Разведывательная поддержка действий флота

Командующий военно-морскими силами США во Вьетнаме имел в своем подчинении три американские ударные авианосные группы и ВМС Южного Вьетнама. Однако у него не было специальных морских судов для ведения разведки, а просто радиоразведка с обычных кораблей ВМС была не в состоянии выдавать своевременную информацию о проникновениях северных вьетнамцев на юг морским путем, потому что Северный Вьетнам и Вьетконг не очень много болтали в эфире.

В 1964 г., несмотря на усилия американцев и южновьетнамцев по воспрещению проникновения, коммунисты задействовали целых двадцать шесть крупных траулеров (каждый водоизмещением более 60 тонн) для переброски на юг агентов воинской части «Группа 125». Американские и южновьетнамские ВМС ответили на это операцией «Маркет тайм» — завесой, в состав которой были включены эсминцы, эскортные корабли, суда противоминной борьбы и вооруженные джонки; эта сила должны была остановить поток вооружения и грузов, направляемых на юг.

В 1965 г., однако, несмотря на усилившиеся силы противодействия, южновьетнамские коммунисты, согласно американским подсчетам, получили около 70% своих грузов морским путем, и только 30% процентов сухопутным путем; часть последнего груза также была доставлена морским путем в Камбоджу. Изучив ситуацию с воспрещением проникновения грузов, ВМС Южного Вьетнама установили, что камбоджийский Сиануквилль является перевалочной

базой, с которой грузы поступают Вьетконгу в Южном Вьетнаме. Все это делалось, несмотря на энергичные опровержения принца Сианука. В Сиануквилле грузы с судов перегружались на грузовики и доставлялись в район камбоджийско-вьетнамской границы.

Весной 1968 г. вблизи Сиануквилля начала дежурить американская подводная лодка, которая наблюдала за торговыми судами, заходящими в порт. Однако лодке было приказано держаться в 15 милях от берега, поэтому она не могла с уверенностью утверждать, что все суда заходят в порт.

В Тонкинском заливе действия по воспрещению оказались более успешными. В ходе операции «Маркет тайм» удалось остановить поток лазутчиков, и к середине 1968 г Северный Вьетнам был вынужден более чем па год прекратить переброску людей и грузов морским путем. Военно-морской историк Э. Маролда так пишет по этому поводу:

«Эсминцы, корабли противоминной борьбы, катера береговой охраны, канонерские лодки, патрульные суда, патрульные самолеты берегового базирования и береговые РЛС создали почти невозможную задачу для северовьетнамских 100-тонных судов снабжения с боеприпасами проскользнуть через патрули «Маркет тайм». Союзные военно-морские силы уничтожили или вынудили вернуться в Северный Вьетнам всех, кроме двух из пятидесяти цельнометаллических траулеров, пытавшихся прорвать блокаду в период 1965— 1972 гг.».

Частично этот успех был достигнут благодаря прорыву в радиоразведке.

В октябре 1967 г. в ходе полета самолета-разведчика «RC-130» удалось обнаружить работу северовьетнамской УКВ-радиосети, радиообмен в которой велся голосом; в этой сети передавалась информация о солдатах, проникающих в Южный Вьетнам, включая их конечные пункты назначения. Эта радиосеть была названа «Окно Винь», и она позволила Соединенным Штатам в их борьбе с лазутчиками опираться почти исключительно на данные радиоразведки. Дополнительная информация, например, из допросов военнопленных, восполняла бреши. Для перехвата систем связи коммунистов командующий американским флотом в зоне Тихого океана выделил радиоразведке два корабля технических исследований.

Первый из них, «Оксфорд» (AGTR-1), прибыл в Субик-Бей в мае 1965 г. Перед его уходом в следующем месяце в назначенный район действий к нему присоединился второй корабль, «Джеймстоун» (AGTR-2). Оба корабля могли перехватывать радиосети Вьетконга к югу от дельты реки Меконг, а также и камбоджийские радиосети. Задачи по сбору разведывательной информации выполняли и другие специализированные корабли. 15 ноября 1966 г. корабль ВМС США «Баннер», находившийся вблизи китайских вод, был изнурен назойливостью большого количества северовьетнамских рыболовецких судов. Эсминец «Эверетт Ф. Ларсон» («DD-830») сумел своевременно вытащить из беды разведывательный корабль. Следующие несколько лет «Джеймсон» и «Оксфорд» провели в работе во вьетнамских водах. Использовались и другие корабли, которые вели радиоразведку тактических систем связи или занимались спасением пилотов сбитых самолетов.

На другой стороне, в Северном Вьетнаме, авиационные наводчики могли достаточно рано обнаруживать налеты авиации американских ВВС и ВМС, что давало их «мигам» тактическое преимущество.

 П.А.Хухтхаузен, А. Шелдон-Дюпле "Военно-морской шпионаж. История противостояния" (главы из книги).

создание интернет сайта - Студия Триас