Морские шпионы холодной войны (Воспоминания Джона Мёрфи, командующего ВМФ США)

Шпионы торгового флота. 

Они пестрили в заголовках тогдашних газет 60–х и 70–х. «Шпионское судно США задержано в Северной Корее», «Израиль атаковал шпионское судно США», «Советское разведывательное судно столкнулось с Американской подводной лодкой возле о.Рота»
Кто же они, эти шпионские суда холодной Войны? В большинстве, это были Советские и Американские суда, специально экипированы для различных разведывательных миссий: визуальное и фотографическое наблюдение, акустическое, радиоразведка и т.п.

Советские шпионы

Технически говоря – любое торговое судно СССР во время холодной Войны было потенциальным шпионом. Но те Советские суда, которые интересовались непосредственно ВМФ США, были мелкими, назойливыми судами, выглядящими, словно рыболовные траулеры.

Мы назвали их AGI (Auxiliary General Intelligence), а Советы называли их траулеры, или просто «тральщики» (МРЗК – малый разведывательный корабль).

Мы верили, что они их использовали, чтобы быть скрытными, но командующий Советским флотом адмирал Константин Макаров в 1988 сказал мне: «Это все, что дало нам правительство, мы просили лучше суда, но они сказали нам, что это дорого».

Для ВМФ США эти малыши были действительно, как заноза в заднице. Они располагались по всему миру невдалеке от наших главных баз и районов плавания. Наши подводные лодки с баллистическими ракетами не могли незаметно покинуть базу в Испании, или Шотландии. Наши авианосцы не могли выполнять операции потому, что эти траулеры часто вставали на пути следования, или дрейфовали в центре зоны бомбометания. Я все чаще приходил к мысли, что они просто надсмехаются над нами.

 После Кубинского ракетного кризиса, командование ВМФ США посчитало, что с них достаточно этих морских питомцев и создали отдел и программу, нацеленную против этих разведывательных судов с четкими инструкциями, что эти траулеры могут делать, а что не могут. Проще говоря, мы могли делать все что угодно, но только не топить их. Мы могли пройти впритирку на эсминцах, зацепить их и оцарапать борта, оторвать их винт стальным тросом, или расплавить их радиолампы и оборудование высокомощными радио–излучателями. Они могли встать на пути и помешать операции, но они должны были понимать, что поплатятся за это.

 Мы опробовали несколько противоразведовательных операций в середине 60–х, но эти малыши проявили гибкость и стойкость. Они может и выглядели, как богом забытая посудина, но тральщики управлялись талантливыми капитанами и их командой. Ученые и разведчики, которые были профессионалы своего дела с беглым Английским, а небрежно выглядящий капитан в штурманской рубке, возможно, был советским капитаном ВМФ, или капитаном, прибывшим с эсминца Средиземноморской эскадры. Он и вся его команда были тщательно отобраны специалистами КГБ.

Я принимал участие в первой операции против Советских шпионов в 1964. Я был в штабе Атлантического командования в Норфолке, когда получил назначение на военно–морскую секретную группу с эсминцем Robert A. Owens (DD 827). Наша задача была держать подальше советских тральщиков, пока ВМФ США испытывало новую ракету Гарпун (Harpoon).

Как лингвист русского языка, я был назначен на прослушивание переговоров на мостике советского тральщика. Мне дали штуковину, которую называли ABC Sports Mike system, ее анонсировали для работников канала ABC Monday Night Football TV. Когда мы поравнялись борт о борт, все что я слышал, было шум моей выхлопной трубы, так как устройство было не направленного, а кругового спектра. Я сдался.

Все равно, мы продолжали преследовать тральщик, который двигался на север в сторону Ньюфаундленда. Я был впечатлен опытом маневрирования советского капитана. Мы хотели подойти ближе к борту и сделать фотографии, но казалось, что траулер мог развернуться практически на пятаке и он обращал нас против солнца, что делало невозможным фотографию. Мы были не настолько маневренны, как он.

 Мы наконец выяснили, что наш «тральщик» заканчивает свой шестимесячный рейс и намеревается сделать замену. Другой траулер шнырял где–то среди Советской рыбной флотилии настоящих рыболовных судов близ Ньюфаундленда. Когда мы вышли к Гранд Банкс, то заметили точно такой же тральщик, как наш. Его было легко выделить среди остальных по звуку его радара. Он оставлял специфический звук, пеленгуемый нашей аппаратурой, при каждом обороте антенны. Когда два AGI траулера нашли друг–друга, они начали на ходу передавать оборудование в ящиках, еду и водку. Я до сих пор вижу картину перед глазами: корма траулера, на ней стоит технарь, матрос, рядом собака и ящики с водкой. Они махали руками и приветствовали нас на хорошем английском. Наша «противоразведовательная» операция была окончена.

 Мы были вымотаны преследованием этих маленьких судов, мешающих нам проводить операции и учения. Они ходили по лезвию бритвы. Я помню случай, когда я служил на борту авианосца Энтерпрайз (USS Enterprise) в Японском море. Мы осуществляли так называемое кильватерное бомбометание. На борту были штурмовики А6 и они должны были кидать муляжи 500 фунтовых бомб в кильватерную линию позади авианосца. Энтерпрайз развивал свыше 30 узлов и по корме поднималась огромная волна. Наш дежурный траулер прицепился в 200 метрах по корме и преследовал нас, скатываясь по огромным волнам. Не знаю, что они пытались доказать, но эта затея была очень рисковая. Мы даже послали наш эсминец, чтобы вытолкнуть его из зоны поражения. Возможно они не были бы столь смелы, если бы слышали переговоры пилотов А6, например, « «Большой Э» (Big E – позывной Энтерприайз), можем ли мы отломать им пару антенн? Посмотрим, как им это понравится», «Одно хорошее попадание в полубак этой консервы и мы пошлем их ко дну» и т.п. Это то, что я называл контрразведывательной операцией.

источник

создание интернет сайта - Студия Триас