Военным морякам и "оборонщикам",
сделавшим целью и смыслом своей жизни
создание флота, достойного Великой Родины,
посвящается
Глава V. КОРАБЛИ И СУДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВМФ СССР, ПОСТРОЕННЫЕ В 1945-1991 ГОДАХ
5.1 Разведывательные корабли.
Важным условием обеспечения высокой боевой готовности ВМФ СССР с начала 60-х годов стала систематическая разведка сил вероятного противника во всех возможных районах его нахождения ещё в мирное время. Она производилась с целью заблаговременного вскрытия возможной угрозы со стороны вероятного противника и выработки адекватных ответных мер. После широкого внедрения во флот вначале радиосвязи, а затем радиолокационных и гидроакустических систем (то есть радиотехнических систем), основным источником информации о вероятном противнике стали радио и радиотехнические излучения. Для ведения систематической разведки этих излучений в районах нахождения ВМС вероятного противника и стала создаваться система разведывательных кораблей ВМФ СССР. Надо отметить, что подобные корабли имеются в составе флотов всех ведущих морских держав.
Первыми разведывательными кораблями ВМФ СССР стали переоборудованные в 1965 году на ССЗ им. 61 Коммунара из китобойцев по проекту разработанному в СКБ-171 малые разведывательные корабли (МРЗК) пр 393А.
МРЗК «Вертикал», пр. 393А.
При сравнительно небольшом водоизмещении в 1200 т эти корабли обладали хорошей мореходностью, высокой скоростью хода и большой дальностью плавания. Установленное на корабле вооружение включало: средства радиоразведки (РР), радиотехнической разведки (РТР) и гидроакустической разведки (ГАР). Эти средства позволяли вести радиоэлектронную разведку радио, радиотехнических излучений ВМС вероятного противника. Всего по этому проекту было переоборудовано 4 корабля. Для быстрейшего наращивания численности разведывательных кораблей, часть строящихся гидрографических судов была достроена как разведывательные корабли. Так, в составе ВМФ СССР появились средние разведывательные корабли (СРЗК) пр.850 (3 корабля в 1965-66 годах) и МРЗК пр.861М (9 кораблей в 1968-73 годах).
СРЗК «Гавриил Сарычев», пр. 850.
МРЗК «Архипелаг», пр. 861М.
Несколько позже два гидрографических судна пр.862 в 1980 и 1983 годах были переоборудованы в СРЗК. На всех этих кораблях также были установлены средства РР, РТР и ГАР. И в конце 80-х годов ряд гидрографических судов переоборудовались в разведывательные корабли (в основном, в МРЗК). Первым разведывательным кораблём ВМФ СССР специальной постройки стал большой разведывательный корабль (БРЗК) пр 394Б (и более поздняя модификация пр.994), построенный на базе большого морозильного траулера пр.394. Проект был выполнен ЦКБ "Черноморец".
БРЗК «Приморье», пр. 394Б.
Корабль был предназначен для радиоэлектронной разведки радио, радиотехнических излучений НК, ПЛ, авиации и стационарных станций ВМС вероятного противника. Для решения этих задач набор средств РР, РТР и ГАР был значительно увеличен. При полном водоизмещении 4300 т БРЗК этого проекта имел неограниченную мореходность, автономность более 100 суток и дальность плавания 13 000 миль. В 80-х годах на кораблях разместили ПЗРК "Стрела-2". Всего на Черноморском ССЗ в г. Николаеве с 1970 по 1972 было построено 6 кораблей (головной "Забайкалье"). Следующий и последний БРЗК специальной постройки ВМФ СССР пр.1826 проектировался в ЦКБ "Айсберг".
БРЗК «Азия», пр. 1826.
В отличие от пр.994 при несколько большем водоизмещении энергетическая установка стала двухвальной (два дизеля 58Е) и её мощность увеличилась 4.5 раза. Автономность и дальность плавания несколько снизилась. Корабль предназначался для решения тех же задач, что и пр.394Б, как в мирное время, так и в угрожаемый период. Корабль получил расширенный набор средств РР и ГАР, а вместо набора средств РТР на нём установили комплекс "Октава". На корабле с самого начала разместили один 30-мм автомат АК-630М и два ПЗРК "Стрела-3". С 1978 по 1987 годы на ССЗ "Янтарь" в г. Калининграде было построено только 4 корабля (головной "Лира"). В Польше, на ССЗ в г. Гданьске, в 1985 году началось строительство СРЗК пр 864 (позже пр.864Б) для ВМФ СССР.
БРЗК «Курилы», пр. 864.
Эти корабли решали те же задачи, что и БРЗК, но, в основном, в морской и ближней океанской зоне. Они имели двухвальную дизельную энергетическую установку и для улучшения условий работы средств ГАР электродвигатели малого хода. Набор средств РР, РТР и ГАР соответствовал тем задачам, которые возлагались на эти корабли и устанавливался уже в СССР. На этих кораблях так же сразу было установлено оборонительное вооружение из 30-мм автоматов и ПЗРК "Стрела-2М". Всего с 1985 по 1990 годы было построено 7 кораблей (головной "Меридиан"). Открытие в начале 80-х годов новых возможностей по сверхдальнему обнаружению подводных лодок с помощью специальных гидроакустических средств, привело к созданию и новых разведывательных кораблей. Эти корабли стали ещё называться кораблями освещения подводной обстановки (ОПО). Их появление диктовалось ещё и тем, что СССР тогда не был в состоянии создать позиционные системы гидроакустического наблюдения, подобные американским "Сосус", "Цезарь", "Артемис" и т.п.
БРЗК «Камчатка», пр. 10221.
Первым кораблём этого типа в ВМФ СССР стал БРЗК пр.10221, созданный на базе большого морозильного траулера пр.1288. Проектирование было выполнено в ЦКБ "Восток". Размещение специальной ГАС "Днестр" потребовало изменение не только подводной части корабля, но и создание надстройки особой конфигурации. Корабль был оборудован ВПП и ангаром для двух вертолётов. Оборонительное вооружение включало два 30-мм автомата АК-630М и ПЗРК "Игла". Головной корабль проекта 10221 "Камчатка" был построен в 1986 году на Черноморском ССЗ. Второй корабль этого проекта был кое-как достроен уже по изменённому проекту для Украины. Появление баллистических ракет, а затем и космических аппаратов различного назначения привело к необходимости создания специальных кораблей с радиолокационными комплексами для измерения параметров траекторий их полёта, а также для приёма различной информации со спутников над морскими и океанскими районами, где было невозможно создать стационарные комплексы. Наконец, на эти корабли была возложена задача поиска и спасения космических аппаратов (в том числе и пилотируемых). По этой причине, создание нового подкласса разведывательных кораблей - кораблей измерительного комплекса (КИК), стало важнейшей задачей для всех космических держав, особенно в свете всё ускорявшейся гонки стратегических вооружений.
КИК «Спасск», пр. 1128.
Первые КИК пр.1128 (3 корабля) и пр.1129Б (1 корабль) ВМФ СССР были получены путём срочного переоборудования в 1959 г. из сухогрузов водоизмещением в 6 000 тонн. В 1963 году по проекту 1130 было переоборудовано ещё два сухогруза водоизмещением в 12 500 т. Все эти корабли имели практически одинаковое радиотелеметрическое оборудование, состоящее из комплекса "Трал", СК и др. Наконец, для Главного Управления военно-космических сил (ГУКОС) был переоборудован в 1967 году из сухогруза КИК "Космонавт Владимир Комаров". Кроме того, в 1966-68 годах 8 лесовозов пр.596 были переоборудованы в поисково-спасательные суда (ПСС) пр.596П, предназначенные для спасения спускаемых космических аппаратов и их экипажей. Несколько позже, с увеличением общего количества КИК, большая часть этих судов стала использоваться как военные транспорты. Лесовозы этого проекта переоборудовались и позже для работы с космическими аппаратами, но уже для Академии наук СССР и других ведомств. Эти первые 7 КИК и 8 ПСС обеспечивали практически до начала 70-х годов все основные задачи слежения, как за космическими аппаратами СССР, так и за космическими аппаратами вероятного противника, а также за экспериментальными пусками его различных баллистических ракет. Однако в середине 60-х годов стало ясно, что для работы с космическими аппаратами нужны корабли специальной постройки. Поскольку в этот же период космос был разделён на "мирный" и "военный", то часть КИК стала строиться под эгидой Академии наук СССР и других ведомств. Представителями КИК для обслуживания "мирного" космоса явились корабли: пр.1908 - "Академик Сергей Королёв" водоизмещением в 21 250 т, скорость 17 узлов, 79 лабораторий со 190 научными сотрудниками, построен в г. Николаеве в 1970 г.; пр.1909 - "Космонавт Юрий Гагарин" водоизмещением в 53 000 тонн, скорость 17 узлов, 212 научных сотрудников. Оборудование позволяло работать с двумя космическими объектами сразу. Построен корабль в г. Ленинграде на Балтийском ССЗ, на базе танкера пр.1589 (типа "София"), в 1971 году. Последним КИК для "мирного" космоса стал пр.1930 - "Академик Николай Пилюгин" водоизмещением 21 260 тонн, скорость 17 узлов, строительство его в 1991 году ещё не было закончено на Адмиралтейском объединении в г. С-Петербурге. Конечно, всем было очевидно, что эти КИК частично могут работать в интересах "военного" космоса, поэтому они были построены с учётом многих пожеланий военных. Строительство специализированных КИК для "военного" космоса было начато только в 80- х годах после приобретения определённого опыта эксплуатации КИК первого и второго поколения. В конце 70-х гг. в ЦКБ "Балтсудопроект" было закончено проектирование КИК пр.1914.
КИК «Маршал Неделин», пр. 1914.
Корабль предназначался для испытаний новых образцов ракетных и космических комплексов, слежения за различными космическими аппаратами и обеспечение связи с ними. Кроме того, он был предназначен для поиска, спасения и эвакуации экипажей и спускаемых аппаратов космических объектов, совершивших посадку на воду в различных районах Мирового океана. Корабль оснащался мощными средствами траекторных и телеметрических измерений: "Зефир-А", "Зефир-Т", "Дятел-2", "Куница-2", "Зодиак" и др. Авиационное вооружение включало два вертолёта Ка-27 с хранением их в ангаре. Кроме того, на корабле размещались средства РР, РТР и ГАР, а также были зарезервированы места для 30-мм автоматов АК-630М с РЛС "Вымпел" и для пусковых ПЗРК "Игла". Корабли этого проекта могли также использоваться и как штабные корабли флота и РВСН. Водоизмещение пр.1914 составило более 25000 т, скорость полного хода превысила 22 узла. Главная энергетическая установка дизельная (4 дизеля по 8 000 л.с.) двухвальная, дальность плавания более 15 000 миль, а автономность 120 суток. Головной корабль пр.1914 "Маршал Неделин" был построен на ССЗ "Ленинградское Адмиралтейское объединение" в 1983 году. До развала СССР был построен ещё один КИК по несколько измененному проекту 19141 и один находился в постройке, но достроить его не удалось. Дальнейшая эволюция взглядов на КИК привела к разработке в начале 80-х годов проекта КИК с атомной энергетической установкой. Это было сделано по настоянию основного заказчика - Главного Разведывательного Управления Генштаба ВС СССР, мечтавшего иметь разведывательный корабль чуть ли не с круглогодичной автономностью. Проектирование этого корабля, получившего номер пр.1941, было выполнено в ЦКБ "Айсберг".
БАРЗК «Урал», пр. 1941.
Комплекс траекторных и телеметрических измерений, установленный на нём, практически мало отличался от пр.1914, правда, некоторые его элементы были более совершенными. Авиационное вооружение состояло из одного вертолёта Ка-27. Так же, как и у пр.1914, на корабле размещались средства РР, РТР и ГАР. В отличие от пр.1914, на этом корабле сразу разместили штатное оборонительное вооружение: две 76-мм артустановки АК-176 и четыре 30-мм автомата АК-630 с РЛС управления "Вымпел", ПЗРК "Игла" и четыре 12.7-мм пулемёта. Водоизмещение корабля достигло 35000 тонн (это был самый крупный в мире "неавианосный" атомный надводный корабль), скорость полного хода более 21 узл. Главная энергетическая установка атомная двухреакторная, двухвальная, автономность до 180 суток. Первый и единственный корабль пр.1941 "Урал" был построен на Балтийском ССЗ г. Ленинград в 1987 году. ГРУ упорно требовало постройки второго корабля, ВМФ возражал, поскольку постройка пр.1941 мешала и без того вялому строительству атомных РКР пр. 1144. По мнению многих специалистов, создание этого КИК было уже чрезмерным "удовольствием". По этой причине дальнейшее строительство подобных кораблей, несмотря на отчаянное сопротивление представителей Генерального штаба, было прекращено. Руководство ВМФ в этой борьбе использовало стандартный приём - как бы не отвергая в принципе целесообразность строительства подобных кораблей, предлагало это сделать либо вместо РКР пр.1144, либо вместо программы атомных ледоколов типа "Сибирь" (свободные стапели соответствующего размера на Балтийском ССЗ отсутствовали, а другие заводы не могли строить атомные надводные корабли). Исход борьбы "под ковром" ВМФ и Генштаба определил развал СССР: второй корабль пр.1941 заложить так и не успели, но и пятый РКР пр.1144 разрезали на стапеле. Всего с 1945 по 1991 год было построено и капитально переоборудовано 48 РЗК и КИК. Основные ТТЭ РЗК приведены в таблице 5.1, а ТТЭ КИК в таблице 5.2.
Таблица 5.1
Основные ТТЭ разведывательных кораблей
Название
|
«Забайкалье»
|
«Лира»
|
«Камчатка»
|
«Харитон Лаптев»
|
Класс корабля
|
БРЗК
|
БРЗК
|
БРЗК
|
СРЗК
|
Номер проекта
|
394Б
|
1826
|
10221
|
850М
|
Год сдачи (головного корабля)
|
1970
|
1978
|
1986
|
1965
|
Кол-во кораблей
|
4+2(994)
|
4
|
1(1)
|
мод.3
|
Кораблестроительные элементы
|
Водоизмещение, т:
|
|
|
|
|
- стандартное
|
2900
|
3250
|
4460
|
2460
|
- полное
|
4340
|
4500
|
5700
|
3240
|
Размеры, м:
|
|
|
|
|
- длина мах/КВЛ
|
84,67/83,4
|
105/.
|
106/.
|
89,7/.
|
- ширина мах/КВЛ
|
14/13,7
|
15,5/.
|
16/.
|
13/.
|
- осадка при полном водоизмещении
|
7,2
|
5,6
|
6,0
|
4,8
|
Скорость полного хода, узлы
|
12,5
|
18,5
|
16,5
|
16,5
|
Дальность плавания, миль (уз)
|
13000(13)
|
10000(14)
|
10000(14)
|
13500(14)
|
Тип ГЭУ, мощность полного хода, л.с.
|
ДУ
2000
|
ДУ
9000
|
ДУ
6800
|
ДУ
4800
|
Количество валов
|
1
|
2
|
2
|
2
|
Экипаж, человек всего (офицеров)
|
150(.)
|
188(.)
|
140(.)
|
127(.)
|
Автономность, сутки
|
100
|
60
|
90
|
120
|
Вооружение
|
Авиационное:
|
|
|
|
|
- средства взлёта
|
-
|
-
|
1 ВПП
|
-
|
- кол-во и тип ЛАК
|
-
|
-
|
2 Ка-27
|
-
|
Ракетное (ПВО)
|
1 ПЗРК «Стрела-2»
|
2 ПЗРК «Стрела-2»
|
ПЗРК «Стрела-3»
2х4 ПУ
|
-
|
Артиллерийское
|
-
|
1х6 30-мм
АК-630
|
2х6 30-мм
АК-630
|
-
|
РР
|
РР и РТР:
«Прохлада», МРР-1-1
«Виток-АК», «Визир-М»
«Конус-ЗК»
|
«Прохлада»
«Буксир-Н»
«Ротор-Н»
и др.
|
|
РР и РТР:
«Вахта-М, -8, 10, 12»
«Визир-М»
«Виток-АК»
«Конус-3К»
и др.
|
РТР
|
«Залив» и др.
|
«Октава» и др.
|
|
|
РЛС
|
«Волга»
|
«Волга»
|
«Вайгач-У»
|
«Дон»
|
ГАС и ГАР
|
«Бронза», и др.
|
«Память», «Уж»
и др.
|
«Днестр»
|
«Память»
«Бронза»
ГИА-201
|
КРС
|
Набор средств
|
Окончание таблицы 5.1
Название
|
«Юг»
|
«Меридиан»
|
«Вал»
|
«Архипелаг»
|
Класс корабля
|
СРЗК
|
СРЗК
|
МРЗК
|
МРЗК
|
Номер проекта
|
862
|
864
|
393А
|
861М
|
Год сдачи (головного корабля)
|
мод. 1980
|
1985
|
мод. 1965
|
1968
|
Кол-во кораблей
|
2
|
7
|
4
|
9
|
Кораблестроительные элементы
|
Водоизмещение, т:
|
|
|
|
|
- стандартное
|
1960
|
3100
|
800
|
1080
|
- полное
|
2500
|
3470
|
1200
|
1560
|
Размеры, м:
|
|
|
|
|
- длина мах/КВЛ
|
82,5/.
|
94,4/84
|
63,5/.
|
73,3/.
|
- ширина мах/КВЛ
|
13,5/.
|
14,6/14,6
|
9,5/.
|
11,2/.
|
- осадка при полном водоизмещении
|
3,9
|
4,5
|
5,1
|
3,9
|
Скорость полного хода, узлы
|
15,5
|
16
|
17
|
17
|
Дальность плавания, миль (уз)
|
9000(13)
|
7000(12,5)
|
8900(12)
|
9700(11)
|
Тип ГЭУ, мощность полного хода, л.с.
|
ДУ
4400
|
ДУ (ДЭУ)
4400(280)
|
ДУ
4000
|
ДУ
3600
|
Количество валов
|
2
|
2
|
1
|
2
|
Экипаж, человек всего (офицеров)
|
66(.)
|
146(.)
|
77(.)
|
85(.)
|
Автономность, сутки
|
40
|
45
|
30
|
35
|
Вооружение
|
Авиационное:
|
|
|
|
|
- средства взлёта
|
-
|
-
|
-
|
-
|
- кол-во и тип ЛАК
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Ракетное (ПВО)
|
-
|
ПЗРК «Стрела-2М»
2х4 ПУ
|
-
|
-
|
Артиллерийское
|
-
|
2х6 30-мм
АК-630М
|
-
|
-
|
РР
|
|
«Профиль-Н»
«Ротор-Н»
«Прохлада»
«Визир-М»
и др.
|
РР и РТР:
«Квадрат»
МРР-1-7
«Конус-3К»
и др.
|
РР и РТР:
«Виток-АК»
МРР-1-7
«Вахта-М, 10, 12»
«Визир-М»
«Ротор-Н»
«Узел»
«Кайра»
и др.
|
РТР
|
|
«Октава»
«Символ»
и др.
|
РЛС
|
«Дон»
|
«Волга»
|
«Дон»
|
«Дон»
|
ГАС и ГАР
|
|
«Память», и др.
|
«Бронза и др.»
|
«Бронза и др.»
|
КРС
|
Набор средств
|
Таблица 5.2
Основные ТТЭ кораблей измерительного комплекса.
Название
|
«Спасск»
|
«Чажма»
|
«Маршал Неделин»»
|
«Урал»
|
Класс корабля
|
КИК
|
КИК
|
КИК
|
КИК
|
Номер проекта
|
1128(11295)
|
1130
|
1914
|
1941
|
Год сдачи (головного корабля)
|
мод. 1959
|
мод. 1963
|
1983
|
1986
|
Кол-во кораблей
|
3(1)
|
2
|
2
|
1
|
Кораблестроительные элементы
|
Водоизмещение, т:
|
|
|
|
|
- стандартное
|
3850
|
7980
|
18360
|
31600
|
- полное
|
6150
|
12740
|
25300
|
35200
|
Размеры, м:
|
|
|
|
|
- длина мах/КВЛ
|
108,3/.
|
139,5/.
|
211,2/.
|
265/.
|
- ширина мах/КВЛ
|
14,6/.
|
18/.
|
27,7/.
|
30/.
|
- осадка при полном водоизмещении
|
5,85
|
7,52
|
8,3
|
7,5
|
Скорость полного хода, узлы
|
11
|
14,5
|
22
|
21,5
|
Дальность плавания, миль (уз)
|
10000(10)
|
18900(.)
|
15000(12)
|
неограниченно
|
Тип ГЭУ, мощность полного хода, л.с.
|
ПМ
2500
|
ДУ
5400
|
ДУ
32000
|
АЭУ
46000
|
Количество валов
|
1
|
1
|
2
|
2
|
Экипаж, человек всего (офицеров)
|
200(.)
|
320(.)
|
417(106)
|
923(233)
|
Автономность, сутки
|
90
|
120
|
120
|
180
|
Вооружение
|
Авиационное:
|
|
|
|
|
- средства взлёта
|
1 ВПП
|
1 ВПП
|
1 ВПП
|
1 ВПП
|
- кол-во и тип ЛАК
|
1 Ка-25
|
1 КА-25
|
2 Ка-27
|
1 Ка-27
|
Ракетное (ПВО)
|
-
|
-
|
ПЗРК «Игла»
|
ПЗРК «Игла»
4х4 ПУ
|
Артиллерийское
|
-
|
-
|
6х6 30-мм
АК-630
|
2х1 176-мм
АК-176
4х6 30-мм
АК-630М
4х2 12,7-мм
«Утес-М»
|
Радиотелеметрическая аппаратура и специальные РЛС
|
«Трал»
СК-2
«Кама-М»
|
«Трал»
СК
РТС-9К
«Арбат»
«Парус-Б»
«Темп-3»
«Вымпел»
|
«Зефир-А»
«Зефир-Т»
«Дятел-2»
«Куница-2»
«Зодиак»
|
|
РЛС общего назначения
|
«Кактус» и др.
|
«Ангара»
и др.
|
«Топаз-В»
«Вайгач-У»
«Волга»
|
«Фрегат-МА»
«Вайгач-У»
|
РР и РТР
|
|
«Бизань» и др.
|
|
|
ГАС и ГАР
|
ГИУ-3Д
ГГУ-200
|
«Гергулес-2М»
ГИУ-3Д
|
«Платина-С»
«Уж»
|
«Платина-МС»
|
КРС
|
Набор средств
|
«Тайфун-2»
«Шторм»
|
«Тайфун-2С»
«Кристалл-БК»
|
Источник – Кузин В.П., Никольский В.И. Военно-Морской Флот СССР 1945-1991. СПб, Историческое Морское Общество, 1996.- 653 с, ил.
Примечание. Использованы фотографии из интернета. |