утрачена. Но можно же сохранить их, хотя бы с точки зрения исторического аспекта.

 

Выдержки по тексту взял из - Литковец Н. "Маяки Приморского края."

Источник 

создание интернет сайта - Студия Триас