Глава 9. Участие в американо-вьетнамском вооруженном конфликте

         2 сентября 1945 года, после победы национально-демократической революции во Вьетнаме, было объявлено о создании независимого государства - Демократической Республики Вьетнам (ДРВ).

Франция создала на Юге Вьетнама в противовес ДРВ марионеточное государство, и в 1945-1946 гг. французские войска развернули здесь военные действия, а затем повели захватническую войну в масштабах всей страны.

30 января 1950 года были установлены дипломатические отношения между СССР и Демократической Республикой Вьетнам (ДРВ).

По Женевским соглашениям 1954 года была прекращена девятилетняя война между Францией и Вьетнамом, но территория Вьетнама была временно разделена демаркационной линией, проведённой приблизительно по 17-й параллели. В нарушение Женевских соглашений 1954 года на юге страны при поддержке американцев в октябре 1955 была создана так называемая Республика Вьетнам. Освободительная борьба на юге страны продолжилась, и часть территории Южного Вьетнама перешла под контроль Национального фронта освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ).

Для наблюдения за обстановкой, в 1960 году в Южно-Китайское море вышел наш разведывательный корабль «Измеритель».

15 февраля 1961 г. Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама принял решение о создании Армии освобождения Южного Вьетнама, которая развернула активные боевые действия. Армии освобождения Южного Вьетнама оказала помощь ДРВ. Сайгонские войска начали терпеть одно поражение за другим. Для спасения марионеточного режима американцы открыто вмешались в конфликт.

Поводом к началу американо-вьетнамской войны послужил «Тонкинский инцидент». 2 августа 1964 года в Тонкинском заливе произошел бой между американским эсминцем «Мэддокс», выполнявшим радиоэлектронную разведку у берегов ДРВ, и вьетнамскими торпедными катерами.

В ночь с четвёртого на пятое августа инцидент повторился. В ответ на эти события 5 августа самолёты палубной авиации США впервые нанесли бомбовые удары по военным объектам на территории ДРВ. Конгресс США принял «Тонкинскую резолюцию», позволяющую президенту США Л. Джонсону использовать (при необходимости) военную силу в Юго-Восточной Азии.

В условиях все расширяющегося военного конфликта командование ВМФ СССР вынуждено было установить маневренные позиции - в Южно-Китайском море, Тонкинском заливе (район маневрирования авианосно-ударных соединений и групп ВМС США), и у острова Гуам (Марианские острова), где базировались самолёты Б-52 стратегической авиации ВВС США и атомные ракетные подводные лодки ВМС США.

Первым разведывательным кораблем флота, вышедшим 29 апреля 1964 года на разведку на маневренную позицию в район боевых действий во Вьетнаме, был рзк «Днестр» («Протрактор»). Командир корабля капитан 3 ранга Н.П. Фадеев, командир группы ОСНАЗ капитан-лейтенант В.И. Лёвушкин и капитан ДРС В.Г. Новиков. Второго июля корабль возвратился в базу, а первого августа вновь вышел в район Вьетнама, командир ПМРГ старший лейтенант В.И. Соловьев. В тот же день, 1 августа 1964 года в район Вьетнама вышел и второй разведывательный корабль «Усач» («ГС-47»), командир корабля капитан-лейтенант В.Н. Дулебенец, командир группы ОСНАЗ старший лейтенант В.И. Смирнов и капитан ДРС В.Г. Новиков.

Для оправдания агрессии США выдвинули утверждение, что вьетнамские торпедные катера атаковали эсминец «Мэддокс» в международных водах. Правительство ДРВ категорически отвергло это утверждение, но Объединенный комитет начальников штабов и командование ВМС США подвергли сомнению достоверность этого факта.

Донесение, полученное в штабе ТОФ с рзк «Протрактор», подтверждало нарушение эсминцем «Мэддокс» территориальных вод ДРВ.

Разведывательные корабли ТОФ, решали не только свои специальные задачи в интересах ВМФ, но и осуществляли боевое (разведывательное) обеспечение боевых действий советских подразделений ПВО на территории Вьетнама, оказывающих интернациональную братскую помощь борющемуся вьетнамскому народу в период американо-вьетнамского вооруженного конфликта.

Корабли соединения решали следующие задачи:

- выявление состава группировки ВМС США, ведущей боевые действия против вооруженных сил ДРВ;

- непосредственное слежение за авианосными ударными и противолодочными группами ВМС США. Выявляя районы их маневрирования;

- своевременное предупреждение командования ВМФ СССР и ТОФ о готовящихся к вылету самолётах палубной авиации, а также о вылетевших штурмовиках;

- выявление тактических приемов использования самолётов палубной авиации при нанесении ударов по береговым объектам ДРВ и во всех видах боевой деятельности;

- слежение за использованием сил авианосно-поисковых групп при поиске подводных лодок и д. р.;

- обнаружение и доклад о вылете самолётов стратегической авиации Б-52, с авиабазы Андерсен (остров Гуам) на удары по объектам Вьетнама, и об их возвращении, если оно состоялось. Своевременное предупреждение о вылете самолётов Б-52 (подлётное время около 6 часов) позволяло «достойно их встретить» над территорией Вьетнама.

1 декабря 1964 года в район боевых действий во Вьетнам вышел рзк «Гидрофон», командир корабля капитан-лейтенант А.А. Плотников, командир группы ОСНАЗ старший лейтенант В.И. Данилов. Возвратился «Гидрофон» в базу 28 февраля 1965 года.

С 5-го марта 1965 года американское командование активизировало бомбардировки объектов на территории Вьетнама и обстрел побережья корабельной артиллерией. В этой обстановке на смену рзк «Гидрофон» в район Вьетнама вышел рзк «Унго» («ГС-34»), командир корабля капитан 3 ранга С.С. Васильев, командир группы ОСНАЗ старший лейтенант Б.М. Мозжухин.

Как уже было сказано выше (раздел «Под флагом комбрига») командир «Гидрофона» был заслушан Председателем Совета Министров СССР Алексеем Николаевичем Косыгиным.

По результатам визита А.Н. Косыгина во Вьетнам и доклада командира рзк «Гидрофон» А.А. Плотникова последовали практические действия Советского правительства. Как писала «Независимая газета» №126 от 21.10.1998 года, с 11 июля 1965 года по 31 декабря 1974 года общий объем поставок Вьетнаму вооружений и боевой техники составил 15,7 миллиарда долларов США. Были поставлены: 2000 танков, 1700 БТР, 7000 орудий и минометов, свыше 5000 зенитных пушек и установок, 158 зенитных ракетных комплексов, свыше 700 боевых самолётов, 120 вертолётов, свыше 100 боевых кораблей, введено в строй 117 военных объектов. В войне во Вьетнаме приняли участие (не считая морских разведчиков) 6359 генералов и офицеров и около 4,5 тысяч солдат и сержантов советских Вооруженных Сил.

Используя, огромную военную и экономическую помощь Советского Союза вьетнамские вооруженные силы при содействии наших военных специалистов более активно и результативно начали вести борьбу с американскими агрессорами. Например, 11 августа 1965 года 61-й дивизион 236 ракетного полка в районе 17 параллели уничтожил тремя ракетами сразу четыре американских самолёта. Командир расчёта пусковой установки старший сержант Николай Николаевич Колесник награжден орденом Красного Знамени. В настоящее время Н.Н. Колесник работает начальником управления электротехнической службы Государственной Думы, секретарь Межрегиональной общественной организации ветеранов войны во Вьетнаме.

В этот период информацию, о палубной авиации, взлетающей с ударных авианосцев США, передавали наши рзк «ГС-47» и «Протрактор».

Второй случай, 31 августа 1967 года расчет 73 дивизиона ракетного полка одной ракетой сбил два американских самолёта. Это говорит о высокой плотности самолётов, участвующих в налётах на объекты Вьетнама (на боевой службе в районе Вьетнаме находились рзк «Гидрофон» и «Амперметр»).

Всего в 1965 году кораблями дивизиона было совершено уже 24 выхода на разведку с ПМРГ на борту, из которых шесть в Южно-Китайское море и Тонкинский залив.

C 1966 года к ведению разведки в районе острова Гуам приступил мрзк «ГС-34», совершивший два выхода на БС, а в 1967 году выходов на БС в этот район было уже три – мрзк «Измеритель», мрзк «Протрактор», срзк «Гавриил Сарычев». Информация, поступающая с разведывательных кораблей в районе острова Гуам, позволяла своевременно приводить в состояние боеготовности вьетнамские силы и средства ПВО.

Разведывательные корабли соединения в 1966 году совершили 26 выходов на боевую службу, из них пять выходов было совершенно в район Вьетнама. Средняя продолжительность нахождения кораблей в море на разведке в районе Вьетнама составляла:

- для кораблей типа «Океан» - 112 суток (норма 75 суток);

- для кораблей типа «Тунцелов» - 101 сутки (норма 81 сутки);

- для кораблей типа «Логгер» (шхун) – 57 суток.

Об интенсивности использовании кораблей соединения на разведке свидетельствуют такие данные:

- к 1969 году корабли пробыли в море на боевой службе в общей сложности свыше 42 лет, а количество пройденных миль позволило бы в десятки раз опоясать земной шар по экватору;

- только в одном 1969 году корабли соединения совершили 29 разведывательных походов, провели непосредственно в районах разведки свыше 500 судно-суток;

- в 1970 году кораблями бригады было совершено 32 выхода на боевую службу;

- за период 1974 – 1975 годов, в отдельные промежутки времени, одновременно в море и в различных степенях постоянной готовности находилось до 16 кораблей из 19;

- в 1976 году брзк «Забайкалье» провёл в море на боевой службе 239 суток.

Поддержание высокой интенсивности выходов на боевую службу кораблей соединения, когда в море одновременно находилось до шести – семи кораблей, а также обеспечение боевой готовности дежурных сил в базе требовало исключительно чёткой работы всех органов управления соединения. Штаб и командование бригады, заместители командира бригады, командиры кораблей, флагманские специалисты, командование МРРТО и береговой базы делали все необходимое по восстановлению и поддержанию боевой готовности кораблей. И это нам удавалось, хотя и с чрезмерным напряжением всех сил.

Для кораблей, которым устанавливалась готовность 4 и 12 часов, составлялись план-графики ускоренного ввода в строй и проверялась фактическая готовность вместе с внедряемой на корабль ПМРГ.

К сожалению, вышестоящими планирующими органами межпоходовый период для разведывательных кораблей, никогда не выдерживали, что создавало массу сложностей при подготовке кораблей и личного состава к очередному разведывательному походу. Иногда корабли выходили в море через 60 – 90 суток и даже через более короткие сроки. В 1970 году 30% выходов в море на боевую службу были внеплановыми: сокращались сроки ввода в состав сил постоянной готовности, сокращались сроки переоборудования и т.д. Из-за таких напряженных условий работы появлялось физическое и моральное перенапряжение у всех должностных лиц, причастных к подготовке корабля к выходу в море и снижалось качество подготовки. Это мне пришлось видеть на многочисленных выходах в море кораблей, подготовленных в предельно короткое время.

Для поддержания кораблей в установленной степени боевой готовности я, как правило, два раза в месяц проводил проверку дежурного корабля и ПМРГ с фактическим выходом в море, в дневное и ночное время.

Такие меры гарантировали нам, в случае необходимости, оказание помощи или подмену корабля, находящегося в зоне боевых действий.

Необходимость непрерывного ведения разведки на постоянных маневренных позициях приводила к чрезмерно высокой нагрузке на разведывательные корабли, что имело свои отрицательные особенности.

Нередко были случаи, когда корабль, прибывший из района боевой службы, вместо предоставления экипажу положенного после похода отдыха, пополнял запасы, проверялся штабом бригады в объеме задачи «К-1» и какое-то время оставался в составе сил постоянной готовности. Не всегда корабль мог выполнить в полном объеме положенный планово-предупредительный ремонт, а подготовка к очередному выходу в море проводилась в сокращенные сроки. В межпоходовый период нужно было не только предоставить экипажу возможность использовать отпуск или полагающийся пятнадцатидневный отдых, но и восстановить техническую готовность боевых частей и служб, получить задание на новый разведывательный поход, продумать решение для успешного выполнения, поставленных задач, доукомплектовать экипаж и подготовить людей, впервые идущих в море.

Постоянное стремление Центра РЭР флота охватить необъятное приводило к тому, что количество и объем разведывательных задач не соответствовали количеству и качеству имевшихся сил и средств корабля.

Интенсивность использования кораблей на боевой службе во Вьетнаме постоянно возрастала, а это приводило к переносу сроков ремонта и докования, т.е. к нарушению межремонтных сроков, в результате чего имелись случаи выхода из строя материальной части в море. Но к счастью к серьёзным последствиям они не привели. За 12 лет командования соединением имелся только один случай утери винта, в 1978 году разведывательным кораблём типа «Океан» - «Амперметр». Были и другие мелкие аварийные происшествия, при нахождении кораблей в море, но эти случаи не причинили серьёзных убытков и устранялись, силами личного состава.

Сложилась обстановка, когда отдельные командиры кораблей в перерывах между выходами в море своего корабля, вынуждены были выходить в море на других однотипных кораблях, подменяя заболевшего или отсутствующего по каким-либо уважительным причинам штатного командира корабля. Например, в 1967 году командиры кораблей: рзк «Барограф», капитан-лейтенант А.В. Гуляев, рзк «Гидрофон», капитан-лейтенант А.А. Плотников, а после него В.Ф. Хлевной, в течение года пробыли в море свыше 200 суток каждый. Подмена командиров других кораблей сказывалась отрицательно на подготовке к очередному походу своих кораблей. Кроме командира корабля, в период подготовки к очередному выходу в море, на корабле порою отсутствовало до 50% офицеров и мичманов, находившихся в очередных отпусках, поэтому качество подготовки в таких условиях было не высоким.

Я неоднократно выходил в море на боевую службу на кораблях (рзк «Гидрофон», рзк «Барограф», рзк «Ильмень»), которые готовились к выходу таким ускоренным способом, и видел массу недостатков, которые приходилось устранять во время выполнения задачи.

По всем таким случаям приходилось, с прибытием в базу, проводить разбор, издавать приказы и делать выводы. К счастью таких случаев было немного.

В 19 МРРТО регулярно (не менее двух раз в неделю) проводились учения по проверке дежурных ПМРГ по готовности к выезду на дежурный корабль, на береговой базе была дежурная автомашина.

Состав ПМРГ, каждый раз был разный, и зависел от типа корабля, на который группа будет внедряться и от поставленных перед кораблем разведывательных задач.

Агрессия США во Вьетнаме и особенно повышение активности боевых действий в конце 60 –х начале 70 –х годов, а также начало боевого патрулирования американских атомных подводных лодок потребовало качественно нового подхода к подготовке кораблей к выходу на разведку.

С 1971 года, кроме план-графика подготовки кораблей к выходу в море, штаб бригады совместно с командиром корабля составлял линейный и сетевой графики подготовки. Детально конкретизировалась последовательность выполнения всех общекорабельных мероприятий и работ по боевым частям, службам и командам.

Были разработаны и графики экстренной подготовки кораблей к выходу на боевую службу, когда отдельные мероприятия выполнялись уже в процессе перехода в назначенный район разведки. Были разработаны типовые групповые упражнения по решению задач во всех основных районах разведки, содержание которых менялось в зависимости от складывающейся обстановки.

Я ввёл в практику своей работы – за 1,5 – 2 месяца до выхода корабля на боевую службу несколько дней работать на корабле. Беседовал последовательно с каждым командиром отделения, старшиной команды, командиром группы и так вплоть до командира корабля. При этом я уточнял и записывал для себя (для контроля): укомплектованность личным составом и уровень его подготовки, состояние технических средств, необходимость дооборудования, наличие запасных частей, справочников, состояние здоровья и моральное состояние и т.д. Зная мою осведомленность по состоянию дел на корабле, командиры всех степеней - флагманские специалисты, офицеры штаба и мои заместители вынуждены были аналогичным способом вникать в проблемы корабля и его подразделений. Поэтому ежедневный вечерний доклад флагманских специалистов и начальника штаба носил конкретный характер.

Такой стиль работы комбрига, начальника штаба, командира береговой базы, заставлял эффективно работать весь штаб и береговую базу по подготовке кораблей на боевую службу и заметно повысил качество подготовки кораблей к выходу в море.

Сразу же, после создания в 1969 году 38 отдельной бригады кораблей ОСНАЗ, она попала в поле зрения командования флотом.

Приказом Командующего ТОФ была назначена комиссия, для проверки готовности кораблей к выходу в разведывательный поход. Состав комиссии: председатель – начальник штаба флота, члены: начальник Разведки флота, командир 38 обк, начальник Центра РЭР флота, главный инженер Центра РЭР, начальник поста СПС РУ штаба флота, старший офицер организационно-планового отдела РУ, начальник 2 группы РЭР, заместитель начальника 4 группы РИЦ, офицеры управления связи ТОФ, Технического управления, Гидрографической службы, помощник флагманского штурмана флота, радиотехнической службы флота, 23 ОПС, тыла флота, начальник связи РУ.

Позже, приказом Командующего ТОФ №260 от 11 июня 1973 года, на эту комиссию, кроме проверки готовности кораблей бригады к выходу на боевую службу, была возложена задача оказания помощи бригаде по восстановлению боевой готовности кораблей к выходу на боевую службу.

В соответствии с «Руководством по боевой службе» (РБС-75), вышедшем в 1975 году, командир корабля письменно докладывал командиру бригады о готовности корабля к несению боевой службы. На основании этого рапорта и результатов проверки, проведенной штабом бригады, командир бригады докладывал председателю комиссии. Комиссия штаба флота приступала к проверке готовности корабля к выходу на боевую службу.

Создание комиссии штаба флота и её деятельность сыграли исключительно положительную роль в деятельности бригады.

После проведения проверки флотской комиссией корабль совершал контрольный выход в море. Замечания, выявленные в ходе проверки, устранялись с помощью комиссии, личному составу предоставлялся трехсуточный предпоходный отпуск.

Каждый командир перед выходом в разведывательный поход готовил графическое решение по выполнению поставленных перед кораблем задач. В отдельных случаях готовился подробнейший план проведения специальной операции, а также схемы решения частных задач.

Графическое решение командира составлялось, в принципе, по макету аналогичному академическому решению командующего на операцию.

Этот макет я взял, как образец в период обучения на академических курсах руководящего состава Разведки ВМФ при Военно-морской академии, и применил его в практической работе на соединении. Использование макета для подготовки графического решения «прижилось» на бригаде.

Решение включало в себя: выводы из оценки обстановки, цели и задачи похода; оценивался вероятный противник, расчет своих сил и средств корабля; организация управления, взаимодействия и связи; тактические приемы решения задач; наличие запасов; прогноз погоды и другие вопросы. Подготовка такого решения требовала от командира корабля, его заместителя по разведке и командира ПМРГ глубокого анализа обстановки с позиции решения поставленных задач.

Подготовленное решение командир корабля в присутствии начальника Разведки флота и командира бригады докладывал начальнику штаба флота, а затем в обязательном порядке – Командующему флотом. Заслушивание командира корабля проходило в спокойной и деловой обстановке. После доклада Командующий проводил небольшой инструктаж командира корабля, обращая внимание на возможные особые случаи.

В этот период усилились обстрелы и бомбардировки американскими самолетами вьетнамских портов. Так, 10 мая 1967 года в порту Хайфон, во время обстрела, был убит находившийся на борту теплохода «Гриша Акопян» 38 летний москвич, боцман этого судна Юрий Сергеевич Зотов. Второго июня 1967 года, бомбовые удары были нанесены по порту Камфа, где стоял под разгрузкой советский теплоход «Туркменистан». Был убит 54 летний электромеханик Николай Никитович Рыбачук и ранено шесть членов экипажа.

В этих условиях корабли бригады, словно с конвейера, один за другим уходили в море на разведку.

Несмотря на то, что в конце 60 – х и в начале 70 – х годов в состав бригады вошли корабли – «Гавриил Сарычев», «Гидрограф», «Пеленг», «Приморье», «Забайкалье», со штатными подразделениями ОСНАЗ, все же специалистов данного профиля не хватало. Приходилось иногда привлекать личный состав ОСНАЗ с береговых радиоотрядов, а командирами групп назначать наиболее подготовленных мичманов – Шевченко, Осинцев, Мелехов, Карпов, Седнин и других. Вахта на всех постах радиоразведки неслась в две смены, а на постах радиотехнической разведки в три смены, на протяжении всего разведывательного похода.

В исключительно сложных условиях и с большим напряжением использовался офицерский состав подвижных групп. Командир (по штатному расписанию он назывался «начальник») подвижной группы, выходя в море, должен был в течение 75 – 80 суток и более, один, круглосуточно, бессменно обрабатывать массу разведывательного материала.

Недостаточная численность офицеров ПМРГ 19 ОМРТО (МРРТО) вынуждала меня, в условиях ведения войны во Вьетнаме, принимать решение – оставить командира ПМРГ, ведущего разведку в районе острова Гуам, на повторный срок, так как там нагрузка на командира ПМРГ, по обработке разведывательного материала, была значительно меньше, чем во Вьетнаме.

Например, командир ПМРГ старший лейтенант В.И. Смирнов в 1967 году находился непрерывно в море на боевой службе 126 суток, а за период с середины ноября 1967 года до конца мая 1968 года был непрерывно в море 185 суток.

Командиры подвижных групп: капитан-лейтенанты Мозжухин Борис Михайлович, Лёвушкин Виктор Иванович, старшие лейтенанты Матвеев Геннадий Андреевич, Смирнов В.И., Семиков В.И. и другие находились на разведке в море в течение года по 200 – 205 суток. В.И. Лёвушкин совершил более 15 боевых служб в должности командира ПМРГ (за период с 1956 по 1969 годы) на разведывательных кораблях 169 одк и на боевых кораблях флота (крейсерах, эсминцах, подводных лодках). В настоящее время ветеран радиоразведки, по-прежнему, продолжает трудиться в Разведке ТОФ.

В 1974 году морская подвижная группа, во главе со старшим лейтенантом Б.М. Полюшиным, в течение 300 суток осуществляла разведывательное обеспечение боевого траления мин нашими тральщиками в Суэцком канале, под командованием капитана 1 ранга А. Апполонова. Столь длительное пребывание в жарком, неблагоприятном климате отрицательно отразилось на здоровье Б.М. Полюшина, он заболел и за время болезни потерял в весе 16 килограммов.

Тринадцать месяцев находилась в Индийском океане подвижная группа 19 МРРТО возглавляемая старшим лейтенантом Каревым Владимиром Анисимовичем, ведя разведку с боевых кораблей 8-ой оперативной эскадры ВМФ.

В большинстве случаев продолжительность непрерывного пребывания в море командиров ПМРГ составляла более 160 суток.

Подавляющее большинство командиров ПМРГ, из состава 19 МРРТО, в течение ряда лет стойко переносили тяготы напряженного воинского труда.

Очень часто, в море находились одновременно более 50% командиров ПМРГ центра РР 19 ОМРТО, а в 1967 году – 80%.

Продолжительность разового пребывания специалистов ОСНАЗ срочной службы (особенно радиотелеграфистов) достигала четырёх и более месяцев. Так, в 1968 году у старших матросов Гавриличева и Мостового одноразовое пребывание в море составляло 131 сутки, у матроса Хутакова – 214 суток, а у матроса Котенёва – 160 суток. Котенёву принадлежит рекорд продолжительности пребывания на разведке в море среди личного состава срочной службы – 289 суток, в течение года. Личный состав ОСНАЗ находился в условиях непрерывной двухсменной вахты, между которыми проводились еще учения, тренировки и занятия.

Не менее сложной была обстановка и при укомплектовании ПМРГ личным составом срочной службы, особенно «дефицитных» специальностей, что и вынуждало командование отряда и бригады в отдельных случаях, при смене кораблей на позициях, оставлять в море на повторный срок некоторых старшин и матросов. Делалось это обычно по добровольному согласию военнослужащих.

Необходимо отметить, что ни офицеры, ни матросы подвижных морских разведывательных групп никаких льгот, предоставляемых штатному личному составу корабля, не имели.

Полное и качественное решение разведывательных задач было бы невозможным без интенсивного использования групп ОСНАЗ и их всесторонней подготовки. За период с 1975 по 1976 годы на разведывательные корабли, боевые корабли и суда ТОФ было внедрено – 59 ПМРГ, а в 1965 и в 1976 году – по 52 ПМРГ.

Только с 1965 по 1976 годы было подготовлено и внедрено на различные корабли ТОФ 460 групп ОСНАЗ.

Большой вклад в решение специальных задач внесли командиры групп ОСНАЗ бригады: Л.Н. Алентьев, С.Н. Амелько, В.С. Бочаров, А.Н. Бурлачко, В.И. Данилов, Н.Г. Зубов, В.В. Казадаев, В.А. Карев, В.Г. Козлов, В.В. Королев, А.В. Кравцов, А.А. Лебедев, В.И. Лёвушкин, Г.А. Матвеев, Б.М. Мозжухин, Осинцев, А.Б. Павлов, В.И. Пестриков, Б.М. Полюшин, О.П. Рогов, В.И. Семиков, В.И. Смирнов, В.И. А.А. Соколов, Соловьев, Г.В. Шевченко, В.М. Фёдоров, В.А. Черных, К.П. Чудин, А.А. Шпагин, Б.Г. Яковлев и многие другие.

Боевые службы для разведывательных кораблей нашей бригады усложнялись и тем, что кроме решения задач в интересах Военно-морского флота и ТОФ они в равной степени должны были принимать участие в оказании братской интернациональной помощи вьетнамскому народу (с апреля 1964 по декабрь 1974 года). Корабли находились в зоне боевых действий, осуществляя боевое (разведывательное) обеспечение советских подразделений ПВО на территории Вьетнама (о чем было сказано выше), порою они подвергались серьёзному риску. Наши корабли также принимали участие при оказании помощи республике Бангладеш (1972 год) и египетскому правительству (траление в Суэцком канале в 1974 году).

Постоянно на позиции разведки в районе Вьетнама находились один – два разведывательных корабля и один корабль находился в районе острова Гуам. В бухте Апра на острове Гуам находился передовой пункт базирования американских атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ), а на авиабазе Андерсен базировались самолёты Б-52 стратегической авиации США.

Решая основную свою задачу по вскрытию деятельности ПЛАРБ, разведывательный корабль отслеживал взлёты самолётов Б-52, которые направлялись во Вьетнам, для нанесения бомбовых ударов. Информация о взлётах Б-52 через аппаратуру сверхбыстродействующей связи передавалась в ГШ ВС СССР, а оттуда она поступала во Вьетнам, командованию ПВО. Подразделения ПВО во Вьетнаме, получив своевременно информацию, приводились в боевую готовность для  отражения налётов авиации.

Начиная с 1965 года и по 1977 год ежегодно в море на разведку совершалось, от 20 до 30 боевых служб, в различные районы Тихого и Индийского океанов. Каждый корабль в течение года совершал по две – три, а в некоторых случаях и по четыре боевые службы.

Ежегодно в район боевых действий во Вьетнаме, на постоянной основе, выходило от шести до девяти разведывательных кораблей, которые совершали до двенадцати боевых служб. Всего за 1964 – 1974 годы в район боевых действий во Вьетнам выходило 17 разведывательных кораблей соединения. Они совершили более 94 походов, продолжительностью по три – четыре месяца, каждый.

С разведывательных кораблей передавалась информация о начале взлёта палубной авиации с авианосцев США, расположенных в Тонкинском заливе.

Главный военный советник СССР, получив информацию о предстоящем налёте, отдавал распоряжение о своевременном приведении в боевую готовность зенитно-ракетных комплексов, истребительной авиации и других средств ПВО на территории Вьетнама. В районах предполагаемых бомбардировок, заблаговременно принимались меры по оповещению населения о готовящихся воздушных ударах.

СССР и другие дружественные страны оказывали Вьетнаму экономическую и военно-техническую помощь, для отражения агрессии США. Доставка грузов во Вьетнам осуществлялась в основном по морю.

В 1972 году американцы решили организовать морскую блокаду Демократической республики Вьетнам, с этой целью они приступили к массированному минированию подходов к портам. Минные постановки осуществляли палубные самолёты. Первые минные постановки были произведены с самолётов типа «Интрудер» и «Скайхок», базирующихся на авианосцах «Китти Хок» и «Коралл Си». Всего за восемь месяцев было выставлено более 11000 мин, типа МК-36 и МК-52-2.

Наиболее массированные минные постановки были проведены в августе 1972 года, когда американская палубная авиация с шести авианосцев скрытно осуществила постановку новых гидроакустических и магнитных мин, на подходе к порту Хайфон и на самом фарватере. В Хайфоне оказались «запертыми» десятки судов.

Эта операция была своевременно вскрыта рзк «Дефлектор», командир капитан 3 ранга О.Л. Кучин, командир группы ОСНАЗ капитан-лейтенант К.П. Чудин.

В декабре 1972 года в Париже проходили длительные переговоры правительства США с правительством ДРВ о прекращении бомбардировок и обстрелов территории ДРВ. Переговоры проходили на фоне широких наступательных действий, вооруженных сил Национального фронта освобождения Южного Вьетнама и больших потерь со стороны американских войск.

В ДРВ из СССР продолжали поступать новые образцы зенитно-ракетных комплексов, которые позволяли сбивать стратегические бомбардировщики Б-52 на больших высотах и также эффективно действовать по низколетящим целям. По вьетнамским данным с августа 1964 года по 1973 год было сбито более 4000 американских самолётов.

На парижских переговорах американские переговорщики стремились с позиции «силы» добиться почётных условий вывода своих войск из южного Вьетнама.

С 25 декабря 1972 года американское командование начинает самую широкомасштабную, за весь период войны, воздушную операцию против городов ДРВ Ханой, Хайфон и военных баз вьетнамских вооруженных сил.

К операции была привлечена вся авиация США, находящаяся в Юго-Восточной Азии. Только в первый день налёта самолёты палубной авиации с семи авианосцев, находящихся в зоне боевых действий, совершили более 1500 боевых вылетов.

Однако советское и вьетнамское руководство были своевременно оповещены о начале массового взлёта палубной авиации со всех авианосцев  Источник информации – рзк «Курсограф», командир корабля капитан-лейтенант А.В. Гарницкий (старший на корабле капитан 2 ранга С.С. Васильев), командир группы ОСНАЗ капитан-лейтенант В.Г. Козлов, старший лейтенант В.А. Карев. Корабль находился в центре боевого порядка 77-го оперативного соединения. Это позволило своевременно привести всю систему ПВО ДРВ в полную боевую готовность. За двенадцать дней воздушных налётов на города Северного Вьетнама было сброшено более ста тысяч бомб. Силы ПВО ДРВ сбили 80 американских самолётов, в том числе 23 стратегических бомбардировщика Б-52.

Под давлением общественности и вследствие серьезных поражений в войне правительство США было вынуждено 27 января 1973 года подписать в Париже Соглашение о прекращении войны и полном выводе американских войск из Южного Вьетнама.

В соответствии с Парижским Соглашением ВМС США должны были провести разминирование фарватера и подходов к порту Хайфон. Эта операция получила наименование «Энд Свип» («Окончательное траление»). Для проведения разминирования было сформировано минно-тральное соединение в составе: вертолётоносец «Окинава» (флагман), десантно-вертолётные корабли-доки, с вертолётами-тральщиками, десантные корабли, немагнитные тральщики, корабли охранения и суда обеспечения.

78 оперативное соединение (Task_Force_78_Gulf_of_Tonkin).

Всего американское соединение насчитывало около 50 кораблей и судов различного назначения. Основные силы, решавшие боевую задачу траления, десантные вертолёты «Си Стэлл» RH-53D с гидроакустическими и магнитными тралами, в том числе и с тралами, построенными по принципу трубки «Вентори».

Для обеспечения траления была развернута высокоточная трехкоординатная система радионавигации «Рейдист» (точность координат до 1 метра).

Операция по вертолётному тралению проводилась впервые в истории всех флотов мира.

В соответствии с приказом Главнокомандующего ВМФ и Командующего ТОФ адмирала флота Н.И. Смирнова в Южно-Китайском море и Тонкинском заливе, в районе минного поля у порта Хайфон, был сформирован оперативный отряд кораблей Тихоокеанского флота под командованием командира бригады разведывательных кораблей капитана 1 ранга Д.Т. Лукаша.

Но об этом я узнал позже, 15 февраля, прибыв во Владивосток в штаб флота.

12 февраля в Уссурийске умерла моя мама. Похороны были назначены на 14 февраля. В этот день я был на городском кладбище, на захоронении.

Неожиданно к могиле подъезжает автомашина и мичман докладывает:

- «Вас вызывает к себе Командующий флотом адмирал Н.И. Смирнов».

- «Причина?».

- «Не знаю».

Как только закрыли могилу, я не заезжая на квартиру родителей, прямо с кладбища уехал во Владивосток.

К моему приезду командующего в штабе уже не было. Я позвонил ему домой и получил приказание:

«По приказанию Главнокомандующего Вы назначаетесь командиром оперативного отряда кораблей Тихоокеанского флота в составе восьми вымпелов и завтра, т.е. 16 февраля 1973 года убываете в Тонкинский залив на проведение разведывательной операции по тралению американских мин с использованием вертолетов-тральщиков».

- «Это уникальная операция, проводимая впервые в мире вертолётами-тральщиками».

- «Одновременно Вы назначаетесь старшим морским начальником на акватории Южно-Китайского моря и Тонкинского залива».

- «В Ваше подчинение переходят пять разведывательных кораблей 38 бригады кораблей ОСНАЗ (мрзк «Анероид» - флагман, «Барограф», «Курсограф», «Гидрофон», «Протрактор»), тральщики «МТ-4», «МТ-5» 47 бригады ОВРа и танкер «Владимир Куличицкий» 109 бригады вспомогательных судов Тыла ТОФ».

- «На сборы и формирование отряда отводятся одни сутки. Офицерам иметь с собой форму одежды №1, всем экипажам – тропическую».

- «Срок будет определен дополнительно».

Весь день ушел на экстренное приготовление кораблей, их экипажей к решению новой для них задачи, на формирование походного штаба, подготовку документов и т.д. Ситуация осложнялась еще и тем, что практически все корабли находились в море в различных районах.

Разведывательная операция должна была охватить акваторию от Хайфона до Дананга.

Для руководства разведывательной операцией был создан небольшой походный штаб. В состав штаба вошли: флагманский специалист по радиоразведке (начальник походного штаба) - капитан 2 ранга Черных Валентин Александрович, флагманский связист – капитан 2 ранга Саболдашев Александр Степанович, инструктор по ЗАС бригады – мичман Пискарев Анатолий Васильевич, кинооператор (штурман с рзк «Амперметр») – Трухно Виктор Терентьевич и два матроса срочной службы – переводчики.

Походный штаб был размещен на рзк «Анероид». Там же находился и флагман – командир оперативного отряда капитан 1 ранга Д.Т. Лукаш.

Перед кораблями оперативного отряда были поставлены следующие задачи:

- вскрыть деятельность американских минно-тральных сил соединения;

- тактику боевого траления вертолётами-тральщиками;

- применение новых сил и средств, траления;

- боевые возможности и тактико-технические характеристики, выставленных мин;

- навигационное обеспечение траления;

- определение границ минного поля;

- типы тралов, используемых вертолётами-тральщиками;

- технические возможности вертолётов-тральщиков;

- погодные условия, при которых возможно траление и т.д.;

- плотность минных постановок;

- ширина захвата одним тралом;

- коэффициент боевого использования вертолётов-тральщиков;

- оценка результатов траления и своевременное оповещение российских судов о минной угрозе.

Для решения этих задач необходимо было собрать корабли оперативного отряда, уточнить их готовность и поставить конкретные задачи.

Из пяти разведывательных кораблей три уже находились в Южно-Китайском море и в Тонкинском заливе: рзк «Протрактор» - с ноября 1972 года, рзк «Курсограф» – с 14 декабря 1972 года, рзк «Гидрофон» - с 4 февраля 1973 года. Тральщики «МТ-4» и «МТ-5» подошли к Тонкинскому заливу 1 марта 1973 года.

Командиры разведывательных кораблей и групп ОСНАЗ:

- рзк «Анероид», командир корабля - капитан-лейтенант Архипов Пётр Архипович, командир группы ОСНАЗ - старший лейтенант Бурлачко Анатолий Николаевич;

рзк «Курсограф», командир корабля – капитан3 ранга Тульчинский Олег Дмитриевич (это был его последний поход), командир группы ОСНАЗ – старший лейтенант Козлов Валерий Г. и помощник начальника ЦОИ 19 МРРТО – старший лейтенант Карев Владимир Анисимович;

- рзк «Барограф», командир корабля – капитан-лейтенант Алехин Анатолий Васильевич;

- рзк «Гидрофон», командир корабля - капитан-лейтенант Лисин Геннадий Степанович;  

          - рзк «Протрактор», командир корабля – Левых Виктор Фёдорович.  

Командиры групп ОСНАЗ были также на рзк «Барограф», «Гидрофон», «Протрактор» и на тральщике «МТ-4» - старший лейтенант Фёдоров Владимир Михайлович.

Всего на кораблях оперативного отряда было шесть групп ОСНАЗ.

Для качественного решения разведывательных задач на флагманском корабле был создан расчет визуально-инструментальной разведки, который включал в себя всех офицеров, мичманов, старшин и матросов, находившихся на постах верхней палубы, мостика. Статистов, которые использовали РЛС, секстаны, бинокли, фотоаппараты, кинокамеры и т.д. Весь расчет визуально-инструментальной разведки был разбит на две круглосуточные смены, во главе которых были комбриг и командир рзк «Анероид». На переходе из базы и до Тонкинского залива неоднократно проводились тренировки обоих расчетов.

Боевое траление вертолётами-тральщиками (Mine_explosion_Operation_End_Sweep_9_March_1973).

Самым сложным было попасть на фарватер минного поля, который был закрыт. Для этой цели приходилось использовать каждый проход по минному полю американского корабля или судна. Зная свое место, мы пеленговали американский корабль и по РЛС определяли дистанцию и пеленг до него, таким образом накапливали данные, а затем выходили на этот фарватер и на нём «работали» (вели разведку), наблюдая обстановку вокруг корабля, находясь фактически в центре минного поля, стоя на якоре на фарватере.

По международным правилам стоянка судна на фарватере запрещена, но так как фарватер не был объявлен, был заминирован, мы сочли возможным стать на якорь, где считали нужным.

На фарватере находился и рзк «Курсограф», остальные корабли были вне границ минного поля.

Производилось профессиональное фотографирование американских кораблей, вертолётов, тралов. Определялись скорости и курсы вертолётов-тральщиков, фиксировалось расстояние между галсами и длины галса, результаты траления (подрыв мин).

Ежесуточно на главном командном посту корабля, утром и вечером проводились разборы выполнения разведывательных задач, на день и ночь.

Определённую роль в добыче разведывательного материала сыграли и советские моряки транспортного флота ДВМП. В середине марта 1973 года, когда наши разведывательные корабли стояли на минном поле, первый советский теплоход «Марат Казей», вышел из порта Хайфон. С теплохода передали на наш разведывательный корабль «Курсограф» карту минных американских постановок, безопасный фарватер и обломки сбитого американского бомбардировщика «Б-52».

Большую роль в добыче разведывательных материалов сыграл и личный состав постов микрофонного радиоперехвата УКВ, укомплектованный матросами срочной службы. Обработку материалов (перевод), осуществляли матросы, призванные на службу после окончания факультетов иностранных языков в высших учебных заведениях.

Обилие информации, которую надо было передавать на КП Разведки ТОФ и ЦКП Разведки ВМФ, было столь велико, что узлу связи флагманского корабля приходилось работать в режиме передачи 23 часа в сутки. Кроме этого, ежедневно в штаб флота передавали по два обобщенных донесения.

С большим напряжением работали связисты флагманского корабля – капитан 2 ранга А.С. Саболдашев (Ф-4) и специалист СПС мичман А.В. Пискарев, обеспечивая бесперебойную связь.

Отлично несли вахту на боевых постах старшина 2 статьи Вороновский, матросы Кирекеша, Голубев и другие.

Особенностью этой разведывательной операции было то, что корабли работали практически на минном поле, весь экипаж подвергался смертельной опасности.

Для перемещения по минному полю разведывательные корабли («Анероид», «Курсограф») использовали фарватеры, по которым перемещались американские корабли, как они были обнаружены, описано выше.

Весь личный состав подвижных групп во главе с командирами ПМРГ (семь офицеров), успешно справлялся с поставленными задачами. Особо хотелось бы отметить ПМРГ на следующих кораблях: рзк «Анероид» (командир группы ОСНАЗ А.Н. Бурлачко), рзк «Курсограф» (командир группы ОСНАЗ В. Г. Козлов, помощник начальника ЦОИ 19 МРРТО В.А. Карев), тральщик «МТ-4» (командир группы ОСНАЗ В.М. Фёдоров). Впоследствии, двое из командиров групп стали адмиралами: В.М. Фёдоров – вице-адмиралом, начальником Разведки ВМФ – заместителем начальника ГШ ВМФ по разведке, В.А. Карев – контр-адмиралом, начальником Разведки ТОФ, заместителем начальника штаба ТОФ по разведке.

В ходе разведывательной операции начальник Разведки ТОФ в своих оценках неоднократно отмечал, что корабли оперативного отряда активно, целеустремлённо и инициативно решали разведывательные задачи. Кроме этого, было отмечено, что в ходе разведки учений кораблей 7-го флота США рзк «Анероид» своевременно вскрыл работу авианосной многоцелевой группы во главе с авианосцем «Мидуей», и вышел с ней на визуальный контакт. Была вскрыта радиосеть и деятельность ВМС США, организация использования радиоэлектронных средств кораблей и т.п.

Хорошо проявил себя во время разведывательной операции помощник начальника ЦОИ 19 МРРТО, старший лейтенант В.А. Карев. Он успешно провёл испытания и обработку многоприёмного поста технических видов передач с использованием новой аппаратуры.

В результате проведённой разведывательной операции, с 16 февраля по 23 апреля 1973 года, все поставленные перед оперативным отрядом задачи были успешно выполнены и в полном объеме. 23 апреля 1973 года оперативный отряд кораблей ТОФ был расформирован.

Впервые был добыт ценнейший материал по проведению операции траления морских мин с помощью вертолётов – тральщиков, по навигационному обеспечению траления и многое, многое другое. Подробно о решенных оперативным отрядом задачах описано в моей книге «Краткая историческая справка. Послевоенная радиоэлектронная разведка Тихоокеанского флота», издание Владивосток, 2004 год, 2 – е издание, дополненное и исправленное, Москва, 2007 год.

Только по материалам, полученным в результате разведывательной деятельности флагманского корабля отряда (мрзк «Анероид»), было подготовлено 62 документа: иллюстрированные схемы, технического характера, таблицы, графики, диаграммы, рисунки. В подготовке и оформлении документов принимал участие весь офицерский состав корабля, кроме врача.

Особенно много сил к подготовке материалов приложил флагманский специалист по РР капитан 2 ранга А.В. Черных.

О выполнении разведывательной операции я доложил Командующему флотом адмиралу Н.И. Смирнову в присутствии начальника Разведки флота. Доклад длился более 2,5 часов. Командующий флотом слушал меня очень внимательно и задавал много уточняющих вопросов. В целом доклад прошел хорошо и понравился Командующему.

Разбор похода и решения поставленных задач перед оперативным отрядом проходил в базовом матросском клубе ТОФ. В клубе присутствовали все офицеры Разведывательного управления, Центра РЭР, Разведывательно-информационного центра (РИЦ), командиры и офицеры кораблей и частей Разведки Главной базы флота.

Доклад делал командир оперативного отряда, командир 38 бригады разведывательных кораблей капитан 1 ранга Д.Т. Лукаш.

Доклад о проведённой операции и разбор деятельности оперативного отряда кораблей, явился хорошей школой, как для участников разведывательной операции, так и для всех присутствующих на разборе.

Сведения, добытые в ходе операции «Энд Свип» были опубликованы в одном из журналов «Военно-морской разведки» или, «Военная разведка» за 1973 год или за 1974 год (я лично читал, но название журнала не помню). Материал получил высокую оценку Главного Разведывательного управления ГШ МО, Разведки ВМФ и ТОФ.

В 1974 году закончилась война во Вьетнаме, явившаяся крупнейшим вооруженным конфликтом после Второй Мировой войны. За время войны на территории Вьетнама было взорвано 14 миллионов тонн взрывчатых веществ, что в несколько раз больше, чем за годы Второй Мировой войны на всех театрах военных действий.

С 30 апреля 1964 года по январь 1973 года американская авиация потеряла в небе над Вьетнамом более 4000 самолётов, а вьетнамский народ заплатил за свою свободу и независимость семи миллионам жизней своих граждан.

25 апреля 1975 года патриотическими силами Вьетнама был освобожден Сайгон. Закончилась длительная кровопролитная война за объединение Вьетнама.

В апреле 1976 года состоялись всеобщие выборы в единое национальное собрание, на первой сессии которого 2 июля 1976 года была провозглашена Социалистическая Республика Вьетнам (СРВ).

Последними разведывательными кораблями 38 бригады ОСНАЗ выходившими в 1974 году на разведку в Южно-Китайское море и Тонкинский залив были: «Курсограф» (находился на БС с 1.09.1974 по 31.12.1974 г.) и «Барограф» (находился на БС с 9.09.1974 по 27.11.1974 г.).

Боевое (разведывательное) обеспечение советских подразделений ПВО на территории Вьетнама, осуществляемое кораблями 38 бригады ОСНАЗ, довелось завершить рзк «Курсограф». С 31 декабря 1974 года маневренная позиция кораблей ОСНАЗ у берегов Вьетнама была закрыта.  

За участие в боевых действиях во Вьетнаме 2190 советских военнослужащих были награждены государственными наградами СССР и более 3000 военнослужащих были награждены орденами и медалями СРВ. Но среди военнослужащих, награжденных вьетнамскими наградами нет ни одного моряка-разведчика. По-видимому, руководство ВМФ СССР посчитало, что ратный труд, порою опасный, моряков-разведчиков не достоин больших наград, поэтому и Закон «О ветеранах» вышел «сырым», недооформленным и реализуется с большим трудом, только через судебные органы. Да и директива начальника ГШ ВМФ от 19.05.2005 года до сих пор не оформлена через Генеральный штаб МО РФ.  

 Дальше

Лукаш Д.Т. "Воспоминания о службе морской".

создание интернет сайта - Студия Триас