Заключение

         Итак, позади остались несколько поколений офицеров, мичманов, старшин и матросов, отдавших замечательные годы своей жизни Тихоокеанскому ПИК, Авторы не стремятся влезть в излишнюю стратегию, но пытаются с высоты своего опыта понять, насколько необходимо было существование такого соединения, насколько оно было экономически оправданным и нужно ли оно в будущем. Первое поколение офицеров ПИК поставило корабли «на твёрдые ноги», развило их использование до высоких вершин, многие годы работало на благо нашей страны. Второе поколение, к которому авторы относят себя, смогло хотя бы минимально сохранить потенциал ПИК. И, наконец, третьему поколению возрождать традиции ТОГЭ, искать и решать новые задачи и потребности. Дело, понятно, не в названии, а в необходимости и важности технической динамики нашей великой Родины. Использование пр. 1914.1 в последние годы даёт такой шанс и возможности, а работа по спутниковой связи показывает перспективу и необходимость корабля. Спутниковая и сотовая связь, навигация, контроль запусков третьими странами, помощь им, контроль удалённых объектов на бескрайних просторах Земли — всё это безопасность России.

Конечно, наша спутниковая группировка уменьшилась до обидного размера. Кажется, что мы медленно уходим из великого космоса. Но это не так. Океан, ракеты и космос всегда находились рядом. Мы будем наблюдать различные вариации с использованием спутников, различные варианты стратегического паритета. Но несомненно одно — надёжность ракет и космических объектов и возможность наблюдения за ними входит в национальные интересы России. Кто этого не понимает сейчас, тот будет болезненно изучать в дальнейшем.

Вместе с поколениями людей мы наблюдали три поколения кораблей — кораблей, рождённых для испытания баллистических ракет. Были ли там ошибки? Конечно. Но именно эти корабли являлись единственной возможностью проводить запуски ракет на предельную дальность. Заслуга Плавучего измерительного комплекса Тихоокеанского флота заключается в непосредственном и неоспоримом обеспечении стратегического паритета в мире.

Многие страны хотели бы иметь такие возможности, но не у всех хватает ресурсов и способностей. Авторы не хотят обсуждать пользу соединения для космонавтики — она очевидна, с их точки зрения. Корабли снижали риски, уменьшали возможность человеческих жертв и очень часто предлагали просто единственный шанс.

28 января 2004 г. в Большом зале Дома ученых РАН открылись очередные XXVIII академические Чтения по космонавтике, посвященные памяти академика С.П. Королева. Чтения открыл патриарх отрасли академик Борис Евсеевич Черток, давший яркий обзор основных событий по итогам года в области мировой космонавтики. Давайте процитируем газету «Калининградская правда» из г. Королёва, №24.

«Борис Евсеевич напомнил о прошлогодней катастрофе корабля «Колумбия», после чего у США осталось три «Шаттла». До возобновления их полетов жизнедеятельность МКС может поддерживаться только нашими «Союзами» и «Прогрессами», причем последние своими двигателями еще и поднимают орбиту станции, спасая от опасного снижения.

Американский президент Буш, выступая 14 января с.г. с «космической» речью в штаб-квартире НАСА, заявил о намерениях прекратить к 2010г. полеты «Шаттлов», а недостроенную МКС передать партнерам. В ближайшие 5 лет должен быть разработан и испытан новый многоразовый космический корабль, способный доставлять астронавтов к другим планетам, на что выделяется до 16,5 млрд. $ США в год — в 30 раз больше, чем получает из бюджета вся российская космонавтика. Не позже 2014 г. планируется провести первый пилотируемый полет нового корабля, с 2015 г. начать экспедиции к Луне, а в 2020 г. построить там обитаемую базу. Буш обозначил новую глобальную долговременную космическую цель: миссии на Марс и к другим планетам с участием человека. Необходимо отметить, что при организации исследований Марса полностью был использован наш отечественный опыт, накопленный при запусках автоматических межпланетных станций к Марсу. На американских и европейском модулях установлены наши спектрографы для анализа грунта.

Выдающимся событием стал первый китайский пилотируемый полет: 15 октября 2003 г. Китай стал третьей страной мира, способной подняться на вершины космической науки. Китайцы сами построили носитель и космический корабль, создали в Пекине современный ЦУП, опирающийся на общекитайскую сеть наблюдения и управления полетами, в том числе с морских судов. А Россия в это время продала за границу по цене металлолома специально созданные для этих же целей корабли «Космонавт Юрий Гагарин» и «Академик Сергей Королев».

Б.Е. Черток напомнил, что начало развитию ракетной отрасли в Китае было положено еще в 1957 г. советскими специалистами. Первый пуск китайской баллистической ракеты (в ее основе — первая советская ракета Р-2 с дальностью 600 км) состоялся 5 ноября 1960 г. Первый китайский пилотируемый корабль создан на основе «Союза», но имеет самостоятельный орбитальный модуль. В недалеком будущем Китай предполагает сформировать свою околоземную инфраструктуру, интегрировать прикладные спутники на разных орбитах с орбитальной станцией и этим заложить техническую базу для разведки «космических далей».

К 2008 г. предполагает начать осуществление лунной программы Индия.

Но, уступая в десятки раз по уровню финансирования США, а теперь уже Китаю, Франции и Японии, наша космонавтика пока еще востребована в мире. За 50 лет она накопила такой потенциал, что способна вновь оказаться перспективной и вытянуть за собой целую вереницу передовых технологий. Только российская космическая техника способна поддерживать жизнедеятельность МКС. Выдающимся событием стал ввод в эксплуатацию двух современных спутников связи и телевидения «Ямал-200» запущенных с помощью PH «Протон». РКК «Энергия» и «Газком» вслед за «Ямалом-100» ввели в эксплуатацию еще два спутника глобальной связи, не получив ни рубля из госбюджета. При разрушенной социалистической и недостроенной капиталистической экономике система услуг в нашей космонавтике все же способна обеспечить себе дальнейшее минимально возможное развитие.

Говоря о военно-космических войсках, академик отметил начало восстановления космических группировок. В прошлом году научно- производственным объединением им. М.Ф. Решетнева запущено восемь аппаратов в целях навигации, связи и телевидения. Зато межпланетные научные исследования оказались в полном провале по сравнению с США и Европой.

Отечественная ракетно-космическая техника создавалась на основе замечательных школ С.П. Королева, М.В. Келдыша, В.П. Глушко, М.К. Янгеля, В.Н. Челомея, В.II. Макеева, А.М. Исаева, А.Д. Надирадзе, других главных и генеральных конструкторов при поддержке высшего руководства страны и опоре на мощный ВПК. Все эти школы выстояли и способны к работе на безопасность страны и возрождение экономики.

Новые космические державы имеют лучшие начальные условия, чем были у СССР и США, и создают свою космическую технику, используя революционные достижения цифровых электронно-информационных технологий, позволяющих делать миниатюрную и более надежную управляющую аппаратуру.

Сегодня национальные интересы стран обеспечивает ядерная триада: межконтинентальные баллистические ракеты, подводные ракетные крейсера и стратегическая авиация. Через 10     15 лет может потребоваться и господство в космосе. Пока лучшая ситуация у США. Но к тому времени Китай, если сохранит темпы развития, сможет претендовать на статус космической сверхдержавы.

Нельзя не вспомнить и наш 15-летней давности триумф 15 ноября 1988 г. — успешный старт многоразовой транспортной космической системы «Энергия-Буран» и потрясающей точности приземление на космодроме Байконур корабля «Буран», продолжившего существование в качестве ресторанного аттракциона в Парке им. Горького. Еще более тяжелая участь постигла носитель «Энергия», который был единственным в мире пригодным для создания лунных баз и межпланетных полетов, в том числе с использованием ядерных энергетических установок.

Не позднее чем через 30—40 лет будут исчерпаны энергетические ресурсы Земли. Ядерная энергетика зависит от запасов урана, а для обеспечения термоядерного синтеза необходим изотоп гелия Не-3, в большом количестве имеющийся на Луне. Страна, которая будет обладать транспортными системами для его доставки, обеспечит свою атомную отрасль. Но для этого нужны тяжелые носители, по крайней мере, первые ступени которых будут выводиться на обычных ЖРД. Значит, есть настоятельная необходимость рассмотреть целесообразность восстановления «Энергии».

«15 лет назад, когда полетела «Энергия», мы были нравственно и духовно богаче, ближе к выполнению сложных программ, чем сегодня, — сказал Борис Евсеевич. — В XXI веке космонавтика, обеспечивающая в настоящее время развитие информационных технологий, должна объединиться с энергетическими программами. Энтузиазм новых поколений должен быть направлен на восстановление духовных сил нашего общества. И для этого имеются предпосылки. На нынешних Чтениях количество желающих выступить превзошло наши возможности. Очень бы хотелось, чтобы воля и энтузиазм Королевского совета главных конструкторов и улыбка первого космонавта планеты вдохновили молодое поколение на новый исторический прорыв», — завершил выступление патриарх отечественной космонавтики».

Глава из книги Курочкин А.М., Шардин В.Е. "Район закрытый для плавания. История секретных экспедиций".

создание интернет сайта - Студия Триас