Проект 1130

              Как ни странно, но официальной информации по этим кораблям оказалось меньше всех. Хотя история проекта чем-то похожа на пр. 1128.

После первых удачных испытаний БР стал предельно ясен объём работ, необходимых для развития новой военной составляющей — ракетно-стратегической, для сохранения паритета с американцами. Первые походы кораблей ТОГЭ в океан показали, что у них просто не остаётся резервов времени на пополнение запасов, замену экипажей, ремонт и отдых.

Трудно сказать, по каким мотивам принималось решение создать вторую экспедицию, а не увеличить первую. Может быть всё очень просто — штаб был всегда плавающим, и кто-то усмотрел в этом препятствие для организации единого соединения. По крайней мере, на первых порах.

КИК "Чажма".

Так или иначе, решение по ТОГЭ-5 было типичным: купить готовые сухогрузы повышенной мореходности, переоборудовать их в Ленинграде и Северным Морским Путём перегнать на Камчатку. Тогда уже многое было понятно в необходимой конструкции кораблей: и тип корпуса, и набор радиоэлектронных компонентов. На этот раз выбор пал на немецкие верфи. Министерство судостроительной промышленности СССР передало только что построенные рудовозы «Дангара» и «Долгощелье» (по другим сведениям — «Дудинка») на переоборудование в ЦКБ-17 (главный конструктор — А.Е. Михайлов, заместители — Ф.К. Судеревский и И.М. Фомин). «Дангара» была переименована в «Чажму», а второе судно — в «Чумикан». В формуляре этот проект значится, как экспедиционно-океанографический корабль — ЭОК.

Корабли получили более сильное радиотехническое вооружение. Обращали на себя внимание антенны связи «Вяз» и белый шаровой купол над станцией «Арбат». Корабли получили мощный по тем временам дизель и новую РЛС «Ангара». Значительно увеличилось количество аппаратуры радиоэлектронной разведки. Переоборудование проводилось с 8.02.1962 г. по 6.07.1963 г. на Балтийском заводе (тогда завод №189) — ЭОК «Чажма», на Кронштадтском морском заводе - ЭОК «Чумикан». «Чумикан» принят в состав ВМФ 14.07.1963 г., а «Чажма» — 21.07.1963 г.

Командиром ТОГЭ-5 был назначен капитан 1 ранга Евгений Яковлевич Онищенко, его заместителем по измерениям — инженер-подполковник Шмелёв Вячеслав Иванович.

Первый командир «Чажмы» — капитан 1 ранга Анатолий Михайлович Калугин, пробыл недолго, после перехода его сменил капитан 2 ранга Александр Иванович Семёнов. Заместитель по измерениям — инженер-подполковник Александр Яковлевич Ривкин.

Первый командир «Чумикана» капитан 1 ранга Андрей Иванович Матвеев, заместитель по измерениям — капитан 2 ранга Радий Ханафьевич Юлдашев. Добавим, что в экипажи кораблей было назначено несколько опытных солдат срочной службы полигонов ПВО и РВСН.

С 23 июля по 5 октября 1963 г. состоялся переход «Чажмы» и «Чумикана» Северным Морским Путём, причём часть пути они прошли, ведомые ледоколами «Ленинград» и «Красин», затем их дополнил атомный ледокол «Ленин». Шли не одни — всего в колонне было 11 судов. Ледовая обстановка было сложной, иногда за сутки удавалось пройти всего 10-12 миль. В пр. Лонга наши корабли встретили дальневосточные ледоколы «Москва» и «Лазарев» и состоялась первая встреча с американскими ВМС, вертолёты которых смогла отогнать только береговая авиация. 

Основные тактико-технические характеристики пр. 1130

Водоизмещение, т            12700

Длина, м       139,5

Ширина, м    18

Осадка нос/корма, м        7,3/7,5

Число вертолетов  1 (в ангаре)

Главная машина    дизель, MAN 7 KC 70/120, 5400 л.с.

Скорость хода, уз. 15

Экипаж, чел.         300 

Общая высота корабля составляла 49 м, корабль имел 80 спальных мест для офицеров, 40 — для мичманов и 195 — для матросов. Корпус состоял из 205 шпангоутов со шпацией 600-700 мм, имел 12 водонепроницаемых переборок и обеспечивал 2-х отсечную непотопляемость. Одновинтовой движитель представлен четырехлопастным винтом диаметром 5 м. Он обеспечивал наибольшую скорость хода в 15 уз.

Запасы дизельного топлива составляли 1760 т, мазута — 1800 т, питьевой воды — 60, мытьевой — 290, котельной — 70 т. Следует сказать, что новые КИКи приобрели устройства приёма (передачи) топлива на ходу, чего не было на старых проектах.

Два якоря Холла весом по 4 т на цепях длиной 300 м и калибром 53 мм и адмиралтейский якорь массой 1,25 т.

Энергетику корабля дополняли три дизельгенератора по 600 кВт и три по 300 кВт.

Средства телеметрии и траекторных измерений были совершенно типичны для кораблей экспедиции. Они дополнились новой системой стабилизации «Пингвин» и СЕВ «Кипарис».

Несколько слов о знаменитом «Вязе». Это обычный КВ передатчик мощностью 5 кВт, а в режиме СБД — даже 12 кВт. Связь кораблей в океане осуществляется в основном на КВ. А КВ — это весьма сложная область электромагнитного излучения, что иной раз и 50 Вт достаточно, а иной раз и 5 кВт мало. Основной КВ-передатчик в первой половине 1960-х гг. Р-641-Т имел мощность 1 кВт. На пр. 1130 их было шесть. Но в особых случаях непрохождения КВ требовался передатчик большей мощности. Вот проектировщики и решили поставить на особые корабли мощный сухопутный армейский передатчик «Вяз».

         Он был установлен в передающем центре БЧ-4. Габариты — примерно 3x1x2 м. Настройка его требовала времени и особого умения. Стабильность частоты — на уровне 1960-х гг., надежность тоже. Для сравнения, на «Маршале Неделине» (а потом и на «Маршале Крылове») было установлено уже по 11 передатчиков такой же мощности, как «Вяз», только последнего поколения. Стабильность частоты на два порядка выше, настройка автоматическая, почти мгновенная, требовалось только набрать частоту, размеры — в три раза меньше. Первые передатчики нового поколения стали поступать на вооружение всех кораблей ВМФ ещё в конце 1960-х гг. На наших маленьких кораблях появились «Щуки» (3 кВт в обычном режиме, и

кВт — в СБД) — намного компактнее, стабильнее, надежнее «Вяза», да и управляться с ними было намного проще. В общем, «Вяз» уже тогда стал меркнуть. А потом там появились и передатчики последнего поколения, как на «Маршале Неделине». «Щуки» уже не требовали такой громоздкой антенны, как у «Вяза» — обычный штырь длиной 10 м.

Антенна «Вяза» — это шедевр! Разве можно представить силуэты, дизайн «Чажмы» и «Чумикана» без неё! Но если рассмотреть это с точки зрения теории, то окажется, что это обычный симметричный вибратор. Подобные используются для УКВ радиостанций, которых на каждой мачте стоит несколько. Если для УКВ антенна устанавливается вертикально, длина каждого плеча около 1 м, то на частотах КВ длина каждого плеча должна быть не менее 10 м, что не позволяло ставить их вертикально. Тогда придумали ее установить горизонтально, а чтобы компенсировать неправильную установку, рассчитали угол разворота плеч симметричного вибратора — около 73 град, и расширяющийся диаметр плеч. Направленности у диаграммы антенны «Вяза» практически не было.

В первой половине 1970-х гг. «Вяз» использовался довольно часто и во всех режимах. Дежурный по связи перед началом использования звонил в рубку дежурного, и по кораблю разносилась команда: «На кормовой надстройке и вертолетной площадке не находиться, работает передатчик «Вяз». Режим СБД использовался в те годы не для скрытности связи, как в 1980-е г., а для того, чтобы передать первые сигналы по результатам боевой работы, когда еще действует «режим тишины» и нет телеграфного канала БП ЗАС. Именно так, например, передавались первые сигналы при выполнении задачи у островов Фиджи в июне 1973 г. «Вяз», развивая 12 кВт в импульсном режиме, мог почти стопроцентно гарантировать успех.

С середины 1980-х гг. «заводить» его стали все реже и реже, запчастей к нему становилось все меньше и меньше. Вводить в строй его после очередной поломки становилось всё труднее и труднее. Да и не было уже необходимости «раскручивать» такую допотопную технику при наличии других современных передатчиков. И стал передатчик «Вяз» просто памятником, а его антенна — символом «Чажмы» и «Чумикана».

КИК "Чумикан".

«Чумикан» на «Дальзаводе» проходил текущий ремонт с дооборудованием с мая 1977 г. по декабрь 1977 г., текущий ремонт с января 1981 г. по май 1981 г., средний ремонт с модернизацией с января 1985 г. по июнь 1986 г. Модернизация в 1977 г. позволила использовать на корабле комплекс космической связи «Сургут - Аврора». Это было жизненно необходимо для организации связи с космонавтами, точнее, с бурно развивающимися орбитальными станциями. Сразу после этого «Чумикан» совершил самый длительный свой поход — 139 сут. с 2.06 по 19.10.1978 г.

«Чажма» — средний ремонт с 01.07.1986 г. по 30.03.1988 г.

На счету этих очень мореходных кораблей значатся заметные события в истории флота. КИК «Чажма» в 1975 г. вел разведку по попыткам американского флота при помощи судна-платформы «Гломар Эксплорер» поднять советскую атомную лодку К-129, погибшую при невыясненных обстоятельствах.

КИК «Чумикан» в 1970 г. был привлечён к операции по спасению космического корабля США «Аполлон-13», когда в 328 000 км от Земли на его борту неожиданно вышла из строя энергетическая установка. На Земле была срочно создана группа НАСА по руководству возвращением «Аполлона-13», к расчётному месту приводнения направлен авианосец «Иводзима».

16.04.1970 г. в газетах была опубликована телеграмма Председателя Правительства СССР А. Н. Косыгина президенту США Р. Никсону. А.Н. Косыгин сообщил, что Правительство СССР сделает все возможное для оказания помощи в поиске и спасении экипажа «Аполлона-13» после его возвращения на Землю, если такая помощь потребуется. Н.П. Каманин, помощник Главкома ВВС по космосу, распорядился подготовить к работе все средства поиска космических кораблей. Советское правительство дало указание военным и гражданским организациям СССР в случае необходимости принять все меры по оказанию содействия в спасении американских астронавтов. К месту посадки пошли теплоходы «Академик Рыкачев», «Новомосковск», траулер 8452 и КИК «Чумикан».

В 19 ч 43 мин от «Аполлона-13» отделилась лунная кабина. Пролетев последние тысячи километров, космический корабль с американскими астронавтами Д. Ловеллом, Ф. Хейсом и Д. Суайгертом на борту в 21 ч 08 мин приводнился в Тихом океане. Астронавты в этом полете проявили высокое мужество и подлинное хладнокровие. Экипаж «Чумикана» всеми доступными средствами контролировал приводнение и подъём астронавтов на борт.

Затем КИК «Чумикан» «засветился» в западной прессе после испытательных пусков уникального прототипа корабля многоразового использования БОР в 1982—1983 гг.

21.06.1996 г. КИК «Чумикан» вышел своим ходом на ровном киле на сухой берег порта Аланг. Перед этим он оборвал якорь у побережья Индии и восстанавливал его двое суток. Последнее судно из серии рудовозов, ставших военными кораблями, честно отслужив более 30 лет, прекратило своё существование.  

Командиры кораблей пр.1130 

КИК «Чажма»

Калугин Анатолий Михайлович

Семёнов Александр Иванович

Максимов Юрий Александрович

Клёмин Аир Ефимович

Чебанов Леонид Викторович

Шевченко Юрий Иванович

Никольченко Александр Кузьмич 

КИК «Чумикан»

Матвеев Андрей Иванович

Молодых Анатолий Афанасьевич

Скупский Владимир А.

Трунин Константин Николаевич

Макаров Анатолий Александрович

Попов Фёдор Павлович

Новиков Владимир Петрович

Конобиевский Игорь Анатольевич  

Авторы приносят свои извинения за отсутствующие инициалы у отдельных людей

Глава из книги Курочкин А.М., Шардин В.Е. "Район закрытый для плавания. История секретных экспедиций".

создание интернет сайта - Студия Триас