Щадрин Б. Владивосток, о-в Русский, Владивостокская крепость.

Капитан 1 ранга в отставке  Борис Дмитриевич Щадрин

Действительный член "Русского географического общества".


Остров Русский 

По географическому положению он относится к акватории залива Петра Великого, который располагается от устья реки Тюмень-Ула (Туманная) на стыке границ Китая, КНДР и Приморья до мыса Поворотного (порт Находка).

Будучи самым северным и самым крупным в архипелаге Императрицы Евгении и ближайшим к Владивостоку, он как бы является его неотъемлемой частью. Географически - это не вызывает ни у кого вопросов.

Остров Русский.

Территория острова Русского составляет 98 кв. километров, что по площади приравнено к площади центральной (вплоть до Первой Речки) и южной части Владивостока. Длина его с севера на юг, как и с запада на восток, примерно равна 15 км. По очертанию его трудно с чем-либо сравнить, но, с некоторой натяжкой он напоминает по форме неправильную подкову. Стоит сказать, что бухта «Новик», глубоко врезаясь в остров, делит его на две части. Интересно, что обитатели каждой стороны называют противоположный край «той стороной».

Административно он принадлежит городу с 1880 года, т.е. даты официального объявления Владивостока городом. До той поры пустовавшие, государственные земли с 1888 года были введены в состав земель Сибирского удельного ведомства для размещения колонистов из Финляндии (финнов и шведов) и Гамбурга (немцев). К маю 1873 года в связи с упразднением дел фактории остров был передан морскому ведомству. Но до официально-юридического заселения дело так и не дошло. И в том, и в другом случае остров интересовал своих владельцев только как природная кладовая: лес, камень, рыбный промысел... Основу же его населения составляли немногочисленные тазы, манзы и с десяток русско-подданных из числа бывших ссыльнокаторжных и крестьян.

Гористый, разнообразно рассечённый рельеф острова типичен для южных районов Приморья. На юго-западе от следующего в архипелаге острова Попова его отделяет пролив Старка. На внешней акватории острова, в водах Амурского залива, между камнями Матвеева и островом Русским, существует небольшой пролив Находка. А на севере, на Ларионовском перешейке, находится рукотворный канал – канал, построенный в конце ХIХ века. Есть на Русском острове и озера пресной воды. Часть из них обязана своим появлением хозяйственной деятельности человека, создавшего на пути мелководных ручьев запруды: техническое озеро Ворошиловской батареи; небольшие водоёмы на Поспелово, в бухте Труда и пруды карьеров кирпичного завода на Подножье. И все же наиболее крупные озера - природного происхождения, так называемые, реликтовые озёра. Это «Известковое» – у юго-западной оконечности бухты Парис, и «Глуздовского» – близ мыса Ахлёстышева, Каждое из которых площадью чуть менее 3-х га. Около 80% территории острова занимает лес хвойно-широколиственной подзоны. Разнообразие произрастающей в нём растительности, достаточно велико, а на западном побережье, в распадке реки «Воеводихи», даже сохранился реликтовый участок.

Впечатляют и природные особенности острова. Берега острова сложены прочными породами в разнообразные скульптурные формы – скалы, рифы, кекуры, арки, которые придают береговым ландшафтам неповторимый вид, весьма привлекающий туристов. Береговая полоса сильно изрезана многочисленными бухтами и далеко выступающими в море мысами. Характерны для Русского большие и маленькие бухты и заливы, маленькие островки, и большие полуострова.

Закрытый режим и отсутствие пожаров в течении длительного времени привели к высокому уровню биоразнообразия. Более половины территории острова покрыто парковыми лесами с ценными и декоративными деревьями, лианами травянистыми растениями. Среди них абрикос, груша, вишня, диморфант, аралия, элеутерококк, лимонник, актинидия, лилия, орхидея и др.

Богат и разнообразен животный мир побережья: дикие козы, лисы, бурундуки, ежи, различные птицы.

         В 1901 году известнейший дальневосточный исследователь Владимир Арсеньев завез на остров Русский оленей и лисиц, и еще в течение многих лет разводил животных на острове, сделав большой вклад в развитие природы острова.

         Первые геологические исследования уникальных резервов острова были выполнены горным инженером Ивановым еще в 1891 году. Судя по исследованиям австрийского палеонтолога Динера, остров Русский существовал многие миллионы лет, в его осадочных породах обнаружены остатки листьев деревьев возраст которых 260-270 миллионов лет.

Поскольку происхождение острова вулканическое, рельеф его формируют преимущественно сопки, которых насчитывается 47. Самые высокие среди них  - «Русских», «Главная» и «Центральная», достигают высоты 250-300 метров.

Немного истории

Первые люди появились на Русском острове в эпоху неолита. Об этом свидетельствуют археологические находки. В эпоху средневековья Приморье входило в состав первого мохекского государства основанного в 699 году и Русский остров, вероятнее всего, был территорией активно используемой. Кроме того, археологами были найдены древние бохайские храмы, построенные на острове в древности. Существует легенда, что здесь некогда стояла роскошная пагода – настоящий шедевр средневековой архитектуры.

История острова тесно связана с историей Приморского края. Наиболее ранние сведения о нем хранит древняя китайская письменность. Так, по предположению известного исследователя, китаеведа, Палладия Кафарова на его территории располагалась одна из семи крепостей маньчжуров – Крепость Лунного Света.

Более известна специалистам та страница его истории, которая связана с первым картографированием района французскими миссионерами, выполненным в начале XVIII века. Тогда очертания острова впервые появились на китайских и европейских картах. Первое упоминание об острове Русском относят к 1723 году, когда французский картограф Данвиль составляя описание дальневосточных морей, впервые нанес остров на карту. На карте Данвиля остров был обозначен китайским именем Яханга Тун.

Официальная история острова в составе Роcсии начинается со второй половины XIX столетия, когда он был открыт русскими исследователями.

Знакомство русских моряков с островом впервые произошло в 1858 году. Тогда адмирал Е.Путятин дал распоряжение командиру пароход-корвета «Америка» исследовать юг Приморья. Помимо корвета «Америка» в экспедицию входили корветы «Рында», «Гридень», «Опричник». Именами этих корветов в последствии были названы бухты и поселки побережья Приморья

Выполняя это указание, «Америка», войдя в Амурский залив, прошла вдоль западного и северного берегов острова, собрав о нем первоначальные сведения, но к сожалению письменных подтверждений этому не сохранилось.

         Первая частичная опись острова была произведена уже на следующий год винтовым клипером «Стрелок» под командованием капитан-лейтенанта И. Федорковского. В экспедиции также участвовали корветы «Боярин» «Воевода», «Новик», а затем к ним присоединился и пароход-корвет «Америка», под флагом генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева-Амурского.

В том же 1859 году в России была издана первая карта, на которой впервые были показаны западный и северные берега острова Русский.

         Полная же съемка побережья и описание острова была произведена экспедицией подполковника корпуса флотских штурманов В. Бабкина в 1862 году во время описи залива Петра Великого.

И только в 1865 году, была издана карта, на которой остров был обозначен полностью и назван по имени первого военного губернатора Приморской области контр-адмирала П. Казакевича. Долгое время остров попеременно носил двойное название.

После окончания Великой Отечественной войны за ним закрепилось нынешнее название.

         В 60-х годах позапрошлого столетия, при нарезке земель для создания удельного ведомства управляющий его Сибирским отделением Г. Фурунгельм признал остров Русский наряду с другими районами наиболее подходящим для организации земледелия Несмотря на это, в кадастр земель удельного ведомства о-в Русский не вошел.

         Тем не менее с развитием строительства береговой обороны Владивостока стало увеличиваться и число гражданского населения острова. Одни из них занимались земледелием, обеспечивая военных строителей и Владивосток овощами, другие включились в обеспечение нужд военных.

         В 1895-1896 годах, когда началась усиленная застройка острова, обозначился и новый прирост населения. В это время число гражданского люда на острове достигло 236 человек, а к 1895году оно взросло до 3 тысяч. Заводчиком М.Федоровым был построен кирпичный завод и налажено регулярное сообщение с городом винтовым катером «Дружок».

К 1908 году население острова достигло 25 тысяч человек. К слову сказать сейчас коренное население острова составляет не многим более 14 тысяч человек.

Также в 1908 году на острове была построена первая в России станция обсервации, надежно защитившая Владивосток от чумы, холеры и других заболеваний.

В 1909 году было открыто кладбище, в 1916 – почтовое отделение.

В 1920 году на Русском острове располагалась колония 800 петроградских детей, которые в 1918 – 1920 годах по воле обстоятельств совершили полное кругосветное путешествие практически не известное широкой общественности вплоть до 2005 года.

В 2002 году на острове был образован Свято-Серафимовский мужской монастырь.

 

Канал 

            Особое значение для развития Русского острова имело строительство канала, начатое в 1897 году и соединившего пролив Босфор Восточный с бухтой Новик, где в русско-японскую войну базировались подводные лодки.

Официальное его открытие состоялось в ноябре 1899 года. Он и отделил остров Елены от Ларионовского полуострова.

                                                                                                          Шхуна "Алеут".

Первым судном, которое прошло по вновь построенному каналу была шхуна "Алеут", украшенная флагами расцвечивания, под командованием командира Владивостокского порта контр-адмирал Г. Чухнина.

На открытии канала присутствовали специально прибывшие по этому поводу губернатор: Приамурского края – Н.П. Гродеков и губернатор Приморской области – Н.М. Чичагов.

                                          Чичагов Н.М.

Генерал-лейтенант Чичагов Николай Михайлович (1852 - 1910). Выходец из древнейшего дворянского рода. Брат священномученника Серафима (Чичагова). Начальник Заамурского округа отдельного корпуса пограничной стражи и наказной атаман Уссурийского казачьего войска. 

Родился 3 сентября 1852 в семье генерал-майора Михаила Никифоровича Чичагова. Окончил Пажеский корпус и Николаевскую академию генерального штаба по 2-му разряду.

4 января 1899 года получил назначение в Приморскую область и 13 мая прибыл во Владивосток.

15 августа 1900 года произведен в генерал-лейтенанты.

В 1900 году генерал Чичагов возглавлял один из отрядов, участвовавших в подавлении мятежа и наведении порядка в городе Нингуте (Китай), во время подавления "боксерского восстания". За что жители городка поставили генералу памятник: один у себя, а второй отправили во Владивосток (ныне памятник можно увидеть у входа в здание международного выставочного центра музея имени Арсеньева).

17 ноября 1910 года умер в Москве. Похоронен вместе с родителями на Смоленском православном кладбище в Санкт-Петербурге.

Сооружение канала – одна из ярких страниц истории Русского острова и «Южного рубежа» Владивостокской крепости. Активное возведение её новых оборонительных сооружений началось во второй половине 90-х годов ХIX века.  Доставка десятков тонн строительного материала – бетона, железобетона - требовала совершенства инфраструктуры всей крепости и конкретно Русского острова.

Основные работы по обустройству обороны предусматривались в районе Ларионовского полуострова, горы Русских, Поспеловского хребта, мыса Новосильского. Именно в этом районе военное ведомство планировало проложить канал. И решить при этом следующие задачи: сократить время доставки материалов на строящиеся объекты, обеспечить в военное время условия для манёвров по переброске войск и боеприпасов на остров, а также безопасность прохождения в бухту Новик транспортов и боевых кораблей с малым водоизмещением.

Для сооружения канала было выбрано удобное место – узкий низменный перешеек (около 100 метров шириной) между бухтами Безымянная с севера и Новик с юга.

Работы по сооружению канала начались в 1897 г. и продолжались более двух лет. Сначала устроили перемычки у границ будущего канала: с севера и с юга. Затем сняли почвенный слой и часть скального грунта. Потом начали углубительные работы – их вели сапёры и наёмные китайские рабочие. При этом южная дамба-перемычка использовалась как грунтовый мост. По нему доставлялись строительные материалы между строящимися батареями на Ларионовском полуострове и ротами пехотного полка на Поспелово. Планировка откосов и облицовка волнорезов у южного и северного входов в канал была выполнена, когда строители достигли проектной глубины канала. Последним этапом стала ликвидация перемычек  

Канал. Вид со стороны бухты Новик.

Длина готового канала составляла 125 метров, ширина – 28, а глубина – пять метров. Его торжественное открытие состоялось 27 октября 1899 года. (более 110 лет назад) Позже этот новый объект получил и собственное имя - «Канал для миноносцев и миноносок».

В ноябре 1915 г. начались работы по реконструкции канала. Когда началась Первая мировая война, в связи с новыми мобилизационными планами командование Владивостокской крепости решило создать в бухте Новик главную базу флота, сосредоточив здесь основные запасы снабжения. Канал рассматривался также как важный путь сообщения для эскадренных миноносцев, подводных лодок и минных заградителей, идущих за пополнением боезапаса в бухту Новик. При этом учитывались особенности ледовой обстановки в районе Русского острова. В бухте Новик лёд всегда был более тонкий. 

За сезон 1916 г. размеры канала заметно увеличились: в ширине по дну – до 24 метров, по поверхности воды – до 33,5, глубина составляла около 6,5 метра. Тогда же были обустроены капитальные причалы по обе стороны входа в бухту Новик. Береговые откосы на всём протяжении и по всей высоте укрепили гранитными плитами на донном фундаменте. Замощены были даже пешеходные дорожки вдоль берегов канала шириной до пяти метров. Позднее через канал был построен разводной мост – для постоянной связи с островом Елены. Его остатки в виде двух металлических опор ещё видны.

В советский период канал перешёл в ведение Министерства обороны. Первый ремонт здесь состоялся в 1960 г.

Была снята гранитная облицовка, камень использовали на стройках Владивостока. В 1975 г. вдоль берегов канала установили бетонные плиты, они продержались недолго, не имея фундаментного основания. Сегодня канал требует срочного капитального ремонта. Глубина его резко уменьшается.

 

Остров Елена 

С введением в строй канала образовался искусственный остров – остров Елены.

Остров находится приблизительно в 6,5 км к югу от центра Владивостока. Административно относится к городу Владивостоку.

Площадь 144,8 га.

Наивысшая точка 99 м

Своё название получил в честь дочери владельца кирпичного завода, располагавшегося на острове Русский - М.Федорова.

                                                                                                                                                                                                                               Остров Елены.

С 1930 по 1986 год на острове располагалась радиотехническая часть и спецподразделение морского спецназа. До 1996 года доступ на остров был ограничен.Сюда направлялись на службу офицеры, которые прибывали с семьями и обустраивали остров для себя и своих потомков либо преемников. Были построены жилые дома, клуб, магазин и, конечно, штаб. Причем административное здание по стилю архитектуры напоминало скорее дворянскую усадьбу. Возможно, потомки дворян здесь жили тоже. Какая судьба постигла их в 30-е годы не известно. Пока же в одном из музеев Тихоокеанского флота имеются лишь несколько чудом сохранившихся до наших дней снимков острова и его обитателей тех лет - фотографировать на острове было строжайше запрещено.

Развалины административного здания.

Здесь жили 60 офицерских семей и матросы. Согласно местным легендам, на офицерские балы в клуб, носивший почему-то совсем не советское название "Казино", жены, в будни растапливающие дровами печки и откармливающие свиней, приходили в вечерних платьях. На острове было развито подсобное хозяйство. А товары в лавку завозили раз в неделю согласно заранее составленным спискам: кому конфет, кому калош…

С 1996 года остров официально открыт для желающих искупаться в прозрачно-чистых водах пролива Босфор Восточный и полюбоваться экзотичной красотой острова, ставшего памятником разрухи.

Для впервые прибывших на остров Елены устраиваются экскурсии, которые оставляют тягостное впечатление. Как-то больно любоваться развалинами не античных времен, а наших дней. Как-то очень по-русски звучат слова: "Вот постамент памятника морским офицерам. Сам памятник был разрушен при попытке переноса. Вот остов здания, которое раньше было офицерским клубом…" Замешанный на яичных желтках цемент все еще намертво связывает между собой кирпичи сверхпрочных стен. А крышу, окна и двери давно растащили… С тех пор как радиотехническая часть была дислоцирована, а военные ушли с острова Елены, все здесь пришло в упадок.

Вот и живет своей обособленной жизнью полузаброшенный остров Елены - часть острова Русского, где все так по-русски красиво и нелепо.

 

Православие на острове 

Освоение берегов залива Петра Великого Россией, начиная с 1860 года, явилось первым и необходимым условием появления на этих землях православия. Установив границы, закрепив их международными договорами, Русь Православная встала в Южно-Уссурийском крае у берегов Великого Океана. Однако только с освоением конкретных территорий, их заселением русским человеком, можно установить хронологию христолюбивых деяний его, вести речь о летописи Православия. Примером тому может служить Русский остров. Первые постоянные православные жители острова Русский появляются в 1881 году с высадкой на Ларионовском перешейке, на месте нынешнего канала, артиллеристов для обустройства береговой батареи. Вместе с русским солдатом на остров пришла икона. Факт несомненный, так как в артиллерии существовали строгие ограничения для службы инородцев, иудеев и мусульман. Именно артиллеристами были поставлены первые знаки православия на острове - киотные столбы. Киотный столб - это место для иконы, выполненное на специально приготовленном бетонном столбе. На Ларионовском полуострове (ныне остров Елены) их сохранилось два и на мысе Поспелова один.

Выявлено более двух десятков памятников православия на Русском. Но и известные, и пока неизвестные страницы Православия Русского острова объединены родной связующей нитью - они писались русским воинством. В 1897 году в северо-восточной части острова, у подножья мыса Поспелова возводится первый православный воинский Храм.

 Строится он по инициативе и на пожертвования нижних чинов 8-го Восточно-Сибирского линейного батальона, но основной вклад средств принадлежал подрядчику венного ведомства и купцу первой гильдии М. Суворову, который взял подряд на постройку фортов на острове Русском. На строительство этого храма во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя прислал свой денежный взнос из далекого Петербурга Иоанн Кронштадтский. В документах сохранились фотографии храма и его внутреннего убранства. В последние годы своего существования он был более известен как храм 35-го Сибирского стрелкового полка. В начале 30-х годов он был разорен и вывезен в город по бревнышку. Прежнее его место установлено и расчищен фундамент. Здесь установлен и в мае 1999 года освящен Владыкой Вениамином Крест.

Церковь 33-го Сибирского стрелкового полка во имя Святого Николая Чудотворца. Походная церковь его учреждена в 1904 году в бухте Воевода. Она помещалась в деревянном полковом бараке и вмещала 800 человек. Местонахождение барака уточняется.

Церковь 34-го Сибирского стрелкового полка во имя Преподобного Серафима - Саровского Чудотворца. Учреждена в 1904 году в бухте Рында в деревянном бараке инженерного ведомства. В 1914 году для Серафимовской церкви было построено кирпичное здание на Подножье. Она вмещала 800 человек. Сейчас церковь восстанавливается.

Церковь 36-го Сибирского стрелкового полка во имя Святого великомученника Георгия Победоносца. Учреждена также в 1904 году. Церквь не схранилась, но ее фундамент найден и пока не расчищен.

В 1905 году на территории Поспеловского гарнизона был развернут Временный крепостной госпиталь №3. Тогда же учреждена была и походная пригоспитальная церковь. Во время гражданской войны госпиталь использовался по прямому назначению американским Красным Крестом. Дата упразднения церкви неизвестна.

30 сентября 1919 года из Омска на Русский остров прибыл Первый Сибирский Кадетский Корпус. Он был расположен в казармах 9-ой Сибирской стрелковой артиллерийской бригады в районе бухты Рында. Там же, в одноэтажной казарме была устроена корпусная церковь.

Была своя церковь и у Графа Муравьева-Амурского Хабаровского Кадетского корпуса, располагавшегося на Русском острове с 1919 года в казармах флотского экипажа.

С образованием в 1919 году Инструкторской Школы на Русском острове была учреждена и своя походная (домовая) церковь при школе. Казармы школы находились в разных городках, поэтому точное расположение храма неизвестно.

Уточняется место расположения первой на острове церковно-приходской школы, находившейся на мысе Поспелова.

Стремление вернуть память об утраченных на Русском острове храмах не случайно.

Так, в марте 1904 года 33-му полку была преподнесена небольшая икона (5х6 вершков) с надписью на серебряной дощечке: "Благословение Их Императорских Величеств государя Императора Николая Александровича и Супруги Его Императрицы Александры Федоровны 33-му Восточно-Сибирскому стрелковому полку. Март 1904 года".

36-ой полк, тот, что провел единственную за всю японскую войну наступательную операцию, в нескольких сражениях, до прибытия на фронт полкового знамени, шел в атаки с иконой Святого Великомученика Георгия Победоносца, также даром Государя Императора Николая Александровича.

 

Крепость Владивосток и крепостные сооружения острова Русский

Владивосток по праву считался одной из сильнейших морских крепостей мира.

   Генеральный план крепости Владивосток.

Владивостокская крепость - уникальный памятник военно-оборонительного зодчества, не имеющий аналогов в мире. Это единственная из русских морских крепостей, сохранившаяся в России с XIX века и входящая в список уникальных исторических памятников ЮНЕСКО. Царское правительство, по оценкам специалистов, вложило в ее строительство средства, сравнимые с теми, что планируется затратить на проведение саммита АТЭС-2012.

Строительство крепости условно можно разделит на три этапа:

1.     70-90 годы позапрошлого столетия, когда были возведены основные земляные батареи для защиты города;

2.     период с 1890 до завершения строительства основных долговременных оборонительных сооружений;

3.     и советский период. 30-40 годы XX-го столетия

и «Северный» и «Южный» рубежи обороны.  

16 февраля 1871года Владивосток получил статус «Главного порта Восточного океана», который перевели из Николаевска–на–Амуре с морскими учреждениями, резиденцией военного губернатора и главной базой Сибирской военной флотилии.

1877. Во время русско-турецкой войны, когда возникла угроза разрыва отношений и войны с Англией, спешно были возведены земляные батареи на входе в бухту Золотой Рог на мысах Голдобина и Эгершельда, а также на мысе Бурный, в районе нынешней водной станции Тихоокеанского флота, для защиты от десанта со стороны Амурского залива. Батареи были построены с учётом опыта Крымской войны — каждая позиция представляла собой окоп с низким бруствером, прикрытый сверху навесом из плетня. Гарнизон Владивостока к тому времени составлял около двух тысяч человек разных родов войск.

1878. Во Владивосток прибыл заведующий инженерной частью Восточно-Сибирского военного округа полковник П. Ф. Унтербергер. Он признал эти меры явно недостаточными из-за отдалённости Владивостока от центра России и невозможности оказать ему быструю помощь войсками и снабжением и высказал идею и разработал план создания во Владивостоке крепости, способной самостоятельно сопротивляться возможному неприятелю длительное время.

    Схема крепости Владивосток.

В том же году военный инженер капитан В. П. Широков, согласно разработанному плану, приступил к постройке укреплений: «Встречное» (сопка, ныне занятая главным корпусом Медицинского университета), «Среднее» — на сопке «Орлиное гнездо», «Тюменской горы» (гора Буссе), люнет «Объяснения» у Морского госпиталя и люнет на высоте севернее бухты Улисс. Все укрепления были деревоземляными и вооружены самой разной артиллерией.

30 августа 1889. Над Голдобинской мортирной батареей был поднят морской кейзер-флаг — с этого момента Владивосток получил статус крепости. 

                                                                       Кейзер-флаг.

Начало 1890-х. Были достроены и перевооружены батареи Безымянная, Купера, Тигровая, Токаревские, Ларионовские, Новосильцевская, Иродовские и Голдобинские, а также была занята важнейшая высота в обороне Владивостока — гора Русских на Русском острове.

Дальнейшее развитие крепости связано с именем её первого начальника инженера-полковника Кондратия Степановича Чернокнижникова, который перестроил во второй половине 90-х годов береговые батареи крепости в бетонные и разработал первые проекты сухопутных долговременных оборонительных сооружений. В 1899 г. военный инженер полковник К. И. Величко разработал новый план сухопутной обороны. В 1900-1904 гг. по этому проекту полковники В. И. Жигалковский и С. Ф. Чиж построили форты  Муравьева-Амурского и Суворова, укрепления № 1, 2, и 3 (форт Линевича), редуты № 4 и 5 и три люнета. Укрепления соединялись между собой оградой в виде рва и земляного вала. На Русском острове начали возведение форта Русских на одноименной горе и возвели укрепление № 4 (форт Поспелова) на Саперном полуострове. Все оборонительные сооружения были конструктивно близки к фортам строившихся одновременно в крепости Порт-Артур.                                                                                                                                                                                                       

     Еще в 1890 году К. С. Чернокнижников обратил внимание на географические преимущества горы Русской на острове Русском. Однако по разным причинам строительство батареи на этой горе затянулось, и было закончено только в 30-х годах 20-го века. И именно отсутствие подобной батареи позволило японской эскадре в начале XX-го века беспрепятственно зайти в залив и обстрелять Владивосток.

1894. Было принято решение построить пять временных укреплений усиленного профиля на высотах к югу от Первой Речки, прорыть канал на Русском острове, несколько фортов на высотах Седанки как передовые укрепления и форт на горе к северу от Первой Речки (впоследствии, после постройки казематированного мясохолодильника у подножья эта гора была названа горой «Холодильник»).

Передовые форты имели большие размеры и глубокие рвы, но мало казематированных помещений, только кофры для обстрела рвов и убежище для людей во внутреннем дворике, опоясанном земляным бруствером. Своды сооружений были рассчитаны на сопротивление снарядам до 6 дюймов. Численность гарнизона на этих фортах составляла около 400 человек

По причине постоянного ограничения в финансировании передовые укрепления имели мало подземных соединений, хотя западные форты имели мощные казематы, соединённые подземными ходами и броневые башни для артиллерии.

1897. На местности были размещены форты «Северный», «Северо-Восточный» и «Северо-западный», и они стали приобретать форму полевых укреплений, построены казарменные городки и закрытая военная, так называемая, «рокадная» дорога от горы «Варгина» и далее, к оконечности Уссурийского залива.

Январь 1899. Ход оборонительного строительства был резко нарушен, поскольку из-за растянутости обороны крепости без учёта численности имеющегося гарнизона военным министром А. Н. Куропаткиным было принято решение остановить работы на фортах «Северный» и «Северо-Восточный». Вместо этих передовых укреплений он распорядился составить новый проект оборонительного района максимально приближённого к городу (на расстоянии 5-7 км от бухты Золотой Рог). Для составления нового проекта в 1899 году А.Н. Куропаткин направил в крепость военного инженера полковника К.И. Величко.

1900. Несмотря на приказы военного министра комиссия по вооружению крепости в составе коменданта крепости генерал-майора М.И. Стрижева, начальника инженеров крепости полковника К.С. Чернокнижникова, строителя Владивостокских укреплений полковника С.Ф. Чижа, начальника Владивостокской крепостной артиллерии полковника П.В. Магницкого и начальника штаба крепости полковника А.Н. Громова пришла к заключению, что группу недостроенных фортов можно рассматривать как передовую позицию. Это позволило сохранить недостроенные форты «Северный» и «Северо-Восточный».

Таким образом, за первое десятилетие официального существования крепости и предыдущий период, были заложены основы долговременного сухопутного обвода и системы береговых батарей, исключивших проникновение неприятельских кораблей на акваторию бухты Золотой Рог и пролива Босфор Восточный.

Но надёжная система защиты, начавшая создаваться, так и не была создана. А принятое решение о строительстве долговременного обвода в непосредственной близости от города сделало невозможным использовать Владивосток как военно-морскую базу в случае нападения с суши из-за опасности бомбардировки порта неприятельской осадной артиллерией.

Строительством этих сооружений руководил начальник инженеров крепости генерал-майор А.П. Шошин. На строительстве широко применялась самая современная строительная техника - механические перфораторы, электрические бетономешалки, переносные узкоколейные железные дороги. Для доставки многих десятков тысяч тонн цемента, щебня, песка и других грузов на форты была устроена система подвесных канатных дорог, связавшая все форты северного отдела обороны с железной дорогой на паровой тяге, специально проложенной по долине Второй речки. На постройке работали более 8 тысяч вольнонаемных рабочих, специально законтрактованных в Европейской части России. Китайские рабочие в постройке крепости не участвовали. И к 1914 г. сооружения были готовы примерно на 2/3.

К 1916 году Владивостокская крепость стала самой большой из существующих морских крепостей России. В ней на территории более 400 квадратных километров было построено около 130 различных фортов, укреплений, опорных пунктов и береговых батарей, оснащенных 1 тыс. 400 орудиями. Форт N 2 - самый мощный пехотный форт в мире. Все фортификационные сооружения имели визуальную и телефонную связь между собой, были оборудованы вентиляцией и электричеством. 

Значительная веха в истории острова Русского приходится на период с 1899 по 1914 годы, когда здесь возводились многочисленные укрепления и фортификации, входящие в состав Владивостокской крепости и сыгравшие немаловажную роль в ходе японско-русской войны.

В связи с этим на Русском даже появилась железная дорога которая обеспечивала доставку грузов к местам строительства. Масштабы строительства были просто невиданными. К 1915 году на Русском были взведены 6 фортов и 27 береговых батарей, пороховые погреба и патронные склады, пристань для кораблей, минно-пристрелочная (торпедная) станция, 4 телефонных станции.

Строительство крепости окончательно завершилось к 1922 году, когда японские войска по договору с советским правительством согласились покинуть Приморье при условии, что крепость закроют.

Владивостокская морская крепость стала шедевром русского фортификационного искусства, при чем столь мощного, что враги ни разу не решились идти на штурм Владивостокской крепости. Она могла только лишь на внутренних запасах выдерживать осаду в течение дух лет!

 

Последний выстрел Владивостокской крепости.

О-в Русский. «Ворошиловская» батарея.

01 августа 1997 года. 

Послесловие 

Готовя этот материал в архиве Приморского краевого отделения «Русского географического общества» я нашёл рукопись 1983 года Юрия Александровича Кабанова - «Страницы истории Русского острова».

Ю.А. Кабанов приводит цитату:

«С 1976 года Русский остров объявлен заказником краевого значения. Его природа и прибрежные воды охраняются государством. А будущее Русского острова замечательно. Он станет ботаническим садом, кладовой лекарственных трав и любимейшим местом отдыха жителей Владивостока».

Очень хотелось бы в это верить. 
 

 июнь 2011 года.

г. Владивосток. 

создание интернет сайта - Студия Триас