Лукаш Д.Т. "Вьетнам в огне" - Разведка минно-тральной операции ВМС США "Энд Свип"

      Согласно Парижскому Соглашению от 27 января 1973 года, включавшему семь основных обязательств сторон по прекращению войны, США должны были выполнить еще и ряд других условий. Предусматривалось участие США в послевоенном восстановлении экономики ДРВ и других стран Индокитая. Называлась даже цифра – 5 миллиардов долларов. Однако дальше публичных высказываний дело не  пошло. 

      Кроме этого, 7-му флоту США предстояло произвести разминирование фарватеров на подходах к портам Северного Вьетнама, самих портов и внутренних вод ДРВ, где были выставлены американские мины. Здесь-то и пригодился опыт проведенного в апреле 1972 года в районе Сан-Диего учения по тралению морских мин с использованием вертолетов-тральщиков.     

      Как позже стало известно, еще до подписания Парижского Соглашения американское командование приступило к планированию операции по тралению минных заграждений у побережья и во внутренних водах Вьетнама, что предусматривалось проектом готовящегося Парижского Соглашения между США и ДРВ.
          Эта минно-тральная операция, получившая условное наименование «Энд Свип» («Окончательное траление») предусматривала три этапа ее проведения. 
 

       На первом этапе (с 1 ноября 1972 года по январь 1973 года) предусматривалось формирование 78-го оперативного соединения, его боевая подготовка и слаживание; изучение обстановки в районе предстоящего траления и уточнение задач.  

       Первоначально в состав 78-го оперативного соединения для решения поставленных задач планировалось включить до 25 кораблей и судов 7 флота США, в том числе два десантных вертолетоносца («Нью-Орлеан» и «Окинава»), три десантно-вертолетных корабля-дока, семь немагнитных морских тральщиков, один танко-десантный корабль, два спасательных судна, два океанских буксира, до семи кораблей охранения и 48 вертолетов-тральщиков RH-53D («Си Стэлл»). Все корабли были сведены в пять тактических групп. Флагманским кораблем командующего минно-тральными силами контр-адмирала Макколи служил десантный вертолетоносец «Нью-Орлеан». На этом же корабле находился и штаб оперативного соединения в составе 14 офицеров. 

   Боевая подготовка и боевое слаживание сил, выделенных для участия в минно-тральной операции, проводились на Филиппинских островах в районе военно-морской базы Субик.  В этот же период командующий минно-тральными силами и офицеры штаба посетили Ханой и Хайфон с целью изучения обстановки на месте.

 
 
 
78-е оперативное соединение    

На втором этапе, начавшемся 1 февраля 1973 года, шла интенсивная подготовка мест якорной стоянки кораблей 78-го оперативного соединения на акватории Тонкинского залива.   

Четыре американских немагнитных тральщика («Импервиос» (№ 449), «Ингейдж» (№ 433), «Форс» (№ 445) и «Фортифайн» (№ 446) произвели траление мин на фарватере, расположенном в 35 милях к юго-востоку от Хайфона. Тральщики сопровождались фрегатом УРО «Уорден» (DLG 18) и эсминцем «Эпперсон» (DD 719).  

Во время выполнения тральщиками одного из таких галсов на вышеупомянутом фарватере на минное поле Тонкинского залива, вне территориальных вод ДРВ, следуя в кильватере за тральщиками и соблюдая все меры предосторожности, вошел и наш рзк «Курсограф», занявший позицию разведки на границе территориальных вод ДРВ.      

В период контрольного траления мест якорных стоянок кораблей еще три американских тральщика осуществляли переход с Гавайских островов в район Вьетнама для усиления минно-тральной группировки. 

В районе военно-морской базы Субик продолжали подготовку к тралению мин вертолеты-тральщики RH-53D из состава 462-ой и 463-ей эскадрилий. Через некоторое время к ним присоединились 164-ая и 166-ая эскадрильи вертолетов морской пехоты США. 

     Основными силами, предназначенными для решения боевой задачи траления, были десантные вертолеты «Си Стэлл» RH-53D с гидроакустическими и магнитными тралами, в том числе и с тралами, построенными по принципу трубки «Вентори».    

     Вот подготовке этих сил и было уделено особое внимание командования 78-го оперативного соединения.

     Для обеспечения траления на берегу в районе Хайфона была развернута высокоточная трехкоординатная система радионавигации «Рэйдист» (точность координат – до 1 метра).

    Это была впервые проводимая в истории всех флотов мира операция с использованием вертолетов-тральщиков по тралению мин в море с помощью вертолетов-тральщиков.

     Начало основной фазы минно-тральной операции было назначено на февраль 1973 года.

    В этот период на разведке в Южно-Китайском море на маневренной позиции с 14 декабря 1972 года находился разведывательный корабль «Курсограф», который, кроме наблюдения и слежения за авианосцами США в районе Южного Вьетнама, наблюдал и за сосредоточением минно-тральных кораблей и судов 7-го флота в районе Тонкинского залива. 

Получаемая в начале февраля 1973 года командованием ВМФ и ТОФ информация от наших рзк «Курсограф» и рзк «Протрактор» об активизации деятельности минно-тральных сил ВМС США в Тонкинском заливе явилась одним из оснований для принятия решения о проведении разведывательной операции силами оперативного отряда кораблей ТОФ по вскрытию деятельности американских минно-тральных сил в ходе операции «Энд Свип» по тралению морских мин с использованием вертолетов-тральщиков.

     О предстоящем тралении мин в Тонкинском (Бакбо) заливе и о своем участии в разведке операции «Энд Свип» я в то время ничего не знал.

    12 февраля 1973 года в городе Уссурийске (112 км севернее Владивостока) умерла моя 67-летняя мама и я, с разрешения начальника разведки флота капитана 1 ранга В.А. Домысловского, убыл на похороны.

    Вдруг, в день похорон, 14 февраля после полудня, прямо на городское кладбище к месту захоронения, прибыл с бригады возбужденный оповеститель-мичман, который сообщил, что меня срочно вызывает к себе Командующий флотом адмирал флота Н.И. Смирнов. На мой вопрос: «Что случилось», мичман ничего ответить не смог. Не дождавшись полного закрытия могилы землей, попрощавшись с родными и близкими, и не заехав в родительский дом я, терзаемый мыслями о том, что же могло случиться в частях или на кораблях соединения в базе и, особенно, в море, ехал во Владивосток в штаб флота.

    Прибыв во Владивосток, когда рабочий день уже был окончен, я позвонил оперативному дежурному по бригаде и уточнил у него обстановку в частях и на кораблях бригады, а также на разведывательных кораблях в море. Оперативный доложил, что на кораблях и в частях соединения все благополучно.

    Приехав в штаб флота я позвонил Командующему флотом, но ни он, ни адъютант, не отвечали. Оперативный дежурный по КП флота сообщил мне, что Командующий убыл домой.

    Пришлось звонить Командующему домой. Представился ему. Командующий приказал прибыть к нему завтра, то есть 15 февраля к 09.00.

    На следующий день в назначенное время я был в кабинете Командующего флотом.

    Оказалось, что 12 или 13 февраля, когда я отсутствовал во Владивостоке, на флот поступило приказание Главнокомандующего ВМФ Адмирала флота Советского Союза С.Г. Горшкова об организации разведывательной операции по полному вскрытию деятельности ВМС США по тралению морских мин в Тонкинском заливе, которое будет проводиться с использованием вертолетов-тральщиков.

    Командующий флотом сообщил мне:

- «По приказанию Главнокомандующего Вы назначаетесь командиром оперативного отряда кораблей Тихоокеанского флота в составе восьми вымпелов и завтра, т.е. 16 февраля 1973 года убываете в Тонкинский залив на проведение разведывательной операции по тралению американских мин с использованием вертолетов-тральщиков»;

- «Это уникальная операция, проводимая впервые в мире вертолётами-тральщиками, поэтому вскрытию деятельности каждого корабля, судна, вертолета, участвующих в операции по тралению уделяется особое внимание»;

- «Одновременно Вы назначаетесь старшим морским начальником на акватории Южно-Китайского моря и Тонкинского залива»;

- «В Ваше подчинение переходят пять разведывательных кораблей 38 бригады кораблей ОСНАЗ (мрзк «Анероид» - флагман, «Барограф», «Курсограф», «Гидрофон», «Протрактор»), тральщики «МТ-4», «МТ-5» (проект 2644) 47 бригады охраны водного района и танкер «Владимир Количицкий» 109 бригады вспомогательных судов Тыла ТОФ.

    На сборы и формирование отряда отводятся одни сутки. Офицерам иметь с собой форму одежды № 1, всем экипажам – тропическую»;
- «Срок будет определен дополнительно».

    Особо Командующий флотом обратил мое внимание на соблюдение мер безопасности при выполнении задач на минном поле.

 
    Командир оперативного отряда кораблей ТОФ капитан 1 ранга Д.Т. Лукаш

    Весь день, 15 февраля, ушел на экстренное приготовление кораблей, их экипажей к решению новой для них задачи, пополнения всех видов запасов и расходных материалов, на формирование походного штаба, изучение боевого распоряжения и распоряжения по связи, подготовку решения на выполнение поставленных задач и т.д.

    Ситуация осложнялась еще и тем, что практически большинство кораблей, выделенных в состав оперативного отряда, находились в море в различных районах.

    Разведывательная операция должна была охватывать акваторию от Хайфона до Дананга.

    Перед кораблями оперативного отряда были поставлены следующие задачи:

- вскрыть деятельность американских минно-тральных сил 78-го оперативного соединения;
- тактику боевого траления вертолётами-тральщиками;
- применение новых сил и средств траления;
- типы, боевые возможности и тактико-технические характеристики, выставленных мин;
- навигационное обеспечение траления;
- определение границ минного поля;
- типы тралов, используемых вертолётами-тральщиками;
- технические возможности вертолётов-тральщиков;
- погодные условия, при которых возможно траление и т.д.;
- плотность минных постановок;
- ширина захвата одним тралом на галсе;
- коэффициент боевого использования вертолётов-тральщиков;
- оценка результатов траления и своевременное оповещение советских судов о минной угрозе.

    Были поставлены и другие частные задачи на период разведывательной операции.

    Для руководства разведывательной операцией и качественному решению разведывательных задач, поставленных перед оперативным отрядом, мною был создан походный штаб и назначены военнослужащие из состава штаба и кораблей 38-ой бригады. В состав походного штаба вошли: флагманский специалист по радиоразведке капитан 2 ранга Черных Валентин Александрович (начальник походного штаба), флагманский связист капитан 2 ранга Саболдашев Александр Степанович, инструктор по ЗАС бригады мичман Пискарев Анатолий Васильевич и два матроса срочной службы, окончившие факультеты иностранных языков высших учебных заведений, для выполнения обязанностей переводчиков английского языка. Кроме этого, в состав походного штаба был назначен лейтенант Трухно Виктор Терентьевич, штурман с рзк «Гидролог», для выполнения обязанностей фото-кинооператора (аппаратурой обеспечила фотолаборатория Информационного центра Разведки флота). На флагманский корабль отряда был прикомандирован, на время разведывательного похода, и специалист-фотограф матрос срочной службы.

 
30.07.1978 г. 37-ой причал. Слева направо: капитан 1 ранга Лукаш Д.Т. (в 1973 г. командир оперативного отряда кораблей ТОФ), капитан 2 ранга Бобков Г.С. (в штатском) и Черных В.А. (в 1973 г. начальник походного штаба кораблей оперативного отряда ТОФ)

    Походный штаб был размещен на рзк «Анероид». Там же находился и я, командир оперативного отряда, капитан 1 ранга Лукаш Дмитрий Тимофеевич.

    Из пяти разведывательных кораблей оперативного отряда три уже находились в Южно-Китайском море и в Тонкинском заливе:
- рзк «Протрактор» (командир корабля капитан-лейтенант Левых Виктор Федорович) – с 1 ноября 1972 года. На корабле находилась и подвижная морская разведывательная группа ОСНАЗ;

- рзк «Курсограф» (командир корабля капитан 3 ранга Тульчинский Олег Дмитриевич, это был его последний поход перед увольнением в запас по возрасту; командир группы ОСНАЗ капитан-лейтенант Козлов Валерий Г. и помощник начальника ЦОИ 19-го МРРТО старший лейтенант Карев Владимир Анисимович) – с 14 декабря 1972 года;

- рзк «Гидрофон» (командир корабля капитан-лейтенант Лисин Геннадий Степанович; на борту была группа ОСНАЗ) – с 4 февраля 1973 года.

    Задачи этим разведывательным кораблям уже были поставлены телеграммами штаба флота, требовалось только их уточнить в связи с вхождением в состав оперативного отряда.

    Все три разведывательных корабля приступили к решению поставленных задач и отслеживали сосредоточение американских кораблей и судов 78-го оперативного соединения ВМС США в Тонкинском заливе.

    В это время в базе находились два оставшихся корабля из состава оперативного отряда:

- рзк «Анероид» (типа СРТМ, проект 502, однотипный с рзк «Курсограф»), находившийся в дежурстве и назначенный быть флагманским кораблем оперативного отряда.

 
рзк «Анероид».
Водоизмещение 840т, длина 54,3 м, ширина 9,3 м, осадка 3,6 м, двигатель мощностью 540 л.с., скорость хода 11,5 узла, дальность плавания 7900 миль, автономность 30 суток, мореходность неограниченная, экипаж 76 чел. (офицеров – 9, мичманов – 10, старшин и матросов - 57)
   

Командир корабля капитан-лейтенант Архипов Петр Архипович. Остальной офицерский состав корабля: исполнять обязанности помощника командира корабля был назначен старший лейтенант Кобзарь Н.П. – штурман с рзк «Гидрограф», заместитель командира корабля по политической части – старший лейтенант Баркар В.Г., штурман – лейтенант Курырев В.А., начальник РТС – старший лейтенант Зашкин В.В., инженер РТС – лейтенант Полубояринов В.В., командир электромеханической боевой части – старший лейтенант Климчук А.А., врач – старший лейтенант м/с Тимбол Б. – прикомандированный с рзк «Амперметр».

    На время разведывательного похода на корабль была внедрена подвижная группа ОСНАЗ во главе со старшим лейтенантом Бурлачко Анатолием Николаевичем, а также был прикомандирован офицер ОЦСС старший лейтенант Груздев О.И.;

- рзк «Барограф» (командир корабля – капитан 3 ранга Митичкин Николай Сергеевич, командир группы ОСНАЗ Лукин Юрий Михайлович). Корабль готовился к плановому выходу во Вьетнам на смену рзк «Протрактор», выход в море был назначен на 23 февраля.

 
Май 1973 г., слева направо: О.И. Груздев, А.Н. Бурлачко, Б. Тимбол, А.А. Климчук, В.А. Кутырев.

    Готовились к выходу в район Тонкинского залива и находившиеся в месте своего постоянного базирования в бухте Парис тральщики «МТ-4» и «МТ-5». На тральщик «МТ-4» была внедрена группа ОСНАЗ 19-го МРРТО в количестве пяти человек во главе со старшим лейтенантом Федоровым Владимиром Михайловичем, будущим начальником Разведки ВМФ – заместителем начальника Главного штаба ВМФ по разведке, вице-адмиралом.

    Таким образом, на шести кораблях оперативного отряда находились подвижные морские разведывательные группы ОСНАЗ, что должно было обеспечить полное и качественное решение задач, поставленных перед отрядом.

    Местом сбора кораблей отряда был назначен район у входа в Тонкинский залив (вьетнамское название – залив Бакбо). В этом же районе находился и рзк «Протрактор», готовящийся к смене на постоянной маневренной позиции.

    Для качественного решения разведывательных задач на флагманском корабле был создан расчет визуально-инструментальной разведки, который включал в себя всех офицеров, мичманов, старшин и матросов, находящихся на постах верхней палубы и мостика, а также статистов, которые использовали радиолокационную станцию «Дон», секстаны, бинокли, фото и киноаппаратуру и т.д.

    Весь расчет визуально-инструментальной разведки был разбит на две круглосуточные смены, во главе которых были командир бригады (оперативного отряда) и командир рзк «Анероид».

    В этот период в Тонкинском заливе по приказанию Главкома ВМФ в районе Хайфона для оказания помощи вьетнамцам в борьбе с минной опасностью находилась группа офицеров ВМФ СССР во главе с капитаном 1 ранга С. Бутовым, но мы об этом не знали и с ними впоследствии не встречались.

    В назначенный день, 16 февраля 1973 года, разведывательный корабль «Анероид» с командиром оперативного отряда и походным штабом на борту вышел в море.

    На переходе из базы в район разведки было проведено несколько тренировок обоих смен расчетов визуально-инструментальной разведки, что сыграло в дальнейшем свою положительную роль. Были проведены занятия с офицерским составом корабля по остойчивости, спрямлению и непотопляемости корабля, регулярно проводились тренировки по борьбе за живучесть корабля и его технических средств, летучки по знанию вероятного противника, по знанию сил, привлекаемых к участию в операции «Энд Свип».

    Ежедневно, на главном командном пункте корабля (ГКП) утром проводилась справка-доклад по разведывательной обстановке, проводился ее анализ, делался разбор несения вахт, доводились указания командования и т.д. И так продолжалось в течении всего похода. Вечером (если позволяла видимость) командованием отряда, корабля и вахтенными офицерами решались астрономические задачи, а также составлялся план работ и занятий на следующие сутки.

    В период перехода в район разведки тщательнейшим образом еще раз были проверены все водоотливные и противопожарные средства, аварийный материал, плавсредства, спасательные средства и действия личного состава по аварийной тревоге.

     Подошли ко входу в Тонкинский залив. Тральщиков «МТ-4» и «МТ-5» еще нет и их подход ожидается не ранее, чем через семь дней. Доложил Командующему флотом о прибытии в назначенный район сбора всего оперативного отряда и запросил разрешение самостоятельно, с соблюдением всех мер предосторожности следовать в район траления. Получил «Добро».

    Сыграли «Боевую тревогу». Усилили сигнально-наблюдательную вахту, задействовали расчет визуально-инструментальной разведки, выставили дополнительно по два наблюдателя на форштевне и по каждому борту и самым малым ходом пошли в направлении Хайфона.

     Вскоре обнаружили по корме американский корабль, идущий на обгон по правому борту рзк «Анероид». Застопорили ход, легли в дрейф, уточнили свое место и по радиолокационной станции стали брать пеленг и дистанцию до «американца». Нанесли его маршрут на карту и дав малый ход пошли по безопасному маршруту, по которому прошел американский корабль. Так мы оказались на фарватере в центре минного поля, который был протрален четырьмя американскими тральщиками. При подходе к минному полю наблюдали работу СВ-маяков и радиолокационных станций двух авианосцев с кораблями охранения.

    Дойдя по фарватеру до границы территориальных вод ДРВ в районе Хайфона, рзк «Анероид» медленно стравил якорь-цепь и стал на якорь (грунт - ил). Слева от рзк «Анероид», ближе к берегу, стоял на якоре американский десантный корабль-док.

    По международным правилам стоянка судов на якоре на фарватере запрещена, но так как фарватер на минном поле был заминирован и закрыт для плавания, мы сочли возможным стать на якорь там, где посчитали нужным, и не ошиблись.

    Наша позиция оказалась очень удобной для ведения разведки.

    С прибытием в район разведки экипаж рзк «Анероид» сразу же включился в решение задач, поставленных на разведку.

   Производилось профессиональное фотографирование американских кораблей, вертолетов-тральщиков, тралов, определялись все элементы траления, фиксировалось расстояние между галсами и длина каждого галса, результаты траления (подрыв мин).

    Здесь же, на минном поле, вне территориальных вод ДРВ, на визуальной видимости находился и наш рзк «Курсограф», который прибыл на минное поле несколькими днями ранее рзк «Анероид», следуя в кильватере за четырьмя американскими немагнитными тральщиками и соблюдая при этом меры предосторожности.

     К этому времени рзк «Курсограф» уже активно работал над выполнением поставленных ему задач в период проведения второго этапа операции "Энд Свип".

     На переходе в район разведки и в районе разведки круглосуточно командирскую вахту на рзк "Анероид" в две смены несли командир корабля П.А. Архипов и комбриг, так как прикомандированный на поход штурман рзк «Гидрограф» Н.П. Кобзарь не был допущен к самостоятельному управлению кораблем и поэтому нес вахту вахтенным офицером. В период этого похода Н.П. Кобзарь сдал зачеты на допуск и был допущен к самостоятельному управлению кораблем. 

23 февраля из Владивостока в Тонкинский залив вышел в состав оперативного отряда рзк «Барограф» (командир корабля капитан 3 ранга Н.С. Митичкин, командир группы ОСНАЗ старший лейтенант Ю.М. Лукин).

    В этой разведывательной операции, как никогда, помощникам командиров разведывательных кораблей пригодилось умение и навыки фотографирования, которые они получили в фотолаборатории Информационного центра Разведки флота в процессе 10-ти дневной предпоходовой подготовки (такая подготовка помощников командиров была введена мною, проводилась перед каждым выходом корабля на боевую службу).

    Занимая удобную позицию относительно десантного корабля-дока, мы, в первую очередь, решили сфотографировать и заснять на кинопленку вертолет и трал. С этой задачей успешно справился наш фото- кинооператор Виктор Трухно, используя для этого время подготовки тральной системы к началу работы.

   Трал к работе готовился командой корабля-дока на его палубе. После подготовки трала к работе с палубы поднимался вертолет-буксировщик и зависал над тралом, опуская буксирный трос и, после соединения его с тралом, осторожно поднимал его и опускал в воду.

 
Вертолетный электромагнитный неконтактный трал Mk-105

Условные обозначения:

1. Вертолет-буксировщик «Си Стэлл». Осуществляет буксировку и управление тралом, его механизмами и системами, а при необходимости дозаправляет топливом турбогенераторную установку трала.

2. Катамаран, состоящий из двух заостренных поплавков, снабженных телеуправляемыми подводными крыльями. При опускании на воду, крылья его при этом переводятся в нижнее положение. На площадке (платформе), соединяющей поплавки катамарана, расположена турбогенераторная установка с дистанционным управлением.

3. Турбогенераторная установка. Предназначена для вырабатывания электроэнергии, которая подводится к двум плавучим кабелям с электродами. Топливо для двигателя турбогенератора размещается в поплавке катамарана и обеспечивает его работу в течении 4-х часов.

4. Два плавучих кабеля с электродами, формирующими магнитное поле.

5. Кабель-трос. По нему осуществляется дистанционный запуск двигателя турбогенераторной установки, устанавливается режим ее работы, управление поворотными крыльями, контролируются основные параметры буксируемого устройства.

    Основные данные трала Mk-105: длина – 8,4 м, ширина – 4 м, вес 2720 кг, продолжительность траления без дозаправки турбогенераторной установки – 4 часа, скорость при тралении – до 25 узлов (46 км/час), длина активной части электродов – около 180 м.

    Спущенный с десантного корабля-дока трал буксируется вертолетом в заданную точку начала трального галса. Вертолет на галсе, набирая скорость буксирным кабель-тросом, поднимает носовую часть платформы (катамарана), выводит трал на редан. С началом траления телеуправляемые подводные крылья поплавков складываются.

    Турбогенераторная установка, имеющая верхнюю часть овальной формы, в нашем случае, была раскрашена продольными красными и белыми полосами, хорошо видимыми с вертолета и с мостика судов.

 
Буксировка вертолетом-тральщиком RH-53D неконтактного трала Mk-105

     Так как в Тонкинском заливе были выставлены не только магнитные мины, но и гидроакустические, то, по-видимому, при проведении американцами минно-тральной операции «Энд Свип» были использованы и модифицированные тралы типа Mk-106, то есть вертолетные тралы, являющиеся сочетанием комбинации трала Mk-104, Mk-105 и МОР.

    Совместная работа акустического и электромагнитного тралов обеспечивает комбинированное воздействие на взрыватели неконтактных мин с акустическими взрывателями. 
 

Для уничтожения мин с гидродинамическими взрывателями американцы использовали прерыватели (баржи) длинной до 100 м., каждая из которых буксировалась кораблями малого водоизмещения. Длинна буксирного троса устанавливалась до 200 м. 

Трал MOP использовался в мелководных районах и для поверхностного траления.

   При проведении операции по тралению мин широко использовали гидроакустический трал, работающий по принципу трубки «Вентори».

    Использовались и немагнитные (не металлические корабли)-тральщики. Подобные корабли-тральщики («УМС») американцы в 1944 году по «ленд лизу» передавали в состав Тихоокеанского флота СССР.
   

Третий (основной) этап операции «Энд Свип» начался 26 февраля 1973 года. К этому времени на переходе в район разведки еще находились наши рзк «Барограф» и тральщики «МТ-4» и «МТ-5» из состава оперативного отряда флота.   

В соответствии с замыслом командования 78-го оперативного соединения, главная роль в этой операции отводилась вертолетам-тральщикам, а корабли должны были обеспечивать их деятельность. Десантные вертолетоносные корабли-доки «Нью Орлеан», «Окинава», «Дебюк», «Кливленд», десантные транспорты-доки «Огден», «Инчхон» присоединились к целевой группе. На их борту находился 31 вертолет-тральщик «Си Стэлл».   

После того,  как на втором этапе операции корабли-тральщики протралили главный фарватер к порту Хайфон, 27 февраля этот же фарватер основательно начали тралить с помощью вертолетов-тральщиков.   

Траление производилось только в светлое время суток, но с высокой интенсивностью использования вертолетов-тральщиков.  

Безопасность проводимых тральных работ обеспечивал специально выделенный вертолет, находившийся в это время в воздухе. 

Но уже 28 февраля все подготовительные работы к основному этапу траления были, в основном, прерваны и корабли ВМС США покинули район порта Хайфон.

    В результате обнаружения новой для нас частоты и употребления слова «Рэйдист», мы обнаружили впервые применяемую в практике навигационного обеспечения траления новую трехмерную радионавигационную систему «Рэйдист», обеспечивающую высочайшую точность навигации (до одного метра). В результате пеленгования было обнаружено место установки ее первой базы (в районе порта Хайфон), а затем и остальные базы.

    Траление проводилось только в светлое время суток, но с высокой интенсивностью использования вертолетов-тральщиков.

    Безопасность проводимых тральных работ обеспечивал специально выделенный вертолет, находившийся в это время в воздухе.

    Через пару дней после прибытия рзк «Анероид» в район ведения разведки, ГШ ВМФ потребовал докладывать по каждому наблюдаемому вертолету-тральщику время и координаты точек начала и окончания траления на каждом галсе.

    Обилие информации было столь велико, что передатчики перегревались и приходилось переходить с одного на другой. Кроме этого, ежедневно представлялись два обобщенных донесения. Иногда время работы на передачу занимало до 23 часов (максимум 23 часа 5 минут) в сутки.

    Все это крайне затрудняло работу постов радиоперехвата на всех кораблях оперативного отряда, особенно на рзк «Анероид» и «Курсограф».

    В этих условиях с исключительно большим напряжением работал весь личный состав боевой части связи рзк «Анероид». Флагманский связист А.С. Саболдашев и инструктор по ЗАС А.В. Пискарев буквально целыми сутками не выходили из накаленной солнцем и работающими передатчиками радиорубки, обеспечивая передачу информации на ЦКП ВМФ, КП флота и поддерживая связь с кораблями отряда.

    Большую роль в добывании разведывательной информации сыграл и личный состав постов микрофонного радиоперехвата УКВ, укомплектованный матросами срочной службы. Помощь в обработке материалов (перевод) командиру группы ОСНАЗ А.Н. Бурлачко оказывали призванные на годичную срочную службу выпускники факультетов иностранных языков (английского) высших учебных заведений, которые круглосуточно считывали материал с магнитофонных лент, а также обрабатывали другие материалы.

    Под наблюдением нашего визуально-инструментального расчета находились почти все минно-тральные силы 78-го оперативного соединения ВМС США. Фиксировался каждый взрыв мины, а также информация в сетях УКВ связи о выполнении задания каждым вертолетом-тральщиком, о чем мы регулярно докладывали на ЦКП ВМФ и КП ТОФ.

 
 9 марта 1973 г. Буксировка вертолетом-тральщиком RH-53D неконтактного трала Mk-105 и взрыв мины

    Весь период функционирования оперативного отряда кораблей флота за их местоположением внимательно наблюдали на ЦКП ГШ ВМФ и КП штаба флота. Так, в конце февраля на рзк «Анероид» была получена телеграмма с КП штаба ТОФ следующего содержания: «Командиру. Проверьте ваше место. ОД». Проверили. Оказалось, что действительно корабль находился не на границе территориальных вод, а вошел на один кабельтов в терводы дружественного нам государства (ДРВ). Пришлось отойти мористее на один кабельтов. В это же время американские корабли и суда свободно ходили по территориальным водам ДРВ с заходом в Хайфон и решали свои задачи.

    Надо отметить, что отношение вьетнамских пограничников к советским судам и их экипажам было подчеркнуто официальным.

     1 марта в Тонкинский залив прибыли тральщики «МТ-4» (на борту группа ОСНАЗ из пяти человек во главе со старшим лейтенантом В.М. Федоровым) и «МТ-5», которые сразу же приступили к слежению за американскими тральщиками.

    Наконец-то все корабли оперативного отряда собрались в Тонкинском заливе, в назначенных им районах деятельности.

    В 11 час. 30 мин. 2 марта старший из командиров тральщиков, командир «МТ-5» подошел к рзк «Анероид», представился мне, как командиру оперативного отряда, и доложил о прибытии в состав отряда. Так как обстановка уже не требовала проводки разведывательных кораблей за тралами, то я приказал командиру тральщика следовать в северо-восточную часть Тонкинского (Бакбо) залива и стать на якорь в районе пролива Хайнань (Чунчжоу), отделяющего остров Хайнань от материковой части Китая, и решать поставленные перед ними задачи.

     Уже через несколько дней после начала траления, американские специалисты заявили, что мины «не сработали» и не представляют опасности.  Фактически все установленные американцами мины ставились на самоликвидацию через определенное время и к моменту проведения минно-тральной операции опасность представляло незначительное количество мин по какой-то причине не самоликвидировавшихся. Но траление еще продолжалось

    Первым в Хайфон по минному полю вошел кубинский теплоход «Гиза» и советский теплоход «Дальний» (ДВМП). В район минного поля благополучно вошли и стали на якорь танкер «Амбарчик» (ПМП) и два теплохода ДВМП.

    К 3 марта было окончено траление основного фарватера к порту Хайфон и все суда коммерческого флота получили официальное разрешение на право выхода из района порта Хайфон. Первыми на выход из Тонкинского залива устремились разгруженные теплоходы «Бабушкин» и «Балашиха» (ЧМП).

    Выход судов из Хайфона производился, в основном, только в светлое время суток в обеспечении капитана-наставника и вьетнамского пограничника, выполнявшего функции лоцмана.

Надо отметить, что отношение вьетнамских пограничников к советским судам и их экипажам в основном было подчеркнуто официальное.

Выводимые суда, после 10-ти месячной блокады в Хайфоне, следовали в кильватер за выводящим их спасательным судном «Гелиос» (ДВМП).

    В 3 часа ночи 3-го марта из Хайфона вышли теплоходы «Абакан», «Тавричанка», «Комсомолец Приморья» и «Марат Казей», который проходя мимо рзк «Курсограф», передал на наш корабль карту американских минных постановок, безопасного фарватера и обломки сбитого американского бомбардировщика «Б-52». Этот дружеский акт сыграл определенную роль в решении задач по добыванию разведывательных материалов.

4 марта в район Хайфона возвратились американские корабли и продолжили работы по тралению, мины подрывались.

    В этот день  в море вышли еще два теплохода. Проводка всех 22=х судов, находившихся в минной блокаде в Хайфоне, продолжалась и осуществлялась спасательным судном «Гелиос» (ДВМП) до чистой от мин воды в течении более 1, 5 месяцев.

    Многие суда, находившиеся 300 суток в «минном плену», получили возможность покинуть международный порт Хайфон, устремились на выход по очищенному от мин узкому фарватеру. Но траление по обе стороны фарватера еще не было окончено. Нередко галсы вертолетов-тральщиков пролегали пересекая судоходный фарватер, по которому следовали суда на выход, при этом не имея возможности уклониться с фарватера вправо или влево. Вертолет-тральщик в свою очередь, летел по назначенному ему маршруту, буксируя трал, и на большой скорости пересекал фарватер, по которому в это время следовали суда, создавая таким образом аварийную ситуацию.

    Американский вертолет, находившийся в воздухе для обеспечения безопасности проводимых минно-тральных работ, не всегда своевременно мог предотвратить создавшуюся опасную ситуацию. Однако, случаев столкновения трала с судами, следующими по фарватеру, нами отмечено не было.

    В тоже время мы наблюдали несколько случаев, когда небольшие вьетнамские суда, осуществлявшие разгрузку судов, стоявших на внешнем рейде Хайфона, и доставлявших грузы на берег, подрывались на минах.

    11 марта с КП флота на тральщики «МТ-4» и «МТ-5» поступило приказание заправиться топливом с танкера «Владимир Кольчицкий», который находился в Тонкинском заливе, и следовать в базу, передав группу ОСНАЗ с «МТ-4» на рзк «Анероид».

    Приняв группу ОСНАЗ (пять человек) с тральщика, обитаемость на рзк «Анероид» еще более осложнилась. Ведь на рзк «Анероид», кроме своего штатного личного состава (76 чел.), уже были прикомандированы: группа ОСНАЗ усиленного состава, а также 6 офицеров, мичман и три матроса походного штаба.

     Вскоре убыл в базу и рзк «Курсограф», пробывший на маневренной позиции 95 суток, вместо 75 суток по плану.
 

Несмотря на высокую интенсивность тральных работ, в марте было отмечено только четыре случая взрыва мин в ходе траления. Так, 6 марта команда американского тральщика наблюдала взрыв мины около судоходного фарватера Хайфона, а 9 марта у Хайфона вертолет затралил и взорвал мину. 

            Кроме этого, 17 марта была взорвана мина у Сат Би (район Хайфона), а 18 марта экипаж вертолета наблюдал взрыв мины в гавани Хайфона.    

17 марта началось разминирование американцами подходов к портам Камфа и Хонгай.    

В начале апреля, чтобы убедиться, что на основном фарватере, ведущим в порт Хайфон, не осталось активных (не взорвавшихся и не самоликвидировавшихся) мин, американцы, используя списанное десантное судно «MSS-2», загрузили его различными материалами для увеличения веса и с командой добровольцев на борту, выполнили восемь рейсов по фарватеру до Хайфона. Взрывов не последовало. 

          Американский морской технический персонал также подготовил 50 северо-вьетнамских моряков для самостоятельного проведения тральных работ.

    Решая задачи по разведке операции «Энд Свип», мы не избежали еще одной провокации со стороны американских ВМС по отношению к нашим разведывательным кораблям. Так, в первых числах апреля, на заключительном этапе разведывательной операции, такая провокация была совершена по отношению к флагманскому кораблю оперативного отряда кораблей ТОФ рзк «Анероид» (на борту находился командир отряда капитан 1 ранга Д.Т. Лукаш; флаг командира соединения на корабле не поднимался), который стоял на якоре на фарватере минного поля с включенными якорными огнями.

    В период между 21 – 22 часами, когда команда корабля пила вечерний чай, , мимо рзк «Анероид» на большой скорости в нескольких метрах по носу корабля с ярко включенными огнями на верхней палубе прошел большой американский океанский буксир, задевая лопостями своего винта якорь-цепь рзк «Анероид». Наш корабль сильно затрясло, а свободные от вахты члены экипажа выбежали на верхнюю палубу. Только по чистой случайности не произошло обрыва якорь-цепи или столкновения судов, последствия которых были бы непредсказуемы. Вся команда американского буксира в это время была на верхней палубе и со свистом и улюлюканьем грозила кулаками в нашу сторону.

    Несмотря на провокацию, личный состав рзк «Анероид» продолжал успешно решать поставленные задачи.

     Подтверждением этому является то, что в ходе разведывательной операции начальники разведки ВМФ и ТОФ в своих декадных оценках неоднократно отмечали, что корабли оперативного отряда активно, целеустремленно и инициативно решают поставленные задачи. 



   
Отлично справились с решением поставленных задач экипажи всех разведывательных кораблей. Особо отмечаю активные и инициативные действия всего экипажа рзк «Анероид», командира рзк «Курсограф» капитана 3 ранга О.Д. Тульчинского, командиров групп ОСНАЗ капитан-лейтенанта В.Г. Козлова, старших лейтенантов А.Н. Бурлачко, В.М. Федорова, Ю.М. Лукина, а также помощника начальника ЦОИ 19-го МРРТО старшего лейтенанта В.А. Карева, который успешно провел испытания и обработку материалов многоприемного поста технических видов передач с использованием новой аппаратуры технического анализа и объективного распознавания.
    Впоследствии, двое из командиров групп ОСНАЗ стали адмиралами: В.М. Федоров – вице-адмиралом, начальником Разведки ВМФ – заместителем начальника ГШ ВМФ по разведке, В.А. Карев – контр-адмиралом, начальником Разведки ТОФ – заместителем начальника штаба ТОФ по разведке, а командир электромеханической боевой части рзк «Анероид» старший лейтенант А.А. Климчук – капитаном 1 ранга, заместителем начальника радиоэлектронной разведки ВМФ.

    Образцово исполняли свои обязанности старшие лейтенанты А.А. Климчук, Н.П. Кобзарь, В.Г. Барков, лейтенанты В.А. Кутырев, В.В. Полубояринов, В.В. Зашкин, В.Т. Трухно.

    Отлично несли вахту на своих боевых постах на кораблях оперативного отряда: старшина 1 статьи Старенький В.И., старшины 2 статьи Вороновский, Данилов, матросы Голубев, Керикеша В., Каменев, А.М. Старовой и многие, многие другие.

    В результате проведенной разведывательной операции все задачи, поставленные перед оперативным отрядом кораблей флота были решены с высоким качеством.

     
17 апреля 1973 года корабли и суда 78-го оперативного соединения ВМС США неожиданно для нас прекратили минно-тральные работы в Тонкинском заливе и убыли в порты Филиппинских островов, Японии, Сингапура. Мы не знали причины такого решения: то ли операция по тралению была закончена, то ли причина в чем-то другом

    Убыли из района Тонкинского залива и корабли 77-го оперативного соединения ВМС США.
    Ушло из Тонкинского залива и последнее коммерческое судно из находившихся в «минной блокаде» - теплоход «Зея» (ДВМП), которое в районе Филиппинских островов встретилось с американской авианосной ударной группой (АУГ). Авианосец с кораблями охранения следовал под прикрытием самолетов палубной авиации из района «Янки Стейшн» на юг Вьетнама. В состав авиационной ударной группы входила и подводная лодка, которая при сближении АУГ с теплоходом всплыла в позиционное положение. АУГ и теплоход «Зея» следовали встречными курсами.

    Авианосец потребовал от нашего теплохода уступить дорогу АУГ, но капитан теплохода проигнорировал это требование. Пришлось АУГу изменять свой курс, чтобы безопасно разойтись. Это была маленькая месть американцам за то, что пришлось пережить экипажу судна за 300 блокадных дней.


    9 мая 1973 года теплоход «Зея» прибыл во Владивосток. Так закончились «огненные рейсы» коммерческого флота Советского Союза.

 
5.08.2012 г. Москва, Посольство СРВ в России. Встреча ветеранов боевых действий во Вьетнаме.
Слева направо: Ю.К. Юдин, капитан дальнего плавания, представитель ПМП во Вьетнаме (1970-1972 г.г.) и командир 38-ой бригады кораблей ОСНАЗ капитан 1 ранга в отставке Д.Т. Лукаш

    Выполнив поставленные перед оперативным отрядом кораблей флота разведывательные задачи, во второй половине апреля убыл во Владивосток и флагманский корабль оперативного отряда рзк «Анероид». В районе Вьетнама продолжил вести разведку рзк «Барограф» (командир корабля Н.С. Митичкин, командир группы ОСНАЗ Ю.М. Лукин).

    На выходе из Тонкинского залива рзк «Анероид» своевременно обнаружил работу радиолокационной станции американского корабля. Через некоторое время мы вышли на визуальный контакт с многоцелевой авианосной группой (АМГ) во главе с авианосцем «Мидуэй», участвовавшей в учении кораблей 7-го флота ВМС США. Хорошо и полно была вскрыта радиосвязь и деятельность ВМС США на учении, организация использования радиоэлектронных средств кораблей и т.д. Эта информация получила высокую оценку начальника Разведки ТОФ.

    После окончания слежения за АМГ авианосца «Мидуэй» рзк «Анероид» продолжил следовать во Владивосток.
 К этому времени советское и вьетнамское военное руководство уже располагали исчерпывающими данными о результатах проведенного траления.

     Оправдал свое создание и назначение расчет визуально-инструментальной разведки. Особенностью этой разведывательной операции была необычность решаемых задач, большое количество привлеченных сил и средств, а также то, что разведывательные корабли выполняли задачи практически на реальном минном поле и все их экипажи подвергались смертельной опасности.

    Во время этой разведывательной операции впервые был добыт ценнейший материал по проведению траления морских мин с помощью вертолетов – тральщиков, тактические приемы и технологию тральных работ, возможности вертолетов – тральщиков, типы тралов, скорость вертолета при тралении, ширина полосы траления (расстояние между галсами), оптимальные условия погоды, навигационное обеспечение траления и многое, многое другое.

     Успешно проведенная в феврале – апреле 1973 года разведывательная операция кораблями оперативного отряда ТОФ по слежению за американским минно-тральным соединением, ведущим траление мин на подходах к международному порту Хайфон, в ходе операции «Энд Свип», позволила оценить предварительные результаты траления и обеспечить беспрепятственный выход советских судов, заблокированных в Хайфоне.

    Операция «Энд Свип» была первой в мире минно – тральной операцией с использованием вертолетов – тральщиков «Си Стэлл».

    На переходе рзк «Анероид» в базу, штаб оперативного отряда по моему приказанию активно готовил анализ выполнения каждой задачи боевого распоряжения на разведку. Был определен перечень и готовились карты, схемы, таблицы, графики, диаграммы, фотографии и т.д., которые необходимо было подготовить к докладу. Хотя часть из них изготавливалась в процессе ведения разведки, после окончания того или иного события, после решения какой-то частной задачи. Работа над подготовкой материала велась круглосуточно и в ней принимал участие весь офицерский состав походного штаба и корабля, кроме корабельного врача. При этом, особенно высокий уровень специальной подготовки и штабной культуры проявили флагманские специалисты бригады капитаны 2 ранга В.А. Черных и А.С. Саболдашев.

     Впервые в истории разведывательных походов кораблей бригады флагманским связистом А.С. Саболдашевым был проведен тщательнейший анализ работы личного состава радиотелеграфистов, всех видов и средств связи флагманского корабля отряда рзк «Анероид» в различных районах и по всему маршруту перехода в дневное и ночное время суток, выполнение специалистами связи установленных нормативов. Все данные анализа связи были сведены в таблицы и графики. Опыт этого анализа впоследствии был внедрен на всех разведывательных кораблях бригады.

   Только по материалам, полученным в результате разведывательной деятельности флагманского корабля отряда (рзк «Анероид») было подготовлено 62 документа: иллюстрированные схемы технического характера, таблицы, графики, диаграммы, рисунки.

    При переходе к побережью Приморья рзк «Анероид» зашел в бухту Преображения для приема пресной воды (Владивосток в тот период испытывал большой дефицит питьевой воды), помывки личного состава и «большой приборки» на корабле.

    23 апреля 1973 года, после 67-суточного разведывательного похода, рзк «Анероид» прибыл во Владивосток, а оперативный отряд кораблей флота, выполнив поставленные перед ним задачи, как организационная структура, прекратил свое существование.

    На следующий день, в присутствии начальника Разведки флота, я докладывал Командующему флотом Адмиралу флота Н.И. Смирнову о выполнении задач разведывательной операции. Командующий флотом очень внимательно слушал доклад, который длился 2,5 часа, задал много уточняющих вопросов. В целом доклад прошел хорошо и Командующего удовлетворил.

    После этого, в базовом матросском клубе, состоялся разбор похода и выполнения поставленных перед оперативным отрядом разведывательных задач. Доклад делал командир оперативного отряда, автор этих строк, командир 38-ой бригады кораблей ОСНАЗ капитан 1 ранга Д.Т. Лукаш.

    На докладе и разборе присутствовали все офицеры Разведывательного управления штаба ТОФ, Центра радиоэлектронной разведки, Информационного центра, ОЦСС, командиры и офицеры частей и кораблей разведки Главной базы флота.

    Доклад о проведенной разведывательной операции и разбор деятельности оперативного отряда кораблей явился хорошей школой, как для участников разведывательной операции, так и для всех присутствовавших на разборе офицеров.

    Результаты этой разведывательной операции по тралению морских мин с использованием вертолетов – тральщиков были опубликованы в 1973 или 1974 году в специальном журнале ГРУ ГШ МО СССР, а также в материалах Разведки ВМФ и ТОФ.

    В 1973 году мною был подготовлен и направлен в разведку ВМФ и ТОФ информационный документ под названием «Операция «Энд Свип», а также проведенная разведывательная операция описана в моей книге «Краткая историческая справка. Послевоенная радиоэлектронная разведка Тихоокеанского флота», издание штаба ТОФ 2004 года, второе издание, дополненное и исправленное, Москва, РУ ГШ ВМФ, 2007 год. Книга издавалась в 15 экземплярах.

    После окончания вооруженного конфликта между США и ДРВ и проведенной американскими ВМС минно-тральной операции «Энд Свип», разведка Тихоокеанского флота и ее корабли продолжали тщательно отслеживать обстановку и деятельность американских ВМС в Южно-Китайском море.

      Разведку в Южно-Китайском море, после расформирования 23 апреля 1973 года оперативного отряда кораблей ТОФ, вели: рзк «Барограф (23.02 - 9.05.73 г.), рзк «Пеленг», рзк «Гидролог» (с 21.06 по 27.07.1973 г., на котором мне, через два месяца после возвращения из Вьетнама, пришлось выйти в море к берегам Вьетнама), рзк «Протрактор», рзк «Гидрофон» и рзк «Курсограф» (командир корабля – капитан-лейтенант А.В. Гарницкий).
 
 

18 июня 1973 года, после двухмесячного отсутствия, в Тонкинский залив вновь возвратились корабли 78-го оперативного соединения ВМС США и продолжили минно-тральные работы.   

Как в последствии выяснилось, причиной внезапного прекращения 17-го апреля минно-тральных работ американским 78-ым оперативным соединением и убытие его кораблей из района траления явилось, якобы, невыполнение Ханоем своих обязательств по Парижскому Соглашению от 27 января.   

После того, как американское руководство было убеждено, что Северный Вьетнам будет выполнять договоренности по Соглашению, оно распорядилось продолжить работы по тралению.   

В это время (с 5 мая по 27 июля 1973 г.) разведку в Тонкинском заливе вел рзк «Пеленг» (командир корабля капитан 3 ранга Онищенко Николай Елисеевич, командир группы радиоразведки В.В. Казадаев и оператор В.И. Пестриков).  3 июля к нему присоединился и рзк «Гидролог» (на борту командир 38-ой бригады ОСНАЗ капитан 1 ранга Д.Т. Лукаш)., который до этого (с 21 июня) выполнял специальное задание командования в южной части Восточно-Китайского моря.  

Прибыв 3 июля в Южно-Китайское море и в Тонкинский залив, рзк «Гидролог» приступил к решению задач по разведке деятельности сил минно-трального соединения ВМС США.   

Вскоре, после продолжения траления, командующий 78-ым оперативным соединением контр-адмирал Макколи (Mc Caulеy) уведомил вьетнамское командование о том, что порты Хайфон, Хонгай и Камфа свободны от американских мин.   

После этого, 78-ое оперативное соединение сосредоточилось на очистке прибрежных районов города Винь.   

18 июля 1973 года США объявили о выводе своих кораблей, участвовавших  в разминировании, из территориальных вод ДРВ. К этому времени американская сторона завершила очистку от мин 10 фарватеров, ведущих с моря к портам Северного Вьетнама, а вертолеты-тральщики протралили до 27 тысяч квадратных миль акватории Тонкинского залива.   

Закончив выполнение поставленных перед ним задач, рзк «Гидролог» убыл во Владивосток, куда прибыл 23 июля.  

В течении шести месяцев в минно-тральной операции «Энд Свип» в ней участвовало до 50 кораблей и судов ВМС США, включая вертолетоносцы, десантно-вертолетные корабли-доки с вертолетами-тральщиками на борту, десантные корабли, немагнитные тральщики, корабли охранения и суда обеспечения различного назначения, в том числе: 10 океанских минных тральщиков (№№ 433, 437, 438, 445, 446, 448, 449, 456, 480, 490), девять десантных кораблей, шесть буксиров, три спасательных судна, 19 фрегатов и эсминцев различных типов.   

Во время минно-тральной операции американцы потеряли три вертолета.   

Каждый день тральной операции обходился СЩА в 1,3 млн долларов.   

Однако очистку акваторий портов вьетнамцы производили самостоятельно и своими силами. В Хайфоне действовал саперный отряд под командованием Чан Вьет Чана, состоявший из работников порта – грузчиков, крановщиков, портовых механиков. За три месяца 1973 года ими было извлечено на участке фарватера, ведущего с моря в порт, многие сотни мин и бомб различных типов.   

Спустя какое-то время советские водолазы провели работы по уничтожению оставшихся мин в районе порта Хайфон, в их числе был и мичман Черноморского флота СССР В. Пономарчук, награжденный за это орденом «Красная звезда».  

В итоге были самоликвидированы, взорваны или подняты все 11000, ранее выставленные мины.     

Результаты этой разведывательной операции по вскрытию траления морских мин с использованием вертолетов-тральщиков были опубликованы в 1973 или в 1974 году в специальном издании ГРУ ГШ МО СССР, а также в материалах Разведки ВМФ и ТОФ.  

В 1973 году мною был подготовлен и направлен в Разведку ВМФ информационный документ под названием «Операция «Энд Свип». Проведенная разведывательная операция описана и в моей книге «Краткая историческая справка. Послевоенная радиоэлектронная разведка Тихоокеанского флота», издание РУ штаба ТОФ, 2004 года; второе издание, дополненное и исправленное, г. Москва, РУ ГШ ВМФ, 2007 год. Книга издавалась в 15-ти экземплярах.

    В связи с продолжающейся войной за воссоединение Севера и Юга Вьетнама, активно поддерживая патриотические силы и их армию освобождения Южного Вьетнама, Советский Союз внимательно следил за военно-политической обстановкой в этом регионе. Поэтому разведывательные корабли флота и в 1974 году продолжали ведение разведки в районе побережья Вьетнама. За 1974 год разведывательные корабли (рзк «Забайкалье», рзк «Гидрограф», рзк «Курсограф»,
рзк "Дефлектор", рзк «Амперметр» и рзк «Барограф») совершили восемь боевых служб в этом районе Южно-Китайского моря.

    Последнюю точку в разведке американо – вьетнамского вооруженного конфликта поставили рзк «Барограф» (3.09 – 27.11.1974 года) и рзк «Курсограф», возвратившийся в базу 31 декабря 1974 года.

    Боевое (разведывательное) обеспечение подразделений советских Вооруженных сил на территории Вьетнама, осуществляемое кораблями 38-й бригады ОСНАЗ ТОФ, завершилось 31 декабря 1974 года и маневренная позиция у берегов Вьетнама была закрыта.

    Так закончилась славная «вьетнамская эпопея» 38-й бригады разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, длившаяся 3900 дней и ночей.

    Наши разведывательные корабли внесли наибольший вклад в вскрытие намерений, планов и фактических действий вооруженных сил США в их борьбе против регулярных и партизанских формирований Северного и Южного Вьетнама.

     Действуя в районах Южно-Китайского моря и Тонкинского (Бакбо) залива, они обеспечивали своей информацией высокую боевую готовность ПВО Вьетнама, своевременно предупреждая о вылетах на удары по территории ДРВ самолетов авианосной и стратегической (Б-52) авиации США, тем самым сохраняя сотни тысяч жизней вьетнамских граждан и сотни жизней советских специалистов и советников, выполнявших свой воинский долг на территории Вьетнама.

     За более, чем 10-летний период ведения разведки американо-вьетнамского вооруженного конфликта в зоне боевых действий, потерь среди личного состава разведывательных кораблей ТОФ не было, был ранен только один матрос срочной службы.

    Постоянное отслеживание изменяющейся тактики боевого применения американской ударной палубной и стратегической авиации при нанесении ударов по Вьетнаму, сорвало американские планы по достижению полного господства в воздухе в ходе вьетнамской войны и обеспечило победу Вьетнаму.

    В 1970 году 1470 военнослужащих соединения были награждены юбилейной медалью «За воинскую доблесть» в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И. Ленина.

    В 1972 году соединению был вручен почетный памятный знак ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР.

    Большой, самоотверженный, а порой и опасный, ратный труд моряков – разведчиков соединения был отмечен высокими государственными и правительственными наградами.

    Только за период моего командования соединением (с 1966 по 1978 годы) 114 военнослужащих были награждены орденами и медалями СССР.

    В 1975 году, по итогам боевой службы и боевой подготовки, 23 военнослужащих бригады были награждены орденами и медалями СССР.

    Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1975 года за успешное решение специальных задач, поддержание высокой боевой готовности кораблей и частей соединения и достигнутые успехи в боевой подготовке вновь учрежденным орденом «За службу Родине в ВС СССР» 3 степени были награждены капитаны 1 ранга Д.Т. Лукаш, командир бригады разведывательных кораблей ТОФ, Э.П. Лопатин, начальник штаба – первый заместитель командира бригады и А.П. Шастун, заместитель командира бригады по политической части.

    Заслуженной оценкой деятельности экипажей разведывательных кораблей Тихоокеанского флота, решавших задачи боевой службы, порою под бомбами, автоматными обстрелами и на минных полях в районе боевых действий у побережья Вьетнама в Южно-Китайском море и в Тонкинском заливе, рискуя своими жизнями, в период с 1 января 1961 года по 31 декабря 1974 года, явилось включение их в «Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» (раздел 3 приложения к Федеральному Закону «О ветеранах» № 40-ФЗ от 2.01.2000 г.).

    Согласно этому Закону личный состав разведывательных кораблей Тихоокеанского флота признается ветеранами боевых действий на территории других государств и получении прав на льготы, предусмотренные статьей 16 Закона «О ветеранах».

    Новый приказ Министра обороны РФ № 2280 от 2012 года регламентирует новый порядок выдачи удостоверения «Участник боевых действий».

       По состоянию на 6 апреля 2016 года такие удостоверения, по неполным данным, получили 77 бывших военнослужащих разведки ТОФ и 15 дел находится в стадии рассмотрения. 
 

 

Содержание                Дальше

создание интернет сайта - Студия Триас