С. Ю. Иванов, В. В. Плутов "Морская радиоэлектронная разведка (краткий исторический очерк)

Систематическая разведка сил вероятного противника ещё в мирное время является важнейшим условием обеспечения высокой боевой готовности военно-морского флота, а разведывательная информация — одним из факторов, предопределяющих возможность заблаговременного вскрытия конкретных планов и видов угроз со стороны вероятного противника. Требования командования Военно-морского флота по выявлению деятельности военно-морских сил иностранных государств из года в год росли. Береговые радиоотряды, в силу своей специфики, не могли перекрыть поиском, перехватом, пеленгованием и анализом весь диапазон излучений радиоэлектронных средств объектов разведки. В то же время необходимость разведки радиотехнических средств - средств радиолокации, радионавигации, управления, а также ближней радиосвязи разведывательных сил становились всё более очевидными, так как эти излучения несли большой поток информации не только о характеристиках самих радиоэлектронных средств, но и об их деятельности.

В 1951 году было принято решение о создании радиотехнической разведки Военно-морского флота. Перехват радиоэлектронных излучений стал основным источником информации о противнике. Почти одновременно с этими событиями по приказу Морского Министра СССР на флотах начинается создание отдельных морских радиотехнических дивизионов (ОМРТД), в состав которых вошли суда, выделенные согласно этого приказа. На флоты начинают поступать первые разведывательные корабли, которые в начальный период своей деятельности назывались посыльными судами.

Малый разведывательный корабль "Барограф"

Первыми такими кораблями, появившимися на флотах в 1954 году, были:

       на Балтийском флоте – «Андома»;

       на Черноморском флоте – «Аргун»;

       на Северном флоте – «Рица»;

       на Тихоокеанском флоте - «Керби».

На базе этих кораблей сначала формируются дивизионы посыльных судов, затем дивизионы кораблей ОСНАЗ. В дальнейшем дивизионы на флотах были преобразованы в бригады разведывательных кораблей. По мере приобретения опыта ведения радиотехнической разведки с берега становилось все более очевидной необходимость размещения средств радиоэлектронной разведки на подвижных носителях, так как береговые подразделения не могли охватить наблюдением морские, а тем более океанские театры военных действий на всю их глубину. Кроме того, заблаговременное обнаружение массового пролёта стратегической бомбардировочной авиации с континентальной части США в направлении СССР в то время, могло быть выявлено только развертыванием соответственно оснащённых кораблей в удалённых районах Мирового океана.

Малый разведывательный корабль "Алидада"

Командование флотов добивается передачи в состав ОМРТД судов различных проектов и типов. Эти суда, оборудованные силами личного состава кораблей, имеющими средства РР и РТР. приступили к решению поставленных перед ними задач разведки в операционных зонных флотов. Боевые посты РР и РТР укомплектовывались аппаратурой, разработанной для береговых частей. В КВ диапазоне это были радиоприёмники «Крот», в УКВ - радиоприёмники Р-313, Р-314, для разведки радиолокационных станций использовались радиостанции РПС-1 «Пирамида» и РЛС-2 «Пика», а также самолётные станции РТР: СРС-1 и СРС-2. Для пеленгования излучений - радиопеленгаторные приставки К8ПС. Общее количество боевых постов составляло от 6 до 9.

В конце 50-х годов в военных доктринах и стратегиях США и стран НАТО всё большая роль отводится Военно-морским силам. Соединённые Штаты ведут строительство первых атомных ракетных подводных лодок, авианосцев и крупных надводных кораблей, которые получали на вооружение новое оружие, самые совершенные средства управления и связи. Стремятся установить контроль над жизненно важными районами Мирового океана.

Перед Военно-морским флотом была поставлена задача противостояния Военно-морским силам вероятного противника, для чего необходимо было создать силы и средства, в том число и разведки, способные эффективно действовать в океанской зоне. Неизмеримо возросла потребность в информации о военно-морских силах вероятного противника. В зоне ответственности флотов корабли дивизионов решают поставленные задачи, находясь постоянно море. В это время, в Военно-морском флоте СССР начал формироваться новый класс кораблей, которые первый год назывались посыльными судами (очевидно, для легендирования их деятельности), затем кораблями ОСНАЗ. потом кораблями радиотехнической разведки (КРТР) и в настоящее время — разведывательными кораблями (РЗК).

По приказам Главнокомандующего ВМФ о классификации кораблей и судов эти корабли до 1977 года относились к группе боевых кораблей, а затем, с выходом нового приказа о классификации, были отнесены к группе специальных судов.

Командование флотов регулярно привлекает корабли к решению задач Разведки. Сами походы по терминологии первых лет делились на ближние и дальние. Ближними считались походы в прилегающие моря продолжительностью до 30 суток. Подготовка кораблей к выходам в море проходила в условиях особой секретности. Производилась экипировка экипажей кораблей в гражданскую одежду. Команды обеспечивались общегражданскими и санитарными паспортами, Летендирование судов существовало с самого начала походов кораблей. В начальный период — под рыбаков с красным флагом страны Советов, под гидрографические суда с флагом Гидрографии и полосой с серпом и молотом на трубе, затем под суда связи с военно-морским флагом.

Легендные документы тщательно изучались всем личным составом кораблей. В 60-х годах, вспоминают ветераны, при выходе судна в море экипаж переодевали в гражданскую одежду, документы личности и штатная документация корабля сдавалась на берег. Сдавали все, что могло вызвать подозрение о принадлежности судна к военно-морскому флоту, и в ночное время снимались с якоря и уходили в поход. Легендирование кораблей предусматривало не только наличие на борту соответствующего рыбацкого реквизита, но и умение экипажа этим пользоваться. Все корабли имели легендные названия, которые менялись время от времени.

В начале 60-х годов сложилось положение, когда корабли, объединённые в дивизионы, но не имеющие штатных специалистов разведки, могли действовать только как «извозчики», так как силы и средства разведки были сосредоточены в ОМРТД флотов. Поэтому дальнейшим естественным организационным шагом явилось объединение в 1961 году дивизионов кораблей ОСНАЗ и ОМРТД флотов в единую организационную структуру, получившую название Морского радиотехнического отряда (МРТО).

Созданные части были способны самостоятельно добывать материалы РР и РТР. квалифицированно обрабатывать их. обобщать полученные данные и разрабатывать разведывательные документы. К этому времени на вооружение кораблей стали поступать новые технические средства разведки, специально разработанные для эксплуатации в корабельных условиях - панорамные радиоприёмники «Мерника», радиоприемники типа «Трап», «Вишня-К», радиопеленгаторы КВ и частично СВ диапазонов «Визир», для РТР - переносные станции «Малютка» (МРР -1-7).

Средний разведывательный корабль "Лиман"

В деятельности разведывательных частей существовали и трудности, особенно бытового и технического плана. К началу 70-х годов в составе Разведок флотов находились корабли ОСНАЗ различных проектов. Это были морские суда различных типов. Они строились в различные годы в ГДР, Финляндии, Швеции и СССР. Несомненным достоинством этих судов было наличие больших свободных площадей в трюмах, которые давали возможность разместить разведывательную аппаратуру и оборудовать необходимое количество спальных мест для штатного личного состава корабля и групп ОСНАЗ. Эти суда имели примерно одинаковую скорость хода 9 -11 узлов и автономность 25 - 30 суток при штате судов, выделенных в состав Разведок флотов, в 25 - 35 человек. Таким же было и количество штатных спальных мест. Но штаты разведывательных кораблей были значительно больше, а с учётом дополнительных групп ОСНАЗ, прикомандировывавшийся на поход, необходимое количество спальных мест увеличивалось в 2 - 3 раза. Естественно, что при таком увеличении личного состава, автономность по воде и продовольствию должна была бы сократиться примерно в той же пропорции. Однако автономность кораблей при выходе в море определялась, как правило, в те же 30, а иногда и более суток. Зачастую заправки в море проходили и через большее количество времени, если того требовала обстановка - нахождение в назначенном районе разведки или при слежении за определенными объектами. Это создавало определенные проблемы в санитарии и гигиене, которые личным составом кораблей переносились стойко. Опреснителей на кораблях первого поколения практически не было. Плавание зачастую проходило в тропических широтах, когда на палубе нещадно жгло солнце, температура в машинных отделениях достигала 50 градусов, в каютах до 35 градусов, отсутствие пресной воды чувствовалось особенно остро. Но моряки с честью выходили и из этого положения. Для помывки личного состав использовались тропические ливни, для увеличения запасов воды командиры на свой страх и риск забирали воду в не предназначенные для этого ёмкости, например, в форпик, что уменьшало остойчивость судна и затрудняло управление кораблём в штормовую погоду. Малые емкости рефрижераторных камер (1.5 - 2.0 куб. метров) не давали возможность разместить достаточные запасы скоропортящихся продуктов. Картофель, хранившийся, как правило, в сыром трюме, приходилось просушивать на палубе и перебирать его чуть ли не еженедельно под любопытными взглядами и постоянном фотографировании с иностранных самолётов и вертолётов. На кораблях первого поколения отсутствовала вентиляция и кондиционирование жилых и служебных помещений.

Технические трудности заключались в невозможности централизованного создания в короткое время документации по переоборудованию судов этих проектов. Поэтому впервые годы суда переоборудовались по замыслам командиров и инженерных служб морских радиоотрядов. Делалось это просто: в свободном трюме из досок оборудовались одно- или двухъярусные помещения, и в них всеми доступными средствами крепилась разведывательная аппаратура. Отсутствие вентиляции, сырость, частая перестановка аппаратуры с корабля на корабль, непосредственно в море при волнении, приводили к частым выходам ее из строя. Но постепенно и эти проблемы были решены путём оборудования стационарных боевых постое.

С 1962 года корабли ОСНАЗ Северного флота начали вести разведку у Восточного побережья США и в Северо-Восточной Атлантики на постоянной основе, корабли Тихоокеанского флота - в районе деятельности 7 флота США. Совершили несколько походов в район о. Гуам, Западного побережья США, Гавайских и Алеутских островов, Японии, о. Окинава. Корабли Балтийского флота вели разведку в районах Балтийского и Северного морей, Северной Атлантике. Корабли Черноморского флота - в Средиземном море, в районах постоянной деятельности кораблей 6 флота США.

По мере развертывания передовых баз ПЛАРБ корабли ОСНАЗ начали непрерывно вести разведку 14, 15, 16 эскадр ПЛАРБ ВМС США в районах Холи-Лох, Гуам, Рота. Авианосно-ударные и противолодочные силы также находились под непосредственным наблюдением кораблей Разведки, которые добывали данные об их деятельности, которые невозможно было бы получить от береговых частей разведки.

Осложнения международной обстановки, к которым проявлялось повышенное внимание со стороны высшего военного руководства страны, являлись первоочередными задачами кораблей ОСНАЗ. Ценные данные были добыты в период Карибского кризиса 1962 года, непрерывно освещалась обстановка в период американской агрессии во Вьетнаме, когда на позиции разведки непосредственно у Вьетнама находились 1 -2 корабля ОСНАЗ ТОФ. В период арабо-израильского конфликта 1973 года корабль разведки Черноморского флота находился в восточной части Средиземного моря.

Наращивание сил корабельной радиоэлектронной разведки, которое продолжалось до конца 70-х годов. обеспечило значительное расширение районов их деятельности ещё до начала постоянной боевой службы в Военно-морском флоте. С начала 60-х годов, от эпизодических выходов в районы прибрежных морей, корабли выходят на океанские просторы Атлантического, Тихого, Индийского океанов и в Средиземное море. Смена кораблей на позиции разведки начинает происходить непосредственно в назначенных районах. С началом боевой службы начался новый период в деятельности кораблей. Возросла потребность в разведывательном обеспечении деятельности сил флотов на океанских просторах, необходимость действий кораблей разведки в непосредственной близости от крупных надводных соединений военно-морских сил стран НАТО.

ЭОС "Харитон Лаптев"

Длительное слежение за ними потребовало наличие кораблей с большой скоростью хода. С 1966 года в состав Разведок флотов начали поступать корабли проекта 650, типа «Николай Зубов». Водоизмещением 3100 тонн, двухвинтовые со скоростью 17узлов. На Северный флот -ЭОС «Харитон Лаптев», на ТОФ - ЭОС «Гавриил Сарычев». Интенсивность использования кораблей ОСНАЗ в эти годы увеличилась. Планы походов не только выполнялись, но и перевыполнялись. Корабли совершали походы с большим превышением автономности плавания. С большим напряжением несли боевую вахту экипажи кораблей и специалисты РР и РТР. Не редко вахта была двухсменной.

Повышение активности в деятельности кораблей нашло ответ в деятельности разведуемых сил, которые начали закрывать наиболее информативные радиосети, создавать активные радио- и радиоэлектронные помехи при обнаружении наших кораблей в непосредственной близости от соединений иностранных кораблей, объявлять во внутриэскадренной связи режим полного радиомолчания, прекращать или сокращать работу радиоэлектронных средств. Начали проявляться провокационные действия в отношении кораблей разведки. Производилось «выдворение» корабля ОСНАЗ из района действий сил с помощью 2-х кораблей охраны соединения, которые брали корабль в «клещи» и давали ему возможность следовать только вполне определенным курсом на выход из района. Первая вооруженная провокация была предпринята в декабре 1958 года против корабля «Унго» Тихоокеанского флота.

Несмотря на определенные трудности в подготовке и несении боевой службы, все поставленные кораблям ОСНАЗ задачи решались успешно, чему немало способствовала постоянная забота вышестоящего Командования об улучшении организации, условий службы и быта экипажей кораблей. С 1968 года экипажи кораблей в автономном плавании, начали получать специальный морской паек. В состав пайка входило: вобла, сухое вино, шоколад, соки, копчености, сгущенное молоко. Личному составу кораблей в связи с неблагоприятными условиями плавания в тропических широтах выдавалось одноразовое личное и постельное белье, в дальнейшем - тропическая форма одежды. В целях гигиены врачами на кораблях было организовано профилактическое обтирание отдельных частей тела разведенным спиртом. Периодичность заправок через 35 - 40 суток заставила организовать выпечку свежего хлеба на кораблях. С началом дальних походов для кораблей Разведки ВМФ были организованы заправки с рыболовных плавбаз или гражданских судов, что давало возможность периодически получать свежие продукты, топливо, воду. Организовывать помывку и стирку белья для личного состава, и. при необходимости, производить мелкий ремонт механизмов с помощью ремонтных мастерских плавбаз. (Продолжение следует). 

Литература

1. Плутов В. В. "История создания и боевой путь соединения кораблей радиоэлектронной разведки Северного флота". Книга 1. 1951-1986 годы. СПб. АИР. 2015. С. 488.

2. Федоров В.М. "Военно-морская разведка: история и современность". М.: Оружие и технологии. 2008. С. 715.

3. Хурс И. К. "Разведка на море". Военная мысль. 1985. № 11. С. 17.

4.  Кикнадзе В. Г. "Невидимый фронт войны на море Морская радиоэлектронная разведка в первой половине XX века: монография". М.. 2011. С. 332.

5.  Половинкин В. Н., Фомичев А. Б. "Отечественное кораблестроение". СПб: АИР. 2015. 1008 с. 

"Морская радиоэлектроника" №1 (63) март 2018 г

создание интернет сайта - Студия Триас