Проект 1914.1

           Последний из могикан, КИК «Маршал Крылов», проект 1914.1, заложен на Ленинградском адмиралтейском объединении 22.07.1982 г., спущен на воду 24.07.1987 г.

Вошел в состав ВМФ 30.12.1989 г. (приказ командующего ЛенВМБ №09 от 12.01.1990 г.). 23.02,1990 г. на корабле торжественно поднят Военно-Морской флаг.

К месту постоянного базирования (войсковая часть 60111, г. Вилючинск) прибыл в июле 1990 г. 12.04.1990 г. включен в линию приказом командующего БФ №0163 от 16.04.1990 г.

После прекращения существования 35 брКИК сначала переведён в 173 брРК, а с 01.05.1998 г. включен в состав 114 бркОВР Группировки войск и сил на северо- востоке РФ.

В отличие от своих предшественников, «Маршал Крылов» шёл на Камчатку не Северным Морским Путём и не огибая Африку, а через Суэцкий канал.

В мае 1998 г. последний корабль экспедиции специального назначения получил новую классификацию и стал называться судном связи.  

Основные тактико-технические характеристики пр. 1914.1  

Наибольшая длина, м                          211

Наибольшая ширина, м             27,6

Средняя осадка, м                             8

Полная грузоподъемность, т               6910

Полное водоизмещение, т                  23 780

Количество отсеков                           14

Водонепроницаемых переборок          13

Скорость полного хода, уз       22

Автономность, сут          120

Экипаж, чел                    339, в т.ч. офицеры — 49, мичманы — 47, личный состав — 59, рабочих и служащих — 184.

Два корабля — «Маршал Неделин» и «Маршал Крылов» совершенно незначительно отличались друг от друга. Внешне это отличие сразу бросалось в глаза наличием на втором корпусе радиолокационной станции «Фрегат» с более современной антенной. Слегка отличался набор внутренних помещений — это уже вкус экипажа и архитекторов помещений. Хотя моряки «Маршала Крылова» всегда любили указать на множество деталей внутреннего отличия. Так коридор первого яруса правого борта имел симметричную с левым высоту, а на «Маршале Неделине» правый подволок был ниже, чем левый: строители первого корпуса слегка промахнулись и пришлось делать дополнительный бимс.

Среди других отличий отметим следующие:

- бывший клюз левого борта в проекте 1914,1 сразу сделали над форштевнем;

- РЛС «Метеорит» для измерения параметров гидрометеорологического радиозонда не поставили (примечательная антенна на вертолётной палубе «Маршала Неделина»);

- на «Маршале Крылове » вместо антенны «Жемчуг-М» №5 была установлена антенна приёма спутникового телевидения системы «Москва»;

- на «Маршале Неделине» на палубе первого яруса по шкафуту и у выхода на ВПП стояли ящики для ПЗРК «Стрела-2М». По инициативе экипажа на «Маршале Крылове» их не было изначально, так как ничего кроме ржавчины они не давали;

- на «Маршале Неделине» был специальный катер пр. 1394В для спасения космонавтов и спускаемого аппарата при их приводнении на мелководье и в полосе прибоя. Катер очень хороший, мореходный с двумя двигателями (чего не было ни у одного другого катера ВМФ), с каютой для космонавтов и т.д. На «Маршале Крылове» такого катера не было.   

КИК "Маршал Крылов".

Средства и вооружение пр. 1914. Общекорабельное описание.  

Корабли пр. 1914 создавались огромным количеством научных и производственных коллективов. На момент передачи Военно-Морскому Флоту проект представлял из себя наивысшие достижения отечественной науки, как в конструкциях специальных средств, так и в их теоретической проработке. Многие решения рождались по ходу строительства и использования кораблей. Отдельные системы так и не вышли за рамки проектов. Такая участь постигла, например, систему «Атолл» — грандиозную радиолокационную конструкцию с применением суперкомпьютера того времени «Эльбрус» в интересах разведки. Но в целом системы полностью обеспечивали те задачи, которые ставил ему заказчик. По большому счёту, пр. 1914 остался и сейчас одним из самых оснащенных и больших кораблей Военно- Морского Флота России и мира. Уникальность корабля отмечают представители всех флотских специальностей: штурманы, механики, связисты, радиоэлектроники и т.д. 

 

 Среди уникальных систем назовём следующие:

- Комплекс спутниковой связи «Шторм». Всё очень просто: комплекс предназначен для двусторонней телеграфно-телефонной связи корабля через спутниковую систему. Естественно, как современный комплекс он обладает многими необходимыми характеристиками и возможностями: коммутация, модуляция, автосопровождение.

- Комплекс космической связи «Аврора». Именно этим комплексом обеспечивалась телефонная связь Центра управления полётами с космонавтами на орбите Земли. Очень часто переговоры космонавтов коммутировались на внутрикорабельную трансляцию, так было и на старых кораблях. Члены экипажа чувствовали себя соучастниками.

Например, известный случай на «Чумикане», рассказанный флагманским связистом Ю. А. Нефёдовым:

«Идет сеанс связи, всё нормально, вдруг космонавты спрашивают ЦУП: «А кто сейчас обеспечивает связь с нами?»

Связной сообщает им: «Чимкент какой-то». Второй его поправляет: «Да нет, не Чимкент, а «Чумикан» — корабль такой».

Кто-то из космонавтов начинает звать: «Чумикан», «Чумикан», ответь «Фотонам». Немая сцена. Открыли рты и молчим.

Космонавты опять: «Чумикан», «Чумикан», ответь «Фотонам».

Наш офицер опомнился, решил получить разрешение у своего руководства: «Зовут», — робко произнес он.

- Отвечайте, раз зовут, — нехотя разрешило руководство.

- «Фотоны», «Фотоны», на связи «Чумикан».

- Здравствуйте, «Чумикан», ну как вы там?

- Спасибо, хорошо.

- Давно вы там стоите? — очень по тем временам провокационный вопрос, подчистую разглашающий государственную тайну, но для космонавтов ведь закон не писан, а нам попробуй, разгласи, ведь все переговоры ведутся в открытом режиме.

Что позволено Юпитеру, не позволено быку.

- Вместе с вами, — нашелся, как ответить старлей.

- Рыбу-то ловите?

- Спасибо, ловим.

- Ну, желаем вам успехов, до свидания.

- Спасибо, до свидания.

Вот и весь разговор. Замешательство в наших рядах царило еще несколько минут. Никто не ожидал такой импровизации со стороны космонавтов. Но потом все дали волю своим чувствам, сожалели, что так мало поговорили, не пожелали им успеха. В общем, долго «махали кулаками после драки», мечтали, как в следующий раз уж мы точно не растеряемся. Только не было больше следующего раза. Пленку с записью этих переговоров мы тайком переписали в нескольких экземплярах, чтобы хвастаться потом таким историческим событием».

- Комплекс «Зефир-Т». Один из весьма важных комплексов пр. 1914. Он многое может: работать с двумя типами антенн («Жемчуг» и «Ромашка»), с несколькими типами телеметрической информации (ракеты, космические аппараты и головные части — БРС-4 и РТС-9, «Трал»). Экипаж очень быстро научился подключать через антенны телеметрии сигналы национальных телестудий.

- Комплекс «Зефир-А». Безусловно, считается уникальным радиотехническим сооружением. Обращает на себя внимание приёмной крестообразной антенной и огромным даже по нынешним временам количеством вычислительных возможностей. Настроен на работу с активным ответом контролируемого объекта и может определять его радиальную скорость, дальность и угловые координаты. Основа комплекса составляет измерение фаз приходящего сигнала, но важнейшая его составляющая — вычислительные комплексы, алгоритмы и расчёты. Одновременно с измерениями учитываются различные нестабильные параметры морской стихии: качка, рыскание, температура, а результатом измерений становиться расчётная траектория и координаты падения объекта.

- Фоторегистрирующая станция «Дятел». Зрительно даст не больше, чем человеческий глаз, но для этой простоты понадобились многие очень технологичные решения. Аналогов пока нет.

- Радиометр-пеленгатор «Куница» — «последний шанс» зафиксировать информацию о падающем в атмосфере объекте. Для измерения угловых координат нескольких объектов использует инфракрасный диапазон. «Дятел» и «Куница» образуют яркую архитектурную особенность пр. 1914 своими куполами на баке.

           - Навигационный комплекс «Андромеда» по-своему уникален. Многие решения в пр. 1914 до сих пор не превзойдены и заслуживают особого описания. Можно очень долго перечислять то, что он может и из чего состоит, но напишем только о расчёте географических координат места, курса, скорости относительно воды, грунта и углов бортовой и килевой качки. Это дополняется получением спутниковых координат и целым набором используемых в судоходстве систем позиционирования.

Глава из книги Курочкин А.М., Шардин В.Е. "Район закрытый для плавания. История секретных экспедиций".

создание интернет сайта - Студия Триас