Глава 7. Командир отряда

          Приказом Главнокомандующего ВМФ от 3 октября 1966 года я был нзначен командиром 19 отдельного морского радиотехнического отряда (19 ОМРТО) в городе Владивостоке. И вновь я с семьей возвратился во Владивосток.

Мой предшественник, капитан 2 ранга Ю.К. Плюта, был назначен командиром берегового отряда на Балтийском флоте, он убыл к новому месту службы до моего прибытия во Владивосток. Принимать дела мне пришлось от начальника штаба ОМРТО капитана 2 ранга Николая Петровича Фадеева, которого я знал с 1956 года ещё, как штурмана 169 отдельного дивизиона разведывательных кораблей (169 одк), а затем как командира рзк «Протрактор».

В состав 19 ОМРТО, на октябрь 1966 года, входили: управление, штаб отряда, 169 одк; береговые подразделения отряда: радиоразведки (1-е подразделение) в составе пяти подвижных морских разведывательных групп (ПМРГ), каждая в количестве 25 человек, из них четыре офицера; радиотехнической разведки (2-е подразделение), узел связи, центр обработки информации, Тыл отряда; 115-й и 395-й отдельные морские радиотехнические пункты (ОМРТП), на острове Аскольд и на Камчатке.

В состав 169 одк входили: управление (командир дивизиона, заместитель командира по политической части, штурман – начальник штаба, инженер механик, специалист СПС, врач) и 15 кораблей – «Гавриил Сарычев», «Гидрограф», «Пеленг», «Гидролог», «Анероид», «Курсограф», «Измеритель», «Протрактор», «Амперметр», «Барограф», «Гидрофон», «Дефлектор», «Керби», «Унго» (ГС-34), «Усач» (ГС-47). Четыре корабля: «Гавриил Сарычев», «Гидрограф», «Пеленг», «Гидролог», вошли в состав дивизиона за два месяца до моего вступления в должность, два корабля «Анероид» и «Курсограф» были приняты из «новостроя» и готовились к переходу из Балтийска во Владивосток. Эти шесть кораблей еще не прошли дооборудование и оснащение для решения задач в соответствии с их предназначением, а также они небыли укомплектованы личным составом согласно новым штатам. Остальные девять кораблей дивизиона, типа: «океан», «тунцелов», «логгер», решали специальные задачи в районах Южно-Китайского моря, Тонкинского залива, острова Гуам и на всей акватории Тихого океана в обстановке чрезмерной напряженности.

В этих условиях нужно было решать массу неотложных задач. Требовалось срочно разработать техническую документацию на переоборудование вновь принятых в состав 169 одк кораблей разных типов, а также дооборудовать корабли проекта 502, «Анероид», Курсограф», прибытие которых ожидалось в январе 1967 года. Необходимо было решить вопрос финансирования всех этих работ и размещения заказов на судоремонтных заводах края.

Одновременно требовалось, в кратчайшие сроки изучить состояние дел на каждом корабле и в подразделении, разобраться с кадрами (за исключением 395 ОМРТП, состояние которого я знал хорошо). Управление дивизиона, в силу своей малочисленности, значительным увеличением количества кораблей и возросшей интенсивности их использования, уже не могло физически справиться с всё возрастающим объёмом работ.

 

Владивосток 1967 год. Командир 19 ОМРТО. 

 

 

 

Пришлось пересмотреть режим работы управления и штаба отряда, сделав основной упор на их работу на кораблях дивизиона, а не в штабе и в береговых подразделениях. 

С целью изыскания дополнительной численности личного состава, для укомплектования вновь вводимых кораблей и новых ПМРГ, следовало продолжить расформирование оставшихся ОМРТП, а также вывод из боевого состава устаревших разведывательных кораблей. Уже в 1967 году был выведен из боевого состава рзк «Керби» («Анемометр»).

В результате изучения кадров и состояния воинской дисциплины, с кораблей и подразделений были списаны ряд офицеров, в том числе и командиров, сверхсрочнослужащих и матросов. Значительно улучшилась воинская дисциплина, количество грубых проступков, по отношению ко всем, за период 1967 – 1969 годы уменьшилось более чем в два раза (на 58,2%).

 

 1.05.1968 год. Построение личного состава отряда. 

 

 

 

В 1967 году вышел ряд новых руководящих документов, в том числе «Положение о морском радиотехническом отряде», «Курс боевой подготовки кораблей ОСНАЗ» (ККО-67), которые потребовали разработки и издания в отряде и на кораблях новых документов. Были разработаны проекты и утверждены «Книги корабельных расписаний», для разведывательных кораблей, книжки «Боевой номер». Личному составу кораблей были присвоены индивидуальные боевые номера. Необходимо было добиться от личного состава всех категорий твёрдого знания и чёткого выполнения своих обязанностей по всем расписаниям и инструкциям. Были разработаны и отработаны действия по новому расписанию о защите от ПДСС, обороне и защите мест стоянки кораблей и дислокации береговых частей и подразделений. 

В 1968 году начали комплектовать экипажи для двух больших разведывательных кораблей проекта 394-Б, находящихся в постройке в городе Николаев. Формирование экипажей происходило в условиях, когда укомплектованность отряда составляла: офицерами – 86%, старшинами – 70%, рядовым составом – 96%, а сверхсрочнослужащими не более – 50%.

В этом же году шла интенсивная подготовка предложений о создании новой структуры морской корабельной разведки. В работе активное участие приняли управление и штаб отряда, командование 169 одк и Центр РЭР флота. Было подготовлено предложение: на базе штаба 19 ОМРТО и управления 169 одк создать управление и штаб бригады кораблей ОСНАЗ. Одновременно мы предложили структуру и самой бригады, её штаба, внесли предложение по численности и конкретным должностям штаба и политаппарата, а также по штатным категориям и должностным окладам. К середине 1969 года все вопросы структуры бригады кораблей ОСНАЗ были согласованы с Главным Штабом ВМФ.

Поступившие в состав дивизиона новые корабли ускоренными темпами проходили переоборудование или доукомплектование средствами ведения разведки. Работы выполнялись силами экипажей кораблей под руководством главных инженеров отряда и Центра РЭР, дивизионного инженер-механика. В ходе дооборудования борта кораблей утеплялись и обшивались, изготавливались и устанавливались системы отопления, стеллажи для аппаратуры. Корабли оборудовались антеннами, на верхней палубе и на мостике сооружались помещения для размещения боевых постов.

Уже в апреле – мае 1967 года, корабли, вошедшие в состав 169 одк в августе 1966 года, приступили к решению задач боевой службы.

Активизировалась на дивизионе и рационализаторская работа, в 1967 году было внедрено 25 рационализаторских предложений.

В 1968 году корабли приступили к отработке задач боевой подготовки в соответствии с требованиями нового курса (ККО-67) и организационно - методическими указаниями начальника Центра РЭР флота. Была налажена оперативно – тактическая подготовка офицерского состава и боевая подготовка всего личного состава. К сентябрю 1969 года в отряде было: отличных кораблей – 50%, отличных подразделений – 81%, отличных боевых постов – 83%.

Только за три года командования отрядом нам удалось подготовить и обеспечить более 80 выходов кораблей на боевую службу. В 1967 году было подготовлено более 30 выходов кораблей на боевую службу, а в 1968 и 1969 годах – по 22 и 29 походов, соответственно.

Высокой была и интенсивность использования подвижных морских разведывательных групп (ПМРГ). В 1967, 1968 и 1969 годах на разведывательные и боевые корабли флота, на суда ВМФ и других ведомств было внедрено 38, 25 и 33 ПМРГ, соответственно.

Появились случаи провокационных действий со стороны американских ВМС с целью противодействия разведывательной деятельности наших кораблей. В 1967 и 1968 годах американский разведывательный корабль «Бэннер» совершил преднамеренное столкновение и навал на наши разведывательные корабли «Керби» и «Измеритель».

Учитывая опыт захвата в 1968 году северокорейскими кораблями американского разведывательного корабля «Пуэбло», мы приняли меры по недопущению попыток захвата наших разведывательных кораблей. С этой целью для кораблей были составлены специальные расписания и сигналы, сформировано боевое подразделение, выдано дополнительное стрелковое оружие и боеприпасы различного предназначения, проведены учения и тренировки.

Оставшиеся в составе отряда два ОМРТП продолжали успешно решать свои задачи. Так, в сентябре 1969 года радиометристами 115 ОМРТП на острове Аскольд первыми был обнаружен подлёт трёх самолетов «Б-47» ВВС США. Самолёты летели со стороны Японского моря, приблизились к нашему побережью в районе залива Посьет и нарушили воздушное пространство СССР. Об обнаружении иностранных самолётов на подлёте к нашей границе оперативный дежурный (ОД) 19 ОМРТО своевременно доложил дежурному по Разведке ТОФ и ОД корпуса ПВО. Действия ОД 19 ОМРТО были отмечены комиссией Главного управления Генерального Штаба во главе с полковником Червовым (ныне генерал-полковник в отставке), прилетавшим во Владивосток для расследования этого инцидента. В ходе расследования был проверен теоретический и практический уровень подготовки специалистов отряда. По результатам проверки была дана положительная оценка специальной деятельности подразделений отряда.

Ежегодно корабли и подразделения 19 ОМРТО проверялись комиссией Разведки ВМФ во главе с начальником Разведки ВМФ вице-адмиралом Ю.В. Ивановым, а командир отряда заслушивался по широкому кругу вопросов деятельности отряда. Результаты всех проверок оценивались положительно.

В 1969 году отряд посетил Командующий флотом адмирал Н.Н. Амелько. Воспользовавшись требованием директивы Начальника Генерального штаба «О развитии тылового обеспечения частей и кораблей ОСНАЗ» я обратился к нему с просьбой помочь нам решить транспортную проблему. Существовавший в отряде транспорт был малочисленным, изношенным и не обеспечивал возросший объем перевозок. Командующий флотом принял соответствующее решение, и мы в том же году получили для отряда новые автомашины: «Урал-375» - 2 шт., «ГАЗ-66» - 2 шт., «ГАЗ-69» - 1 шт., «УАЗ-469» - 1 шт., автобус на 24 места, санитарную автомашину. Это позволило мне на несколько лет вперёд полностью решить транспортную проблему. 

По итогам решения специальных задач более ста военнослужащих кораблей и ПМРГ были награждены ценными подарками Министра обороны СССР, Главнокомандующего ВМФ, Командующего ТОФ. Пять командиров кораблей были представлены к государственным наградам. В 1968 году были вручены ордена боевого Красного Знамени командирам кораблей: командиру срзк «Гавриил Сарычев» - капитану 2 ранга В.М. Бельченко, командиру срзк «Пеленг» - капитану 3 ранга К.К. Козич, командиру мрзк «Протрактор» - капитану 3 ранга Ф.М. Никифорову, командиру мрзк «Амперметр» - капитану 3 ранга М.И. Печёнкину, командиру мрзк «Гидрофон» - А.А. Плотникову.

Дальше 

Лукаш Д.Т. "Воспоминания о службе морской". 

создание интернет сайта - Студия Триас