Розин А. Обострение обстановки на Дальнем Востоке в конце 60-х годов

Выдержки из статьи, в которой упоминаются РЗК «Анемометр», «Гидролог», «Измеритель» и «Протрактор», участвовавшие в описываемых событиях.

«… В феврале 1967г. РЗК «Баннер» (BANNER, AKL-25, AGER-1) вышел из порта Йокосука на разведывательную операцию «Кликбитл» в Японское море. Официально, он вёл радиоэлектронную разведку находясь в 12 милях от Владивостока, но как вспоминал один из участников этого похода берег был намного ближе в 4-5 милях. В течение всего похода корабль находился под наблюдением с советского корабля, в марте этот корабль был неожиданно заменен старой землечерпалкой, которая через несколько дней видимо выполняя приказ, совершила навал на «Баннэр». Американский корабль отделался вмятиной и поспешил покинуть район отправившись в свой порт. Американцы не афишировали этот инцидент, тем более что он был не первый с этим кораблем в этом районе. 4 июня 1966г. «Баннер» столкнулся с советским судном «Анемометр» (Anemometer)  в Японском море. Оба судна получили незначительные повреждения. Но как показывают дальнейшие события американцы решили преподать советским морякам показательный урок, чтобы отвадить их от применения «навала»...

…Помимо разведывательных операций, американцы регулярно проводили военно-морские учения у берегов Приморья. Естественно присутствие иностранных боевых кораблей близ границ не могло оставаться без внимания со стороны флота. На сопровождение и для наблюдения за ходом маневров высылались советские боевые корабли. От их присутствия американцы старались избавиться. Так в июле 1966г. в ходе противолодочных учений флотов Японии, Южной Кореи и США в Японском море, американский эсминец «Уолкер» (Walker DD-517) 24 июля осуществил операцию по вытеснению советского эсминца класса Kotlin (пр.56), а 29 июля разведывательного траулера «Измеритель» (Izmeritel). В следующем году этот эсминец опять отличился. В мае 1967г. американцы провели очередные - четвертые учения в Японском море совместно с японцами. При этом их корабли неоднократно приближались к советскому побережью на близкое расстояние. Опасно маневрировали рядом с советскими кораблями, которые вели слежение за авианосцем «Хорнет» (Hornet, CVS-12) и при этом эсминец «Уолкер» (Walker, DD 517) дважды сталкивался с советскими кораблями. 10 мая он при скорости около 28 узлов навалился своим правым бортом на левый борт советского эсминца «Веский» (бортовой 022).

… Утром 24 января (1968 года) два самолета «Ту-16» выполнили разведывательный полет над акваторией Японского моря, видимо проводя разведку американских сил. Советское гидрографическое судно «Гидролог» (к-л. Милосердов Н.Г.), а фактически малый разведывательный корабль (на базе тральщика 532 проекта) из состава 169-го отдельного дивизиона кораблей ОСНАЗ встретил американскую АУГ во главе с атомным ударным авианосцем «Энтерпрайз» 23 января едва она вышла из Сасебо, а с 24 января вошел с ней в Японское море. Адмирал Дж. Холлуэй вспоминал, что, командуя в этот период атомным авианосцем «Энтерпрайз», имел обыкновение при первом же появлении поблизости советского разведывательного судна разворачивать в его сторону свой 90 000-тонный авианосец и давать самый полный ход: «И советский траулер убирался к черту с нашего курса!».  

Но эта тактика не всегда помогала. В январе 1968 г. «Гидролог» заблокировал путь движения ударной корабельной группе во главе с тем же «Энтерпрайзом», спешившей на помощь захваченному в северокорейских водах разведывательному кораблю «Пуэбло». Авианосцу при этом все же пришлось остановить машины и даже дать задний ход. Что пережил в тот момент командир и экипаж советского 600-тонного суденышка, видя, как на него движется колоссальная махина американского авианосца, можно только предполагать. Патрулировавший в Цусимском проливе советский СКР класса «Riga» (пр.50) бортовой номер 803 и танкер (возможно «Вишера» (Vishera)) направились на север чтобы отслеживать перемещения американского флота. Из Владивостока для усиления группировки вышел БРК «Неудержимый» класса «Kildin» (пр.56М) бортовой номер 983 (командир капитан 2 ранга Осипович), вооруженный 8 противокорабельными крылатыми ракетами КСЩ (дальность пуска с корабельной РЛС «Риф-Щ» - 40 км, при использовании выносного наблюдательного пункта с борта другого корабля до 60-70 км, а с самолета - 100 км, а по запасам топлива ракета могла пролететь и большее расстояние до 120 км.) Кроме того, по иностранным данным атомный ударный авианосец «Энтерпрайз» во время его перехода к корейскому побережью «вела» советская АПЛ класса «November» (торпедная АПЛ пр.627А) (это могла быть «К-14» или «К-115» если это действительно так).

… Советские корабли старались поспеть всюду, так утром 25 января МРЗК «Гидролог» сопровождал АУГ на расстоянии 2 миль, вечером того же дня СКР класса «Riga» (пр.50) бортовой номер 803 в течение двух часов с расстояния 650 метров сопровождал американский эсминец «O'Bannon» (DD-450) шедший из Сасебо для присоединения к АУГ во главе с авианосцем «Энтерпрайз», и оставил его за час до присоединения последнего к АУГ. 27 января БРК «Неудержимый» класса «Kildin» (пр.56М) бортовой номер 983 присоединился к МРЗК «Гидролог» и СКР для отслеживания действий тактической группы TG 70.6 во главе с авианосцем «Энтерпрайз». Наблюдение «Неудержимый» вел с расстояния в 11-12 миль, что при необходимости гарантировало эффективное использование противокорабельных крылатых ракет КСЩ.

…1 февраля 1968г. три действующих в Японское море авианосца «Enterprise» CYAN-65, «Ranger» CV-61 и «Yorktown» CVS-10 с кораблями охранения сформировали ударную группу Task Group 71 (TF 71) под командованием контр-адмирал Эпес (Epes). Флагманским судном соединения стал авианосец «Enterprise». А на подходе были еще корабли. В отличие от американских советских надводных боевых кораблей в море было значительно меньше. На 2 февраля за американской армадой наблюдали 5 кораблей флота: БРК «Неудержимый» класса «Kildin» (пр.56М) бортовой номер 983, эсминец класса «Kotlin» (пр.56) бортовой номер 424 (скорей всего ЭМ «Бурливый»), СКР класса «Riga» (пр.50) бортовой номер 803, МРЗК «Гидролог» и танкер «Вишера» (Vishera). Кроме того 2 февраля к ним присоединился МРЗК «Протрактор» (тип «Тунцелов» изготовлен на судоверфи Ономичи в городе Осака (Япония) в 1958г.) так же из состава 169-го отдельного дивизиона кораблей ОСНАЗ, который приступил к слежению за TG 70.6.

… Это противостояние на море между флотами СССР и США было вероятно первым, о котором тогда же стало известно в Советском Союзе широкой общественности из публикации в еженедельной газете «За рубежом» № 19 3-9 мая 1968г. в виде перепечатки выдержек из статьи «Russia: Power Play on the Oceans» американского журнала «Тайм» (Time) от 23.02.1968г. Там сообщалось, что в условиях напряженного положения в Японском море советская флотилия в составе 16 крейсеров и эсминцев, оснащенных ракетным оружием, проложила себе путь между побережьем Северной Кореи и кораблями стратегической группы флота США, направляемой в этот район для оказания поддержки усилиям дипломатии США добиться освобождения корабля «Пуэбло» и его экипажа. Присутствие советских кораблей в этом районе парализует попытки США оказать давление на Северную Корею. В журнале «Time» этот абзац звучит так: «Имперский масштаб советского флота уже начинает оказывать влияние на события в мире. В Японском море - этом вечном очаге напряженности - советская эскадра из 16 крейсеров и ракетных фрегатов в последние недели крейсирует между побережьем Северной Кореи и оперативным соединением ВМС США, направленным в этот район, чтобы подкрепить дипломатические усилия по освобождению захваченного Пхеньяном американского разведывательного корабля «Пуэбло» и его команды. Кроме того, советские эсминцы следуют по пятам за авианосцем «Энтерпрайз», покинувшим зону конфликта из-за протестов северокорейской стороны незадолго до появления русской эскадры. Присутствие советских кораблей сводит на нет давление США на Пхеньян и создает Кремлю локальный рычаг влияния, освобождая его от необходимости прибегать к угрозе применения ядерного оружия.» 

 Источник
 

создание интернет сайта - Студия Триас